Библиотека Горького
В настоящие время перед современным обществом стоит непростая задача кардинального изменения отношения к людям с ограниченными возможностями путем создания для них условий для самореализации, равных возможностей; разработки и внедрения различных способов и мер, позволяющих им полноценно осваивать социальный опыт, существующую систему общественных отношений.
Для этого необходимо создать систему эффективной социальной поддержки, включающей социальные, медицинские, педагогические, психологические разделы их реабилитации, позволяющие инвалидам равноправно входить в общество здоровых людей. В России существует широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями.
Человек, у которого обнаружены ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Это даст ему определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки.
До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда к месту отдыха, скидки на покупку автомобиля. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.
Приобретение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации – основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудoустройству, направления на лечение.
В Краевой библиотеке им. Горького в рамках Международного дня инвалидов подготовлена выставка «Правовой статус людей с ограниченными возможностями». Выставка представлена в информбюро (на 1 этаже) с 25 ноября по 15 декабря 2015 г.
Правовой статус людей с ограниченными возможностями.
Инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» (ст. 1) [1].
В настоящее время цивилизованные страны стараются решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями, на основе научно-исследовательского подхода, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов.
Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, глухота, слепота, умственная отсталость.
В качестве причин инвалидности могут быть указаны:
- общее заболевание;
- трудовое увечье;
- профессиональное заболевание;
- инвалидность с детства;
- инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны;
- военная травма или заболевание, полученные в период военной службы;
- инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска;
- иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов о перечисленных выше обстоятельствах учреждение констатирует, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает заявителю содействие в поиске необходимых документов. После получения документов причина инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования инвалида.
В нашей стране неуклонно увеличивается число людей с ограниченными возможностями. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.
Понятие «человек с ограниченными возможностями».
Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами (ст. 3) [2].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
а) недуг – любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;
б) ограниченные возможности – любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;
в) недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).
В России чаще используется термин «инвалид». Согласно Федеральному Закону «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.
), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнeдеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Депутаты Государственной Думы Российской Федерации выступили с инициативой отказаться от терминов «инвалид», «человек с отклонениями в развитии» и внести поправки в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «O физической культуре и спорте в Российской Федерации». Указанные термины традиционно в России ассоциируются с такими нарушениями состояния здоровья, как «умственная отсталость», предполагают лишенность, исключенность, дискриминационный подход, не учитывает возрастных особенностей. Поэтому у людей уже в раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем связано co значительными проблемами в семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации. В большинстве развитых стран и в документах Всемирной организации здравоохранения для обозначения этой категории граждан применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья»
В нормативно-правовой документации Российской Федерации люди с ограниченными возможностями определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В Федеральном Законе «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения (от 29.01.97) утверждена классификация нарушений основных функций организма человека:
- Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
- Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
- Нарушения статодинамической функции.
- Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Если мы говорим о детском возрасте, то дети, относящиеся к первым трем категориям, составляют большую часть из общего количества детей, имеющих инвалидность. Многие дети, независимо от вида нарушения, имеют отклонения или нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.
Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, которая имеет следующие категории: по полу, возрасту и социальному статусу.
Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь.
Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.
Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.
Таким образом, определение «человек с ограниченными возможностями» наиболее оптимален для использования в современной науке и социальной практике, поскольку предполагает минимальную степень дискриминации, интеграцию в среду, предоставление соответствующих условий для данной категории людей.
1. Организация Объединенных Наций. Декларации. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс] : декларация : [принята и провозглашена резолюцией № 258-А (II) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1971 г., ратифицирована Российской Федерацией 10 мая 1998 г.] // СПС Консультант Плюс.
2. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.11.1995 №181-ФЗ : (ред. от 29.06.2015) // СПС Консультант Плюс.
Источник: https://www.gorkilib.ru/events/pravovoy-status-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami
Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями
Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок. Узнаем, какие существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ.
Понятие «дети-инвалиды»
К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:
- потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
- полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.
Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности. Решение составляют в 2 экземплярах. Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша. Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом.
Понятие «Дети с ограниченными возможностями»
При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.
При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:
- нарушение зрения;
- проблемы с функционированием органа слуха;
- дефекты речи;
- заболевания опорно-двигательной системы;
- аутизм;
- отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
- нарушения в психическом развитии.
Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ.
«У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.
Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем.
Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства.
У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.
Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.
«Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам».
Является ли ребенок-инвалид ребенком с ОВЗ
Если малыш имеет серьезную патологию и отклонения, но ему не предоставили инвалидность, то он признается больным с ОВЗ. Одновременно с этим, они могут получить группу инвалидности. Малыш, которому присвоили статус, не может быть отнесен к разряду ОВЗ. Это также является отличием.
Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.
Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.
Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут.
Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша.
Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.
Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:
- Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
- Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
- Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
- Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
- Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
- Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.
Заключение
Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.
Источник: https://proinvalid.ru/informatsiya/ovz-i-invalidy
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2019 году – пособие, обучение, инвалиды отличие
Начиная с 2016 года в России были введены в систему образования инклюзивные классы. Именно посредством данных механизмов дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2019 году могут получать социализацию.
Но кроме обучения существует множество нюансов в воспитании такого ребенка. Ведь, в первую очередь, ему необходимо получить статус ОВЗ и получать особые выплаты и льготы, чтобы иметь возможность развиваться.
Общие моменты
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья — главная задача, которая стоит перед государством.
Поскольку долгое время главной программой было отделение таких детей в отдельные классы или школы. Это и мешало им стать полноценными участниками социума.
В 2019 году стандарт инклюзивного образования делает возможным помещение ребенка в классический школьный класс.
Но в любом случае, ему необходимо будет оформить справку о наличии особых потребностей. Ведь в школе должно быть соответствующее оборудование для работы с ним и специально подготовленные педагоги и другие работники.
Понятия
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | Это дети с инвалидностью в возрасте от рождения до совершеннолетия. При этом к таким детям могут относиться и те, у которых официальными документами не признано наличие такого отклонения в физическом или психическом плане в постоянном или временном порядке. Это могут быть особенные дети с задержкой в развитии, слабым слухом или зрением |
Инклюзивное образование | Система образования, построенная таким образом, что дети с особыми потребностями могут обучаться в общих классах в классических школьных заведениях |
Пособие | Это социальная помощь от государства наиболее незащищенным слоям населения. Такими выступают инвалиды, малоимущие, сироты. Все они могут рассчитывать на получение пособий от государства |
Социум | Это сфера общения ребенка, которая не ограничивается родными. Для развития личности необходимо создать все условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ или инвалидностью мог получать всю полноту общения со сверстниками и другими людьми |
Что дает статус
Поскольку дети с ОВЗ требуют особенных условий обращения с ними и развития, то государством предусмотрено несколько дополнительных возможностей.
В большинстве они касаются непосредственно школы, обучения и социализации ребенка:
Бесплатные занятия с логопедами, психологами или социальными педагогами | Обычно предоставляется от двух занятий в неделю, которые помогли бы ученику развить свои навыки и улучшить общение с окружающими |
Особый подход в общении с учителями и выставлении оценок | Здесь каждое учебное заведение устанавливает свои особые правила. Но единственным ориентиром является поиск подхода к ребенку и выявление его талантов и развитие их |
Экзамены | В конце итоговых 9 и 11 классов ученик со статусом ОВЗ может самостоятельно сделать выбор в пользу государственной итоговой аттестации или же применить форму основного государственного экзамена — в виде тестового опроса |
В школе ребенок может пользоваться комплексными обедами | Которые предоставляются ему бесплатно |
К детям со статусом ОВЗ не могут применяться дисциплинарные взыскания | Такое наказание не используется в течение всего обучения ребенка в образовательном учреждении |
Кто относится к группе
Основная характеристика детей, которых относят к тем, у которых есть ограниченные возможности здоровья — это нарушение психофизических показателей, что приводит к необходимости применения к ним особенных методик для коррекции в плане обучения и воспитания.
К стандартным участникам такой группы относятся дети, у которых есть следующие нарушения:
Слуха | Это как глухие, так и слабослышащие |
Зрения | Слепые и со слабым зрением |
Речи | Логопаты |
Опорно-двигательного аппарата. Поведения и общения с окружающими людьми. Также к таким детям относятся те, кто имеет умственную отсталость или задержку психического развития.
Кроме того, подобные нарушения могут суммироваться, а не быть единичными явлениями.
Социально-правовая защита ребенка
Данный аспект заботы государства о детях с особенными потребностями выражается в нескольких моментах:
Законодательный уровень | На этом этапе государство может обеспечить ребенка защитой даже в моральном плане. Поэтому при любых нарушениях прав ребенка можно подать в суд |
Медицина | В этом плане государством обеспечивается доступ к получению квалифицированной помощи и предоставляются пособия. Это позволяет снизить материальную нагрузку на родителей ребенка с ОВЗ |
Образование | В данной области введена система инклюзивных классов, что позволяет быстро адаптировать ребенка к жизни в обществе и максимально социализировать его. Плюс, такая методика благоприятно влияет на улучшение психофизических проблем ученика |
Родители ребенка с ОВЗ могут рассчитывать на помощь квалифицированных специалистов, которые будут работать на устранение нарушений в психике ученика.
Сколько исправлений допускается в больничном листе работодателем, читайте здесь.
Поэтому у таких детей есть много шансов восстановить утраченные способности и развить новые таланты.
Правила оформления положения
Если родители намерены получить для своего ребенка особый статус, им необходимо понимать, какие правила существуют в данном правовом поле.
Самыми основными положениями являются:
Наличие оснований для статуса ОВЗ | Их можно найти в законодательных актах |
Получить консультацию врача | Есть ли у ребенка те нарушения, которые могут быть признаны ОВЗ |
Пройти комиссию | И получить справку |
Поставить в известность руководство школы | О получении ребенком статуса ОВЗ |
Если соблюдать все правила оформления положения, то можно рассчитывать не только на быструю процедуру, но и на профессиональную реакцию со стороны школы.
Поскольку в большинстве случаев именно родители должны поговорить с руководством, чтобы оно получило информацию о состоянии ребенка и могло провести инструктаж преподавателей образовательного учреждения.
Классификация вида
Существует несколько классификаций ОВЗ. Так, самой распространенной является британская шкала.
В ней присутствуют три ступени:
Недуг | Когда ребенок потерял какую-либо анатомическую возможность или функцию. Это может быть также и аномальное развитие в психике или физиологии |
На второй ступени находятся | Те, у кого обнаружены дефекты или неспособность выполнять те виды деятельности, которые являются нормой для большинства детей |
И последняя ступень | Это недееспособность, то есть инвалидность |
В российской утвержденной классификации есть ряд видов, на которых основано разделение нарушений по ОВС:
Психические процессы | Это все функции, которые относятся к памяти, восприятию, говорению и т.д |
Сенсорные | Потеря или нарушения слуха, обоняния, зрения или же осязания |
Дыхательные, выделительные, обменные, пищеварительные и подобные им функции | — |
Нарушения статодинамического характера | — |
Первая, вторая и четвертая категории — это дети-инвалиды. И именно они входят в большинство детей, которых относят к группе ОВС.
Именно из-за этого государством предусмотрено отдельное отношение к этой группе учеников в школах и других образовательных заведениях.
Оформление заключения
Для того, чтобы ребенок смог получать дополнительную помощь от государства, необходимо совершить ряд действий:
- Определить тот учебно-воспитательный центр, в котором можно пройти обследование ПМПК.
- Собрать пакет необходимых для комиссии документов.
- Получить направление от школы или же лечащего врача ребенка на проведение обследования.
- Пройти обследование и получить справку о предоставлении статуса.
- Предоставить в учебное заведение вывод комиссии.
Родителю достаточно обратиться в специализированное учебное заведение или же территориальное Управление образования в конкретном городе.
И уже после прохождения ПМПК можно пользоваться всеми привилегиями от данного статуса.
Перечень документов
Получение статуса ребенка с ОСВ предусматривает предоставление ПМПК ряда документов:
Заявление | На проведение комиссии или же согласие родителя если оно было назначено врачом |
Паспортный документ ребенка или свидетельство о рождении | Необходимо сделать ксерокопии |
Документ родителя | Который мог бы идентифицировать личность родителя или опекуна ребенка |
Направление | От образовательного центра или медицинского учреждения |
Заключения от медико-психолого-педагогической проверки | В ходе проведения данного заключения психологи, логопеды, социальные педагоги в школе обучения ребенка составляют свое мнение об уровне его развития и наличии у него нарушений |
Ранее выданные заключения о здоровье ребенка | — |
Выписка из амбулаторной карточки ребенка | В частности, подробная история развития с учетом всех врачебных заключений. Ее можно получить по месту учета — в местном медицинском учреждении |
Характеристика из школы и письменные работы по нескольким предметам | По русскому языку, математике, а также творческие работы.Если у родителей имеются другие документы о проведении исследований и осмотров, их также стоит приложить к пакету бумаг |
Какие есть пособия для данной категории
Данная категория детей не получает дополнительных пособий. Основными льготами здесь выступают бесплатные занятия со специалистами и бесплатное питание в образовательном учреждении.
Поэтому при оформлении данного статуса для ребенка не стоит рассчитывать на материальную помощь. Хотя государство и собирается расширять финансирование в данном направлении.
Например, предлагается совершать выплаты родителям детей с ОВЗ, чтобы им было легче ухаживать за ними. При этом официальных документов или заявлений на рассмотрении пока нет.
Интересующие вопросы
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это достаточно новое понятие в российской правовой сфере. И не все родители понимают, как оформить данный статус и для чего это вообще делать.
Плюс, для многих непонятно, чем же отличается данное понятие от стандартной группы инвалидности и есть ли разница в обучении между обычными и инклюзивными классами. Поэтому стоит заранее разобраться во всех этих вопросах.
Чем отличаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОМЗ) от инвалидов
Дети с ОВЗ, по сути, является более широкой группой, которая включает в себя и инвалидов.
В этом случае ребенок с нарушением развития не будет получать группы инвалидности, но все же будет требовать особого подхода.
Про субсидированный тариф на авиабилеты, читайте здесь.
О полном перечне заболеваний при которых дают инвалидность в 2019 году, смотрите здесь.
Как происходит обучении ребенка
В России существует инклюзивное образование, которое позволяет:
- предоставить ребенку максимальный комфорт и технологии в классе;
- смешанные классы формируются из обычных детей и тех, кому нужно больше внимания;
- дети с ОВЗ получают ряд льгот.
Получить статус ребенка с ОВС достаточно сложно. И данный процесс требует знаний в этой сфере и сбора большого пакета документов.
: дети с ограниченными возможностями здоровья
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: https://posobieguru.ru/invalidam/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostjami-zdorovja/
Дети с ОВЗ и дети инвалиды — в чем разница
Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).
Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, заходите сюда.
Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ.
Станьте профессионалом в вопросах обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Зайдите сюда, чтобы подобрать курс, записаться и начать обучение.
Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.
Подробнее о понятиях ОВЗ и ребенок-инвалид можно узнать из статьи кандидата педагогических наук вот тут.
Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий
В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.
Предложен следующий вариант разграничения понятий:
- Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
- Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше.
Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.
При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.
Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
- полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
- утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
То, в какой мере нарушены функции организма, влияет на присвоение малышу той или иной группы инвалидности.
Три группы инвалидности детей: классификация
I группа | Потребность в социальной защите и резко выраженное ограничение любого вида жизнедеятельности в силу стойкого нарушения здоровья — ключевой критерий отнесения ребенка к первой группе инвалидности. Несовершеннолетний причисляется к I группе, когда не способен к:
|
II группа | Ограничение одного или нескольких видов жизнедеятельности, социальная недостаточность, зависимость от других из-за расстройства функций организма — факторы отнесения ребенка ко II группе инвалидности. Показаниями является способность с помощью вспомогательных средств или других людей к:
Неспособность к:
|
III группа | Умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и потребность в социальной помощи, спровоцированные травмами, дефектами и заболеваниями. III группа инвалидности устанавливается, если с использованием вспомогательных средств ребенок способен:
|
Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения.
Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка.
В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.
Ограниченные возможности здоровья
К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Статистика степеней нарушений функций организма:
- незначительные стойкие нарушения здоровья наблюдается у 30% детей;
- умеренные стойкие нарушения — у 60%;
- стойкие нарушения — у 80%;
- значительные нарушения — до 100%.
Категории детей с ОВЗ
Нарушения слуха | Несовершеннолетние со стойким двусторонним нарушением слуха (глухотой или тугоухостью). Общаться с ними с помощью речи сложно, в зависимости от степени выраженности патологии, малыши не воспринимают шепотную или даже речь разговорной громкости.
|
Нарушения речи | Психофизические отклонения спровоцированы нарушениями речи. Функция общения и познания у них нарушена. Остальные физиологические показатели развития у них находятся в пределах биологической нормы.
|
Нарушения зрения | Слепые несовершеннолетние, которым зрение не помогает в в познавательной деятельности, с остротой зрения:
Слабовидящие с остротой зрения:
|
Нарушение опорно-двигательного аппарата | Дети с врожденными и приобретенными расстройствами двигательного спектра периферического и органического генеза. Они отличаются низким темпом движений, слабостью и малоподвижностью, проблемами с координацией, в силе чего нередко не могут двигаться. |
Задержка психического развития | Самое распространенное отклонение психического развития (80% всех детей с ОВЗ), к которому относят замедленное психическое развитие, интеллектуальную недостаточность, состояние незрелости эмоционально-волевой сферы. У малышей нарушена интеллектуальная работоспособность, наблюдаются стойкие, но негрубые нервно-психические расстройства. |
Умственная отсталость | Несовершеннолетние с необратимым стойким нарушением психического развития, которое спровоцировано органической недостаточностью ЦНС. |
Множественные системные нарушения, сочетанные нарушения | Если у ребенка диагностировано одно или более психофизических нарушений, у него фиксируются множественные нарушения развития. |
Аутизм у детей | Расстройства аутического спектра — это подвид нарушений психического развития, характеризующееся сложностями с коммуникацией и приобретением социальных навыков. Дети испытывают сложности в построении взаимоотношений с окружающей средой. |
Узнать больше об отличиях детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошколят можно в статьях:
1. Инклюзивное образование в ДОУ
2. Сопровождение ребенка инвалида в ДОУ: можно ли обязать родителя быть на занятии?
3. Дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями
4. Воспитание детей в детском саду с ОВЗ
Источник: https://www.resobr.ru/article/63227-qqq-17-m12-deti-s-ovz-i-deti-invalidy-v-chem-raznitsa