Что влечет за собой осуществление предпринимательской

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации — Audit-it.ru

Что влечет за собой осуществление предпринимательской
Мамаева Татьяна, ведущий юрист АКГ АРНИ Polaris International

Предпринимательская деятельность в РФ, осуществляемая без регистрации в соответствующих государственных органах, считается незаконной.

Тем не менее, до 1 июля 2002 года административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации отсутствовала из-за пробелов в правовой базе и отсутствия самого сформулированного принципа и правил по регистрации.

Однако это правовая база появилась сразу же после введения Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее-КоАП РФ) и ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”.

Ст.1.

Закона дает определение государственной регистрации юридических лиц – это “акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах”. Названный закон и ст.51 ГК РФ исходят из необходимости государственной регистрации как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц.

Целями госрегистрации субъектов предпринимательской деятельности при этом являются:

1. Осуществление государственного контроля хозяйственной деятельности юридических лиц (в том числе борьба с незаконным предпринимательством и налогообложением);

2. Получение сведений статистического учета для реализации мер регулирования экономики;

3. Предоставление информации о зарегистрированных юридических лицах всем участникам гражданского оборота.

С момента введения ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а также важнейшим условием его существования, вступившим в законную силу с 1 июля 2002 г. Таким образом, предпринимательская деятельность без государственной регистрации становится незаконный, и административная ответственность предусматривается и наступает по ст. 51 Гражданского кодекса РФ, и ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Так, в случае отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица наступает ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 20 минимального размера оплаты труда (далее МРОТ).

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой наказание: для граждан – штраф в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц – от 300 до 500 МРОТ.

Законом “О государственной регистрации юридических лиц” предусматривается единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы предпринимательства.

Тем же законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы и при введении единого государственного реестра.

Особый порядок государственной регистрации ряда юридических лиц, таких как торгово-промышленные палаты, общественные объединения, кредитные организации, установлен нормативными актами, регламентирующими деятельность данных субъектов, с учетом изменений и дополнений, внесенных в акты ФЗ от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ “О приведении законных актов в соответствие с ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц””.

В настоящий момент порядок регистрации упрощен до вполне разумных пределов. Сама регистрация производится в Межрайонных инспекциях Федеральной налоговой службы по принципу «одного окна». Законом установлен срок государственной регистрации – не более 5-ти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Теперь норма о регистрации подкреплена возможностью привлечения должностных лиц регистрирующих органов к административной ответственности за несвоевременное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). П.1.ст.14.25.

КоАП РФ за указанное правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ.

В этой же статье предусмотрены такие составы правонарушений, как незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений лицам, заинтересованным в получении такой информации.

На сегодняшний день действуют статьи Налогового Кодекса и КоАП РФ,где дублируются аналогичные составы правонарушений. Это ст.116 НК РФ – “Нарушение срока постановки на учет в налоговые органы”; ст.117 НК РФ – “Уклонение от постановки на учет в налоговом органе” и ст.15.3.КоАП РФ “Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе”.

Необходимо отметить порядок регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица – среди субъектов предпринимательской деятельности им принадлежит важная роль. В настоящее время регистрация индивидуального предпринимателя возложена на Федеральную налоговую службу РФ в лице территориальных инспекций.

Как привлечь к ответственности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица: по нормам НК РФ или КоАП РФ?

В данной ситуации нужно исходить из того, что в ст.15.3.

КоАП РФ (в примечании) прямо говорится, что административная ответственность, предусмотренная в отношении должностных лиц за налоговые правонарушения, не может быть применена по аналогии к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Следовательно, применять ответственность к предпринимателям за совершение правонарушений в области налогов и сборов необходимо только по НК РФ.

В ст.108 НК РФ отмечено, что: “никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения”. П.5.ст.4.1.

КоАП РФ гласит: “Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение”.

Поэтому при применении ответственности по НК РФ и по КоАП РФ будет нарушен принцип однократности наказания.

Хотелось бы также отметить, что абсолютно новым явлением стало возложение ответственности за нарушения при создании юридического лица не только на его учредителей, но и на лицо, подавшее заявление о государственной регистрации (заявителя).

Заявитель несет ответственность за правильность данных, представленных в регистрирующий орган. Согласно п.4.ст.14.25.

КоАП РФ представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, влечет либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ, либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1.КоАП РФ, на основании ст.23.1.КоАП РФ рассматривают судьи, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – судьи арбитражных судов. В соответствии с п.2.ст.28.3.

КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1.

КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (налоговые органы).

Дополнительные сведения

Продолжительность процедуры регистрации установлена Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и составляет не более 5 рабочих дней.

На практике «не более 5 рабочих дней» означают ровно 5 рабочих дней, т.е. неделю. Регистрирующий орган полностью использует отведенный законом срок, руководствуясь Письмом ФНС РФ от 21.04.

2006 N ШТ-6-09/432@ «О недопустимости сокращения сроков» в связи с большим количеством ошибок сотрудников регистрирующего органа при регистрации.

Документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации предпринимателя:

– подписанное будущим предпринимателем заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя по установленной форме (подпись заявителя заверяется у нотариуса);

– копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если заявитель лично подает документы – простая копия, если документы направляются по почте или подаются через доверенное лицо – нотариально заверенная копия);

– документ об уплате государственной пошлины (оригинал).

Иностранные граждане и лица без гражданства дополнительно представляют:

– нотариально оформленный перевод паспорта на русский язык;

– нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право заявителя временно или постоянно проживать на территории РФ.

В случае, если в представленных документах с связи с плохим техническим исполнением нечетко прописана информация о месте регистрации (например, слишком бледный штамп, не позволяющий определить город), в регистрирующий орган дополнительно представляется справка о месте регистрации. Это может быть выписка из домовой книги.

В настоящее время есть два способа регистрации индивидуального предпринимателя:

Индивидуальный предприниматель лично (или его представитель по доверенности) приходит в регистрирующий орган с полным комплектом документов.

При приеме ему выдается расписка в получении и назначается день выдачи. Строго в назначенный день следует прийти и получить документы.

В противном случае, зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний индивидуального предпринимателя;

Полный комплект документов отправляется по почте ценным письмом с описью вложения на адрес регистрирующего органа. Зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний адрес индивидуального предпринимателя.

Учитывая качество и сроки доставки корреспонденции в РФ, а также участившиеся случаи опечаток и ошибок, допускаемых сотрудниками налогового ведомства, мы не рекомендуем без особой необходимости отправлять документы по почте.

Документы, выдаваемые регистрирующим органом

По истечении установленного законом срока, регистрирующий орган выдает либо мотивированный отказ, либо комплект документов, подтверждающих регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:

Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

Документ о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) – Свидетельство или Уведомление (если Свидетельство было выдано ранее);

Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Оригиналы этих документов надо бережно хранить. В любые учреждения представлять простые или нотариально заверенные копии. Восстановление регистрационных документов в случае их потери потребует от предпринимателя дополнительных временных и денежных затрат.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a79/59805.html

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Что влечет за собой осуществление предпринимательской

Разъяснение законодательства

«Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство»

 Уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность установлена в ст.

171 УК РФ, которой предусмотрено, что уголовной ответственности подлежит осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

  В соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ крупным доходом и крупным ущербом признаются ущерб, доход или ущерб в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей.

Пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве” указывает на то, что под таким доходом надлежит понимать выручку за весь период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Данное преступление квалифицируется по ч. 1 ст. 171 УК РФ и влечет за собой 3 возможных вида ответственности: штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или дохода осужденного за период до двух лет; обязательные работы на срок до 480 часов; арест на срок до 6 месяцев.

Часть 2 ст. 171 УК РФ содержит квалифицирующие признаки данного состава преступления: совершение организованной группой и извлечение дохода в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ доходом в особо крупном размере является доход, превышающий девять миллионов рублей.

 При совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.

171 УК РФ, законодатель устанавливает следующие виды ответственности: штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; принудительные работы на срок до пяти лет; лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления от 18.11.2004 N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве” указывает на то, что при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, судам следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.

 Субъектом   преступления, исходя из положений ст. ст. 19 – 20 УК РФ,  в соответствии с диспозицией ст. 171 УК РФ могут быть:

1) лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя;

2) лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) лицо, на которое были возложены обязанности по руководству организацией, или лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации, – в случае осуществления незаконной предпринимательской деятельности юридическим лицом.

Исходя из смысла ст. 171 УК РФ незаконная предпринимательская деятельность может быть выражена в четырех формах:

1) предпринимательская деятельность, ведущаяся без государственной регистрации;

2) предпринимательская деятельность, ведущаяся с нарушением правил государственной регистрации;

3) предпринимательская деятельность, ведущаяся в отсутствие специального разрешения (лицензии);

4) предпринимательская деятельность, ведущаяся с нарушением условий лицензирования.

 Так, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в следующих случаях:

– в ЕГРЮЛ или ЕГРИП нет записи о создании такого юридического лица или нет записи о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя;

– в ЕГРЮЛ или ЕГРИП содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

 В третьем случае – отсутствие лицензии, т.е., как ее определяет п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон о лицензировании), специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности.

При этом лицензия выдается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании лицензия действует бессрочно, однако ст. 20 Закона о лицензировании указывает на то, что действие лицензии может быть приостановлено, лицензия может быть аннулирована, а также что действие лицензии может быть прекращено в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия.

Таким образом, при изначальном отсутствии лицензии или в случае отсутствия у уже выданной лицензии юридической силы осуществление предпринимательской деятельности будет являться незаконным.

 В четвертом случае складывается ситуация, когда лицензия имеется, но нарушаются условия ее предоставления: не соблюдаются условия, предъявляемые к выпускаемой продукции, не соблюдаются технические требования в отношении осуществления той или иной деятельности и т.д.

Учитывая тот факт, что предпринимательство является движущей силой рыночной экономики, законодатель идет на ряд уступок в плане привлечения граждан к соответствующим видам наказаний в рамках уголовной  ответственности.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст.

171 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы.

При этом в соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.

2013 N 19 “О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности”, для прекращения уголовного преследования возмещение ущерба и перечисление в федеральный бюджет дохода и денежных возмещений должны быть произведены в полном объеме до момента удаления суда в совещательную комнату. Сам размер ущерба, подлежащего возмещению, определяется на основании первичных учетных документов, гражданско-правовых договоров, выписок (справок) по расчетным счетам, информации по сделкам с использованием электронных средств платежа и т.д.

В отношении лица или группы лиц, впервые совершивших преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 171 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности на основании ч. 2 ст. 76.1 УК РФ не предусмотрено.

Ст. помощник прокурора г. Челябинска

младший советник юстиции                                                       Е.Ю.Блиновских                                      

Источник: https://cheladmin.ru/ru/oficialnaya-informaciya/prokuror-goroda-chelyabinska-razyasnyaet/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnoe

Что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без

Что влечет за собой осуществление предпринимательской

Всякая деятельность в сфере предпринимательства, осуществляемая в обход государства (без проведения государственной регистрации), запрещена действующими законами и предусматривает достаточно серьёзную ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – (в ред. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.(часть 4 в ред. Бездействие может выражаться также и в отказе от совершения действий, необходимых для получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности.Федерального закона от N 408-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Традиционно принято под таким разрешением понимать лицензию.

Пассивная часть объективной стороны, выражающаяся посредством бездействия, заключается в непринятии лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимых и достаточных мер для своевременной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации созданного им юридического лица. Объективная сторона охватывает собой как действия, так и бездействие виновного лица.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.

3 – 15.6, 15.11, 15.

25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации. Объектом правонарушения, регламентированного настоящей статьей, выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения в области государственной рыночной политики.В этой связи в качестве получения специального разрешения следует понимать не только факт получения (неполучения) лицензии, но и вступление в соответствующую саморегулируемую организацию.

Активную часть объективной стороны настоящего правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения.При этом следует обратить внимание, что квалифицирующим признаком данного деяния выступает грубость допущенного нарушения, которое определяется Правительством РФ в отношении отдельных лицензируемых видов деятельности.

Например, Постановлением Правительства РФ от N 255 “О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности” грубым нарушением лицензионных требований признается невыполнение лицензиатом требований о наличии объектов недвижимости, оборудования, необходимых для осуществления данного вида деятельности, а также отсутствие работников, которые будут осуществлять соответствующий вид деятельности, при условии, что указанные обстоятельства повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также человеческие жертвы и ряд иных последствий. Субъекты рассматриваемых деяний также конкретизируются применительно к особенностям объективной стороны каждого отдельного деяния.Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации указывает, что субъектом данного нарушения может выступать исключительно гражданин РФ, достигший 16 лет.

В большинстве случаев речь идет о субъекте, достигшем возраста совершеннолетия, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до достижения указанного возраста требует соблюдения специальной процедуры.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения влечет за собой ответственность того лица, который осуществляет указанную деятельность, т.е.

Субъектом данного деяния в полной мере могут выступать граждане, как правило, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и их руководители, которые в данном случае рассматриваются в качестве должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства.

Субъективная сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.Многие из нас периодически оказывают какие-то услуги своим знакомым (или их знакомым): помочь с ремонтом, сделать стрижку, заказать через интернет какие-то товары, сшить платье или отремонтировать автомобиль.

И если такой бизнес явно выходит за рамки мелкой подработки и начинает приносить ощутимые прибыли, его можно квалифицировать как незаконное предпринимательство.Этой деятельностью могут всерьез заинтересоваться не только налоговая, но и полиция и другие структуры.

Нужно также знать, что для выполнения некоторых видов работ недостаточно зарегистрироваться в качестве ИП или открыть фирму – потребуется еще и специальное разрешение (лицензия).Это касается медицинских и косметических услуг, пассажирских перевозок, проектировочных работ и проч.Вести такой бизнес без оформления всех надлежащих документов – куда более серьезное правонарушение, чем просто незарегистрированное предпринимательство.

Предпринимательской, в соответствии с Гражданским Кодексом, называется деятельность, которая осуществляется с целью систематического получения прибыли на свой риск.Прибыль может извлекаться путем осуществления работ, реализации товаров, сдачи в аренду имущества, оказания платных услуг.

Гражданин, ведущий коммерческую деятельность должен в обязательном порядке зарегистрироваться как предприниматель.Как видим, основные отличия частной сделки между гражданами и предпринимательства – это систематичность деятельности и извлечение прибыли.

Так, разовая сделка купли-продажи или однажды оказанная возмездно услуга не могут считаться незаконной предпринимательской деятельностью.Но произведенные два раза или более в течение года, они становятся систематическими и попадают под определение коммерческой деятельности.

Однако если речь идет о продаже товара по стоимости, за которую он был приобретен (или меньшей), это в любом случае будет считаться частным делом: отсутствует прибыль.

Такая деятельность не может считаться предпринимательской, даже если совершается систематически.Незаконным предпринимательством в России считается: Протокол о правонарушениях может быть оформлен как результат проверочных мероприятий: осмотра помещения, совершения контрольных закупок и проч.

Поводом для такой проверки может послужить любой сигнал о том, что ведется незаконная предпринимательская деятельность или же допускаются нарушения в работе.Дела о незаконном предпринимательстве рассматриваются мировым судьей по месту ее осуществления или по месту жительства нарушителя.

Такое дело должно быть рассмотрено в двухмесячный срок после того, как составлен соответствующий протокол.Если этого не произойдет, дело должно быть закрыто.

Если протокол оформлен с нарушениями, в нем есть противоречия и неточности, нарушитель может избежать наказания: пока протокол переоформляется и исправляются ошибки, отведенный на привлечение к ответственности срок может истечь.

В некоторых случаяхнезаконная предпринимательская деятельность может привести и к уголовной ответственности.Это происходит, если государству, организациям или частным лицам в результате такой деятельности наносится серьезный ущерб, или же когда предприниматель получает крупные прибыли от нелегального бизнеса.

Доказать факт причинения ущерба или извлечения крупного дохода должны прокуратура или полиция.Крупным размером (как ущерба, так и прибыли) считается сумма от 250 тыс. Надо сказать, что обнаружить правонарушение, которое попадало бы под уголовные санкции довольно сложно: контрольные закупки обычно совершаются на небольшие суммы, а потому стать доказательством сверхприбылей они не могут.

Ответственность за незаконное предпринимательство, которое ведет коммерческая организация, полностью ложится на ее руководителя.К уголовной ответственности не привлекаются: Существуют также обстоятельства, которые могут смягчить уголовное наказание.

К ним относятся положительные характеристики виновного, а также единичность случая привлечения его к ответственности.

Кроме самого факта незаконной предпринимательской деятельности к уголовной ответственности предпринимателя могу привлечь за: Санкции за коммерческую деятельность без регистрации регулируются статьями 116 и 117 Налогового кодекса РФ.

Они предполагают взыскание налогов, недополученных государством, и штрафы за уклонение от выплаты этих налогов.Кроме штрафов за отсутствие государственной регистрации или же ее просрочку налоговая может доначислить невыплаченные налоги.

В этом случае нелегальному бизнесмену нужно будет уплатить налог на доходы физический лиц (НДФЛ) на всю сумму доходов, получение которых будет доказано.К этому следует прибавить все пени за просрочку уплаты налогов и возможный штраф за их неуплату – он составляет 20 % от доначисленной суммы.Все эти санкции применяются к нарушителю только по решению суда.Как видим, ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность может быть довольно серьезной.

Кроме того, налоговые органы довольно активно занимаются сбором информации о «нелегалах», так что утаить свою деятельность от заинтересованных служб будет довольно сложно.

Например, если ваш бизнес заключается в оказании услуг предприятиям и организациям, можно оформить это сотрудничество документально (заключить договор подряда или же разовый трудовой контракт).

Необязательно оформление в качестве предпринимателя и тем, кто сдает в аренду жилье: достаточно заключить договор с арендатором и платить НДФЛ (налог на доходы физических лиц).В этом случае нужно лишь ежегодно подавать декларацию в ФНС.

(10 , в среднем: 19)

Рассылка выходит раз в сутки и содержит список программ из Налоговое право перешедших в категорию бесплатные за последние 24 часа.

Источник: https://astoriacaterers.com/chto-vlechet-za-soboy-osuschestvlenie-predprinimatelskoy-deyatelnosti-bez

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в 2019 году

Что влечет за собой осуществление предпринимательской

Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность, цель которой получение доходов.

Гражданский кодекс закрепил в статье 23 что, любой гражданин может заниматься бизнесом после регистрации его как индивидуального предпринимателя, или только после создания юридического лица.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации влечет за собой применение различных санкций.

Гражданско-правовые последствия

Ведение предпринимательской деятельности без регистрации, не означает что контрагент такого гражданина, не защищен законом.

Если человек, ведущий по своей сути бизнес, но не являющийся в законном смысле предпринимателем, заключил сделку, то при уклонении им от исполнения обязанностей суд не будет принимать в расчет отсутствие регистрации.

То есть, если «предприниматель» заключил контракт, то при наступлении спорной ситуации он все равно не сможет говорит на суде, что не является ИП, и добиться тем самым пониженных гражданско-правовых требований, по сравнению с ЧП или юридическим лицом.

Когда дело дойдет до тяжб, даже в отсутствии регистрации, судья обычно применяет к рассмотрению такого спора положения об обязательствах, которые касаются осуществления предпринимательской деятельности.

Меры административной ответственности

Незарегистрированная предпринимательская деятельность влечет административную ответственность, закрепленную в КоАП Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 14.

1 КоАП РФ, занятие бизнесом в отсутствии регистрации как частного предпринимателя или как юридического лица, повлечет наказание – наложение административного штрафа.

Штраф за предпринимательскую деятельность без регистрации варьируется от 500 рублей до 2000 тысяч в зависимости от совершенного нарушения.

Следует заметить, что сейчас действуют статьи НК и КоАП, в которых дублируются одинаковые правонарушения. Статья 116 НК и ст. 15.3 КоАП – нарушение установленного срока постановки на требуемый учет. Хотя оба кодекса содержат статьи, согласно которым за одно правонарушение два раза привлечь к ответственности невозможно.

Таким образом, применяться обе статьи не могут одновременно. Здесь законодатель предусмотрел, что административная ответственность, закрепленная для должностных лиц по налоговым правонарушениям, не должна применяться по аналогии к людям, которые ведут бизнес без регистрации.

То есть, в этом случае, применяются нормы Налогового кодекса.

Еще одной новинкой в законе стало то, что санкции за нарушения при оформлении юридического лица будут возложены не только на учредителей, а также на того, кто, подает заполненный образец для государственной регистрации (заявителя). Получается, и заявитель будет нести ответственность за достоверность данных, представленных в инспекцию.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусматривает уголовную ответственность. В ст. 171 Уголовного кодекса РФ, закреплена ответственность за предпринимательскую деятельность без регистрации.

Данная статья говорит о наказании в зависимости от причиненного ущерба.

Так, если доказан ущерб гражданам или получение дохода, который можно считать крупным, штраф за ведение предпринимательской деятельности без регистрации составит не более 300 000 рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за срок не более 2 лет. Альтернативным наказанием могут быть и обязательные работы сроком от 180 до 240 часов, либо арест не более 6 месяцев.

Если эта деятельность была произведена организованной группой, или гражданин в результате получил доход в особо крупном размере, то штраф варьируется от 100 000 до 500 000 рублей или в сумме зарплаты осужденного за срок от 1 до 3 лет. Альтернативным наказанием здесь может быть лишение свободы сроком не более 5 лет вместе со штрафом в максимальном размере 80 000 рублей.

Под крупным размером здесь имеется в виду сумма более 1,5 миллионов рублей, под особо крупным размером – более 6 миллионов рублей.

Доход же по смыслу статьи – это выручка за весь период незаконной деятельности до вычета расходов.

Таким образом, ведение предпринимательской деятельности без регистрации может повлечь за собой наложение штрафа или лишение свободы.

Признаки незаконной деятельности

Применяя меры ответственности, следует определить, являлась ли рассматриваемая деятельность незаконной. С целью доказать, что совершено преступление, попадающее под ст. 171, во-первых, надо понять являлась деятельность предпринимательской или же нет.

Некоторые виды деятельности, не требующие регистрации ИП, подлежат к привлечению не уголовной ответственности, а иной. Например, вы не являетесь частным предпринимателем, но получаете доход от передачи в пользование квартиры.

Здесь, даже если ваш доход особо крупный, а вы не бизнесмен и не регистрировали юридическое лицо, к ответственности по УК вас привлечь невозможно.

Для привлечения к ответственности за незаконное занятие предпринимательской деятельностью без регистрации, необходимо выяснить, является ли вообще конкретная деятельность предпринимательской по своему смыслу. К основным признакам предпринимательской деятельности возможно отнести:

  • факт того, что человек изготовил печать;
  • приобрел какое-либо имущество, что извлечь прибыль от него;
  • ведется учет хозяйственных операций, вытекающих из договоров;
  • взаимосвязанность общего количества сделок, произведенных в конкретный период;
  • давние и устойчивые связи с контрагентами.

Перспективы ужесточения ответственности

Помимо имеющихся штрафов за предпринимательство без регистрации, рассматривается их ужесточение. Законопроект внесен в Госдуму Российской Федерации.

В законопроекте предусматривается увеличение имеющихся санкций.

И на вопрос: можно ли заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, многие ответят для себя отрицательно.

В частности, предложено изменить штрафы ответственность за предпринимательство без регистрации в части суммы штрафов и увеличить их размер по нижней границе до двух тысяч и по верхней – до пяти тысяч.

Такая инициатива связана с тем обстоятельством, что сейчас сумма штрафов меньше размера госпошлины за регистрацию ИП и за оформление юридического лица.

По мнению законодателей, нынешняя ситуация не является препятствием и сдерживающим аргументом для недобросовестных бизнесменов.

Хотя, следует заметить, что подобный законопроект уже рассматривался и не был принят. В нем предусматривалось, что физические лица без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей или без оформления юр. лица, подвергнуться наказанию в виде штрафных санкций в размере от тридцати до пятидесяти тысяч.

Законодатели считают, такие изменения в КоАП сделают законы более эффективными и проведут профилактику правонарушений в рассматриваемой сфере.

Подводя итоги, следует заметить, в целях избегнуть споры с правоохранительными органами, лучше соблюдать закон и надлежащим органом оформить свой статус и планируемую работу.

Предпринимательская деятельность без регистрации. Что будет?

Штраф за работу без ЧП 2018, незаконная предпринимательская деятельность

Работа без ЧП, самое страшное наказание, незаконная предпринимательская деятельность 2018

Контроль за незаконной предпринимательской деятельностью

Источник: https://vseproip.com/otkrytie-i-zakrytie-ip/pered-otkrytiem/osushhestvlenie-predprinimatelskoj-deyatelnosti-bez-registracii.html

Адвокат Соколов
Добавить комментарий