Чем отличаются люди инвалиды от овз

Дети с ОВЗ и дети инвалиды — в чем разница

Чем отличаются люди инвалиды от овз

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, заходите сюда.

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ. 

Станьте профессионалом в вопросах обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Зайдите сюда, чтобы подобрать курс, записаться и начать обучение.

Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

Подробнее о понятиях ОВЗ и ребенок-инвалид можно узнать из статьи кандидата педагогических наук вот тут.

Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий

В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.

Предложен следующий вариант разграничения понятий:

  • Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
  • Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.

Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше.

Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.

При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.

№ 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ.

Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности.

К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности.

Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.

Детская инвалидность

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:

  • полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
  • утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.

То, в какой мере нарушены функции организма, влияет на присвоение малышу той или иной группы инвалидности.  

Три группы инвалидности детей: классификация

I группаПотребность в социальной защите и резко выраженное ограничение любого вида жизнедеятельности в силу стойкого нарушения здоровья — ключевой критерий отнесения ребенка к первой группе инвалидности. Несовершеннолетний причисляется к I группе, когда не способен к:
  • обслуживанию себя и полностью зависит от других;
  • самостоятельному передвижению;
  • ориентации в пространстве;
  • общению или контролю своего поведения. 
II группаОграничение одного или нескольких видов жизнедеятельности, социальная недостаточность, зависимость от других из-за расстройства функций организма — факторы отнесения ребенка ко II группе инвалидности. Показаниями является способность с помощью вспомогательных средств или других людей к:
  • самостоятельному обслуживанию;
  • самостоятельному передвижению в пространстве;
  • общению и контролю над своим поведением;
  • ориентированию в пространстве и времени.

Неспособность к:

  • обучению или обучение по спецпрограммам или в спецзаведениях;
  • трудовой деятельности. 
III группаУмеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и потребность в социальной помощи, спровоцированные травмами, дефектами и заболеваниями. III группа инвалидности устанавливается, если с использованием вспомогательных средств ребенок способен:
  • обслуживать себя;
  • передвигаться самостоятельно, делая это более дробно и медленнее, чем другие люди;
  • соблюдая специальный режим, обучаться в образовательных учреждениях;
  • ориентироваться в пространстве и времени;
  • общаться медленнее, чем другие, усваивать, передавать и получать меньший объем информации. 

Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения.

Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка.

В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.

Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.

Ограниченные возможности здоровья

К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Статистика степеней нарушений функций организма:

  • незначительные стойкие нарушения здоровья наблюдается у 30% детей;
  • умеренные стойкие нарушения — у 60%;
  • стойкие нарушения — у 80%;
  • значительные нарушения — до 100%.

Категории детей с ОВЗ 

Нарушения слухаНесовершеннолетние со стойким двусторонним нарушением слуха (глухотой или тугоухостью). Общаться с ними с помощью речи сложно, в зависимости от степени выраженности патологии, малыши не воспринимают шепотную или даже речь разговорной громкости. 
Нарушения речиПсихофизические отклонения спровоцированы нарушениями речи. Функция общения и познания у них нарушена. Остальные физиологические показатели развития у них находятся в пределах биологической нормы. 
Нарушения зренияСлепые несовершеннолетние, которым зрение не помогает в  в познавательной деятельности, с остротой зрения:
  • от 0 до 0,04, которая поддается очковой коррекции на одном глазу;
  • до 1, но суженными до 10-15 градусов границами поля зрения.

Слабовидящие с остротой зрения:

  • от 0,05 до 0,4 с возможностью очковой коррекции на глазу, который видит лучше;
  • от 0,5 до 0,8 — пограничное между нормой и слабым зрением. 
Нарушение опорно-двигательного аппаратаДети с врожденными и приобретенными расстройствами двигательного спектра периферического и органического генеза. Они отличаются низким темпом движений, слабостью и малоподвижностью, проблемами с координацией, в силе чего нередко не могут двигаться.
Задержка психического развитияСамое распространенное отклонение психического развития (80% всех детей с ОВЗ), к которому относят замедленное психическое развитие, интеллектуальную недостаточность, состояние незрелости эмоционально-волевой сферы. У малышей нарушена интеллектуальная работоспособность, наблюдаются стойкие, но негрубые нервно-психические расстройства. 
Умственная отсталостьНесовершеннолетние с необратимым стойким нарушением психического развития, которое спровоцировано органической недостаточностью ЦНС. 
Множественные системные нарушения, сочетанные нарушенияЕсли у ребенка диагностировано одно или более психофизических нарушений, у него фиксируются множественные нарушения развития. 
Аутизм у детейРасстройства аутического спектра — это подвид нарушений психического развития, характеризующееся сложностями с коммуникацией и приобретением социальных навыков. Дети испытывают сложности в построении взаимоотношений с окружающей средой. 

Узнать больше об отличиях детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошколят можно в статьях:

1. Инклюзивное образование в ДОУ
2. Сопровождение ребенка инвалида в ДОУ: можно ли обязать родителя быть на занятии?
3. Дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями
4. Воспитание детей в детском саду с ОВЗ

Источник: https://www.resobr.ru/article/63227-qqq-17-m12-deti-s-ovz-i-deti-invalidy-v-chem-raznitsa

Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями

Чем отличаются люди инвалиды от овз

Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок. Узнаем, какие существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ.

Понятие «дети-инвалиды»

К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:

  • потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
  • полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.

Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности. Решение составляют в 2 экземплярах. Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша. Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом.

Понятие «Дети с ограниченными возможностями»

При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.

При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:

  • нарушение зрения;
  • проблемы с функционированием органа слуха;
  • дефекты речи;
  • заболевания опорно-двигательной системы;
  • аутизм;
  • отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
  • нарушения в психическом развитии.

Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ.

«У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».

Является ли ребенок-инвалид ребенком с ОВЗ

Если малыш имеет серьезную патологию и отклонения, но ему не предоставили инвалидность, то он признается больным с ОВЗ. Одновременно с этим, они могут получить группу инвалидности. Малыш, которому присвоили статус, не может быть отнесен к разряду ОВЗ. Это также является отличием.

Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.

Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.

Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут.

Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша.

Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.

Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:

  1. Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
  2. Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
  3. Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
  4. Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
  5. Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
  6. Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.

Заключение

Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.

Источник: https://proinvalid.ru/informatsiya/ovz-i-invalidy

Министерство труда и социального развития Омской области

Чем отличаются люди инвалиды от овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья 

–  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
         К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:1.             Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);2.             Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);3.             Дети с нарушением речи (логопаты);4.             Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;5.             Дети с умственной отсталостью;6.             Дети с задержкой психического развития;7.             Дети с нарушением поведения и общения;8.             Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми                сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Нарушения слуха. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Нарушения речи. 

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др. 

Нарушения зрения. 
Невидящие дети.

К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации.

Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети –  это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, – это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. 
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы.

Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР).   

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»),так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость.   

Умственно отсталые дети – дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения. 

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.

В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, – сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм.

 

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.  

Источник: http://www.omskmintrud.ru/?sid=4544

Библиотека Горького

Чем отличаются люди инвалиды от овз

​В настоящие время перед современным обществом стоит непростая задача кардинального изменения отношения к людям с ограниченными возможностями путем создания для них условий для самореализации, равных возможностей; разработки и внедрения различных способов и мер, позволяющих им полноценно осваивать социальный опыт, существующую систему общественных отношений.

Для этого необходимо создать систему эффективной социальной поддержки, включающей социальные, медицинские, педагогические, психологические разделы их реабилитации, позволяющие инвалидам равноправно входить в общество здоровых людей. В России существует широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями.

Человек, у которого обнаружены ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Это даст ему определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки.

До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда к месту отдыха, скидки на покупку автомобиля. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.

Приобретение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации – основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудoустройству, направления на лечение.

В Краевой библиотеке им. Горького в рамках Международного дня инвалидов подготовлена выставка «Правовой статус людей с ограниченными возможностями». Выставка представлена в информбюро (на 1 этаже) с 25 ноября по  15 декабря  2015 г.

Правовой статус людей с ограниченными возможностями.

Инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» (ст. 1)​ [​1].​

В настоящее время цивилизованные страны стараются решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями, на основе научно-исследовательского подхода, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов.

Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, глухота, слепота, умственная отсталость.

В качестве причин инвалидности могут быть указаны:

  • общее заболевание;
  • трудовое увечье;
  • профессиональное заболевание;
  • инвалидность с детства;
  • инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны;
  • военная травма или заболевание, полученные в период военной службы;
  • инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска;
  • иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов о перечисленных выше обстоятельствах учреждение констатирует, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает заявителю содействие в поиске необходимых документов. После получения документов причина инвалидности изменяется без дополнительного очного освидетельствования инвалида.

В нашей стране неуклонно увеличивается число людей с ограниченными возможностями. С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.

Понятие «человек с ограниченными возможностями». 

Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами (ст. 3) [​2].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

а) недуг – любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б) ограниченные возможности – любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;

в) недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

В России чаще используется термин «инвалид». Согласно Федеральному Закону «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.

), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнeдеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Депутаты Государственной Думы Российской Федерации выступили с инициативой отказаться от терминов «инвалид», «человек с отклонениями в развитии» и внести поправки в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «O физической культуре и спорте в Российской Федерации». Указанные термины традиционно в России ассоциируются с такими нарушениями состояния здоровья, как «умственная отсталость», предполагают лишенность, исключенность, дискриминационный подход, не учитывает возрастных особенностей. Поэтому у людей уже в раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем связано co значительными проблемами в семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации. В большинстве развитых стран и в документах Всемирной организации здравоохранения для обозначения этой категории граждан применяется термин «лица с ограниченными возможностями здоровья»

В нормативно-правовой документации Российской Федерации люди с ограниченными возможностями определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В Федеральном Законе «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:

  • ​нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения (от 29.01.97) утверждена классификация нарушений основных функций организма человека:

  • Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
  • Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
  • Нарушения статодинамической функции.
  • Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Если мы говорим о детском возрасте, то дети, относящиеся к первым трем категориям, составляют большую часть из общего количества детей, имеющих инвалидность. Многие дети, независимо от вида нарушения, имеют отклонения или нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, которая имеет следующие категории: по полу, возрасту и социальному статусу.

Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь.

Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.

Таким образом, определение «человек с ограниченными возможностями» наиболее оптимален для использования в современной науке и социальной практике, поскольку предполагает минимальную степень дискриминации, интеграцию в среду, предоставление соответствующих условий для данной категории людей.

1. Организация Объединенных Наций. Декларации. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс] : декларация : [принята и провозглашена резолюцией № 258-А (II) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1971 г., ратифицирована Российской Федерацией 10 мая 1998 г.] // СПС Консультант Плюс.

2. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.11.1995​ №181-ФЗ : (ред. от 29.06.2015) // СПС Консультант Плюс.

Источник: https://www.gorkilib.ru/events/pravovoy-status-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami

«Инвалидность – проблема не человека, а среды»: как в Японии формируются условия для людей с ограниченными возможностями

Чем отличаются люди инвалиды от овз

Студенты и сотрудники Университета ИТМО в составе российской делегации приняли участие в Японо-российском молодежном обмене опытом работы с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями (ОВЗ).

Поездку в Токио организовал японо-российский центр молодежных обменов при поддержке Японского консульства в Санкт-Петербурге в рамках года сотрудничества между Японией и Россией.

В рамках мероприятия участники проходили тренинги, посещали реабилитационные центры, центры обслуживания инвалидов, музеи, общественный транспорт и даже жилые дома людей с ОВЗ, чтобы понять, как именно формируется для них доступная среда в Токио.

Начальник Управления по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО Андрей Зленко и выпускница программы «Ты нужен людям!» Наталья Старцева рассказали ITMO.NEWS о развивающихся в Японии технологиях, связанных со средой для людей-инвалидов, о восприятии людей с ОВЗ и о главных отличиях волонтерской деятельности в России и Японии.

Поездки на общественном транспорте

Наталья Старцева: Люди-инвалиды в Японии больше воспринимаются как люди с дополнительными потребностями, а не с ограниченными возможностями. Если я не могу сама постричь себе волосы – я обращаюсь за помощью к парикмахеру.

Так же поступают и инвалиды в Японии – на каждую их потребность находится решение. Например, весь общественный транспорт в Японии – доступная среда для инвалидов.

В автобусах существуют откидные пандусы, а в автомобилях такси двери открываются автоматически, причем это удобно не только для людей с ОВЗ, но и для всех граждан.

Андрей Зленко: На достигнутом японцы не останавливаются, продолжая развивать доступную среду. Например, сегодня откидные пандусы в японском транспорте пока что ручные, но ведутся разработки по установке автоматических пандусов, которые смогут завозить людей самостоятельно.

Также в такси сегодня используются специальные погрузки, которые облегчают колясочникам посадку в автомобиль, однако известная японская автомобилестроительная компания Toyota считает этот метод не очень удобным, поэтому сейчас разрабатывает такси с выездным пандусом, который позволит коляске заезжать внутрь автомобиля, чтобы человеку не приходилось вставать на время поездки с коляски. Все эти разработки японцы готовят к Летним паралимпийским играм в 2020 году. 

Японо-российский молодежный обмен опытом работы с инвалидами и людьми с ОВЗ. Автор фото – Анна Сан

Закон о безбарьерной среде для людей с ограниченными возможностями

Наталья Старцева: В Японии существует закон, который обязывает организации создавать доступную среду для инвалидов и иметь в рабочем штате представителей этой категории населения.

Для тех, кто не соблюдает это правило, предусмотрены высокие штрафы. Компания обязана взять работника-инвалида, обучить его и официально трудоустроить.

Существует специальная организация, которая следит за тем, как исполняется закон в области трудоустройства инвалидов.

Андрей Зленко: Также на законодательном уровне определена государственная финансовая поддержка любой активности, нацеленной на помощь инвалидам. Например, к каждому инвалиду-колясочнику приставлен социальный помощник, труд которого оплачивается из средств государства.

Второй пример: любой инвалид-колясочник при нехватке собственных средств на покупку инвалидной коляски, управляемой с пульта, может попросить государство о финансовой помощи, причем неважно, сколько собственных средств он может вложить в покупку – 300 долларов или 600.

К слову, стоимость такой коляски составляет порядка 15-20 тысяч долларов.

Японо-российский молодежный обмен опытом работы с инвалидами и людьми с ОВЗ. Фото из личного архива

Наталья Старцева: Политика активной помощи людям с ограниченными возможностями проводится в Японии с 70-х годов XX века, однако в последние 20 лет формирование доступной среды получило наибольшее развитие.

За это время произошли существенные изменения: полностью была создана доступная среда в общественном транспорте, на улицах города и в домах, законодательная база приобрела новый вид, учитывающий потребности людей-инвалидов.

Кроме того, в Японии большая статья расходов государственного бюджета направлена именно на здравоохранение. 

Жилое помещение лиц с ограниченными возможностями

Наталья Старцева: Мы ездили в гости к девушке-колясочнице, нам показывали, как ее дом обеспечен базовыми механизмами, упрощающими быт.

В Японии запущена муниципальная программа оборудования домов, в которых проживают инвалиды, по их запросу.

Например, в спальне мы увидели специальное крепление, которое управляется с пульта и позволяет поднять тело человека и переместить на кровать.

Disability Equality Training – ктотакиеинвалиды?

Наталья Старцева: На одном из тренингов нам объясняли, кто такой инвалид. Сначала нам дали возможность описать свое представление этого человека, а после тренинга мы должны были сформировать его заново – отличие было колоссальным.

На тренинге мы отвечали на наводящие вопросы, а затем нам показали видеоролик, главный герой которого – здоровый человек, живущий в мире инвалидов.

На протяжение всего ролика он сталкивается с проблемами – на улице с ним общаются на непонятном для него языке жестов, в такси его не сажают, потому что все автомобили предназначены для людей с ОВЗ, на собеседовании ему отказывают в работе, ссылаясь на то, что работают только люди-инвалиды.

Таким образом, нам дали понять, что инвалидность – не проблема человека, а проблема неприспособленности среды. Если среда не приспособлена для твоих потребностей, ты будешь чувствовать себя неполноценным.

Японо-российский молодежный обмен опытом работы с инвалидами и людьми с ОВЗ. Автор фото – Анна Сан

Лекция о лицах с ограниченными возможностями в Японии 

Андрей Зленко: Одну из лекций нам проводила незрячая девушка, в руках которой было специальное устройство для чтения, основанное на шрифте Брайля – с него девушка и считывала информацию.

В Японии работают эксперты в области консультирования людей, которые совсем недавно получили степень инвалидности и испытывают психологические барьеры и высокий уровень стресса. Эти специалисты объясняют людям, что они такие же, как и другие члены общества, помогают им адаптироваться к условиям в новом состоянии.

Девушка-лектор как раз является таким специалистом – она работает с инвалидами, оказывая им психологическую поддержку.

Реабилитация инвалидов и спорт

Наталья Старцева: Мы посетили реабилитационный центр для инвалидов, значительная часть деятельности которого направлена на спорт для такой категории граждан. Это действительно потрясающее место, которое предлагает много возможностей.

Например, мы познакомились с баскетболом для инвалидов-колясочников, в котором кольцо расположено ниже обычного, с настольным теннисом для людей, лишенных зрения, удалось даже поиграть. Говоря о видах спорта для незрячих, надо понимать, что они ориентированы на слух.

Вскоре кураторы центра хотят освоить батутный спорт для людей с ОВЗ.

Спорт для инвалидов и людей с ОВЗ. Автор фото – Анна Сан

Андрей Зленко: Самое интересное – голбол. Это спортивная игра (официальная дисциплина Паралимпийских игр), в которой команда из трёх человек должна забросить мяч со встроенным колокольчиком в ворота соперника.

Голбол был создан после Второй мировой войны с целью помочь реабилитации ветеранов войны – инвалидов по зрению. К слову, Россия до недавнего времени была чемпионом мира в этом виде спорта, затем первенство одержала сборная Японии. В этой игре также нужно ориентироваться на слух.

Поле размечено полосками, на ощупь можно определить, в какой части поля ты находишься, а, чтобы передать пас игроку, нужно назвать его имя вслух. Игру в голбол можно использовать для тимбилдинга, так как во время игры на высоком уровне необходимо ощущать партнера.

Важны сыгранность и договоренность – именно это помогло нам с Наташей забить гол команде-противнику и победить.

Наталья Старцева: Радует, что в этот центр государство вкладывает средства, так как он включает в себя множество важных подразделений.

Например, там же есть свой колледж по обучению персонала для работы с инвалидами, научно-исследовательский центр, который при необходимости изучает проблему конкретного инвалида с целью оказать оперативную реабилитацию с помощью новых технических средств.

Спорт для инвалидов и людей с ОВЗ. Автор фото – Анна Сан

Восприятие людей-инвалидов

Андрей Зленко: Надо понимать, что доступная среда – это не только техническое оснащение. Это значит, что все члены общества приспособлены к жизни, все понимают ситуацию и принимают ее. Существуют некоторые отличия в восприятии нами людей с ОВЗ и японцами.

Мы привыкли, что обычно, когда кто-то видит человека-инвалида, он испытывает различные эмоции – жалость, шок, стресс и многое другое. Через эти эмоции необходимо пройти и выработать адекватное отношение к таким людям, основанное на равенстве. В Японии это понимание есть.

Мы попали в центр трудоустройства для инвалидов, где находились люди с очень тяжелыми формами инвалидности, например, с полной атрофией мышц и различными видами нарушений ментальности. Не могу сказать, что всем участникам нашей делегации было легко видеть таких людей – мы не подготовлены.

При этом все они работают – в основном создают различный хенд-мейд, который можно приобрести, и который активно продается. То, что население охотно идет на взаимодействие с людьми с ОВЗ, – отдельная особенность Японии.

Волонтерство для людей с ограниченными возможностями

Наталья Старцева: В рамках программы была предусмотрена встреча, на которой мы рассказали о том, как развивается волонтерская деятельность в отношении аудитории инвалидов в Санкт-Петербурге. Мы рассказали про три проекта, которые получили развитие.

Токийский центр региональной поддержки информационной технологии для людей с ограниченными возможностями. Фото из личного архива

Андрей Зленко: Мы общались с представителями организаций, при которых есть волонтеры – например, с представителями японского Красного креста. Коллег удивило, что такой работой у нас занимаются студенты. В Японии студенты не так сильно вовлечены в волонтерскую и проектную деятельность в целом, и в этом одно из главных отличий Японии и России.

Зарубежные коллеги удивились, что российские студенты подходят к волонтерской деятельности как к внеучебной активности, а не дисциплине в рамках образовательной программы и могут получить грантовую поддержку. Другое отличие волонтерства в наших странах: заказчики волонтерских услуг в России всегда обеспечивают добровольцев минимальным набором условий – питанием и проездом.

Волонтер в Японии должен самостоятельно обеспечить свою деятельность. Однако надо заметить, что отличаются и направления волонтерства. В Японии больше развиты технологии устранения последствий стихийных бедствий, уборка улиц, у нас такого практически нет. При этом у них не развито событийное волонтерство и обслуживание мероприятий так, как у нас.

Сейчас они готовятся к Паралимпийским играм в 2020 году и переживают, так как традиции событийного волонтерства попросту нет. Те же волонтеры, которые являются социальными помощниками и помогают инвалидам, получают за свою работу деньги.

Для такой работы в Японии волонтеров не привлекают – у нас же любой центр старается привлечь волонтеров для работы на безвозмездной основе с обещанием выдать благодарность для портфолио.

Токийский центр региональной поддержки информационной технологии для людей с ограниченными возможностями. Фото из личного архива

Токийский центр региональной поддержки информационной технологии для людей с ограниченными возможностями

Наталья Старцева: В этом центре нам показали множество гениальных устройств, предназначенных для людей с ОВЗ. Здесь нам объяснили, что уже разработано и какие проекты находятся в разработке.

Именно здесь мы познакомились с устройством для незрячих, основанном на шрифте Брайля, и возможностью введения текста с помощью взгляда (для этого камера калибруется под глаза человека, и он, смотря на монитор и задерживая взгляд на буквах, может вводить слова и предложения). Одна из топовых разработок – умные шумопоглощающие наушники.

Режим шумопоглощения позволяет человеку, надевшему наушники, среди потока ненужного шума отчетливо услышать того, кто к нему обращается. Наушники анализируют амплитуду звуковой волны, направленную на человека, и отфильтровывают остальные шумы. Во время поездки мы ознакомились с разработками экзоскелетов.

Сейчас у японских разработчиков есть цель – создать такие экзоскелеты, которые позволят людям без ног и рук быть полностью обеспеченными протезами.  Также мы увидели, как один из сотрудников центра – лежачий инвалид – с помощью перемещающегося по центру сигвея и прикрепленного к нему планшета может работать, не находясь в здании.

Андрей Зленко: В этот центр люди с ОВЗ приходят за техническими средствами реабилитации (ТСР). Если в наличие есть необходимые, они могут их приобрести по доступной стоимости.

Если же нужных приспособлений нет, сотрудники центра отправляются в исследовательский блок с целью оперативно придумать и реализовать решение проблемы.

Все девайсы для инвалидов разрабатывает специализированный центр в Токио.

Источник: http://news.ifmo.ru/ru/university_live/social_activity/news/7825/

Адвокат Соколов
Добавить комментарий