Госслужба плюсы и минусы работы

Бизнес или госслужба — что выбрать?

Госслужба плюсы и минусы работы

Некоторых из нас жизнь ставит перед выбором: идти на госслужбу или искать место в коммерческой структуре. Где лучше делать карьеру — однозначно ответить сложно.

Все зависит от конкретной ситуации, целей по жизни, особенностей характера, в конце концов. В каждой сфере свои плюсы и минусы.

Директор компании «Мегаплан» Сергей Козлов решил разобраться, от чего этот выбор зависит и как извлечь пользу из любого опыта.

На личном примере

В 20 лет мне довелось некоторое время работать помощником важного чиновника, поэтому я знаю нюансы госслужбы не понаслышке.

Потом были промышленные гиганты: «Русский алюминий», «Объединенные машиностроительные заводы ОМЗ», «Карачаровский механический завод», а также не менее крупные структуры — «Сбербанк» и «Фирма 1С».

Сложно ли было перестроиться с крупного окологосударственного бизнеса на малый и средний? Слукавлю, если скажу, что нет.

Поначалу многое было в диковинку, особенно возможность свободно высказывать свое мнение. По крайне мере в «Мегаплане» атмосфера очень демократичная. В государственных компаниях с тысячами работников царит жесткий бюрократизм, иногда доходящий до маразма. В нашей индустрии с этим проще. У нас довольно плоская структура управления: большой начальник → начальник подразделения → работник.

Чтобы уйти в отпуск, не надо писать заявление за полгода. Нет секретаря на цепи, ревностно оберегающего мой покой. У нас действует правило «открытой двери»: если дверь моего кабинета открыта, любой может зайти с вопросом. Если закрыта, не стучите — я занят. Мы с коллегами общаемся на «ты», празднуем вместе дни рождения и сообща подводим итоги месяца.

Война миров

Надо сказать, что в бизнесе не очень-то жалуют кандидатов из бюджетной сферы и уж тем более с долгим стажем работы на государственной должности. Поэтому если уж решили идти в коммерцию, не стоит долго засиживаться в госучреждении. Но для некоторых жизненных этапов это очень неплохой вариант. Давайте разберемся, что, когда и для кого подходит больше.

Выпускник вуза

Если вы молодой и амбициозный, хотите всего и сразу — вам только в коммерцию. Госслужба любит терпеливых. Хотя на первых порах зарплаты там и там вполне сопоставимы, со временем разница может стать существенной.

В бизнесе зарплаты по умолчанию выше. Но опять же до определенного этапа. На руководящих государственных должностях можно получать вполне приличные деньги, только вот добраться до этих позиций сложно. Как правило, сидят на них долго и прочно.

Если вы еще учитесь в вузе, но хотите работать, выбирайте госслужбу. Во-первых, оттуда легче уйти в академический отпуск. Во-вторых, при желании и находчивости сможете завести полезные знакомства и наладить крепкие деловые связи, которые на постсоветском пространстве по-прежнему дороже денег.

Опытный работник

Мои коллеги по госслужбе главными достоинствами своей работы считали стабильность и предсказуемость. Уверенность в завтрашнем дне чувствуют сотрудники многих бюджетных организаций. Как ни крути у чиновников всегда есть работа — при любой власти и несмотря ни на какой кризис.

Положение дел в коммерческой фирме жестко завязано на ситуации в отрасли и в экономике страны в целом. Так что если вам под 40, вы не добились карьерных высот, не создали что-то свое или просто устали от нервотрепки — переходите на госслужбу и работайте спокойно.

Возможно, вы проиграете в зарплате, зато выиграете в другом. Получите налоговые льготы, медицинскую страховку, льготы на оплату коммунальных услуг. В некоторых госучреждениях по-прежнему дают путевки в ведомственные санатории и дома отдыха. Вы сможете брать отпуск сразу на 28 дней и рассчитывать на дополнительные выходные с увеличением стажа.

Сотрудник госслужбы со стажем

Если вы трудитесь в госструктуре уже лет десять и не продвинулись дальше начальника небольшого отдела — никогда не поздно попробовать себя в бизнесе. Поверьте, у вас будет намного больше возможностей проявить себя.

Многие компании специально ищут людей, которые умеют общаться с представителями государственных органов и договариваться с представителями разного рода инспекций. Но приготовьтесь, что от вас будут требовать результата, а не просто присутствия на работе, как раньше.

Именно результат в бизнесе является основным мерилом успеха. В качестве оценки работы сотрудников в бизнесе чаще всего выступает прибыль: или сэкономленные средства, или заработанные. Я вот до сих пор не могу понять, как оценивать качество работы и мотивировать государственного служащего!

Работа на результат

В «Мегаплане» я стремлюсь снизить контроль за работниками, дать им свободу самим выбирать путь к цели, но результат для меня как руководителя превыше всего.

Не важно, пришел ли работник в офис на пять минут позже или вообще остался дома, у него есть объём работы, который он должен выполнить.

Я убежден, что отсутствие жесткого контроля со стороны начальства дарит работнику свободу выбора и развивает самодисциплину.

Наверное, я бы не был настолько лоялен, если бы мы сами не работали в CRM-системе, которую разрабатываем. Для всех задач там установлен дедлайн и для каждого определен ежедневный объем работы.

К тому же мы завели обсуждение, назвав его журналом посещений. Работники предупреждают о своих перемещениях, а в задачах отписываются о результатах работы за день.

Вряд ли такое можно представить в госкорпорации! Хотя у нас есть версия Мегаплана, которую мы адаптировали для госорганов.

Характер — это судьба

На выборе сферы приложения усилий, кроме внешних условия, также сказывается внутренний настрой человека. Всегда найдутся сотрудники, которые знают только свой участок и не хотят развиваться. К сожалению, таких большинство.

Но есть и другие — деятельные трудоголики, которые просто не могу сидеть на одном месте и впитывают в себя новые знания как губки.

Они могут и коллег подменить на время отпуска, и руководителю помочь, и быстро освоиться в новых задачах.

Так уж сложилось, что госслужба больше подходит для людей, от которых конечный результат не зависит. На крайний случай у них всегда есть инструкция, на которую можно сослаться и оказаться правым в любой ситуации. Если вы не боитесь брать на себя ответственность, заинтересованы в профессиональном росте и саморазвитии, в государственной конторе достигнете намного меньшего, чем в коммерции.

Источник: https://kapital.kz/business/59657/biznes-ili-gossluzhba-chto-vybrat.html

Есть ли жизнь после госслужбы

Госслужба плюсы и минусы работы

Чиновники больше ориентируются на процесс, чем на результат, и ценят стабильность

Е. Разумный для Ведомостей

Последний призыв

Бывший губернатор Ленобласти Валерий Сердюков в декабре 2012 г. был избран членом совета директоров «Газпром нефти».

Петербургский вице-губернатор Михаил Осеевский стал заместителем председателя правления ВТБ, его коллега Юрий Молчанов работает в том же банке вице-президентом, исполнительным вице-президентом Газпромбанка стал Алексей Чичканов, возглавлявший комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Вице-губернатор Роман Филимонов и председатель КУГИ Дмитрий Куракин перешли сначала в правительство Московской области, а затем – вслед за Сергеем Шойгу – в Министерство обороны. На должность начальника управления культуры Министерства обороны перешел и бывший председатель комитета по культуре Антон Губанков. Возглавлявшая КГИОП Вера Дементьева в 2011 г. стала директором ГМЗ «Павловск».

Есть выбор

Работа в госструктурах по-прежнему популярна среди соискателей.

В кризис, когда происходили массовые сокращения персонала, госслужба для соискателей представлялась неким островом безопасности, поэтому резко возрастало число желающих работать там, напоминает Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru.

По данным на май 2013 г., соотношение предложения и спроса в разделе «Государственная служба» составило 14,5 резюме на вакансию, тогда как в среднем по рынку этот показатель – 3,2 резюме на вакансию, рассказывает она.

После смены администрации в Петербурге и Ленобласти за два последних года на рынок труда вышло много чиновников высшего и среднего уровня. Сменились все вице-губернаторы и председатели большинства комитетов.

Многие из бывших чиновников нашли себе место в бизнесе, но большинство продолжило карьеру на госслужбе (см. врез).

О какой-то успешной карьере бывшего чиновника обычно можно говорить тогда, когда он до работы в госструктурах имел опыт в бизнесе, говорит Екатерина Ильина, партнер Boyden Russia.

Без опыта в бизнесе

«Не скажу, что кто-то из коллег перешел на топовую должность в коммерческую фирму, – строчка «Смольный» в резюме не дает преимуществ при трудоустройстве», – сокрушается бывший заместитель председателя одного из комитетов администрации. А лет десять назад бывшие чиновники устраивались на топовые должности, вспоминает он. Раньше от них ждали решения вопросов, а теперь, видимо, нет, рассуждает он.

«Работодателей настораживает запись в трудовой книжке у человека, который 10–15 лет проработал в госструктурах или вообще никогда не работал в бизнес-структурах, – добавляет бывший сотрудник другого комитета. – Действует сложившийся стереотип, что все чиновники – неповоротливые клерки. Если у человека до госслужбы был коммерческий опыт и стаж госслужбы небольшой, то ему устроиться проще».

Заместителю председателя комитета проще устроиться в бизнес, чем высшему чиновнику, рассуждает собеседник «Ведомостей».

Высший чиновник администрации может уйти только на руководящую федеральную должность, быть клерком, пусть даже в министерстве, для него уже нестатусно.

У крупных чиновников разрыв между уходом с места и трудоустройством выше, чем у обычных чиновников, – они могут не всплывать больше года в ожидании подходящего портфеля. В бизнесе им проще работать в госкомпаниях, добавляет он.

Случаи перехода чиновников на высшие позиции в руководстве коммерческих компаний очень редки и чаще всего они не становятся удачными, говорит Екатерина Ильина.

По ее словам, в первые несколько лет чиновники проходят тяжелый период адаптации, они привыкли к большому аппарату и к власти.

В основном чиновники занимают позиции с каким-то конкретным функционалом или возглавляют департаменты, где востребована их компетенция как бывших чиновников, отмечает она.

Люди с опытом работы на госслужбе мало востребованы со стороны бизнеса, исключением являются позиции в сфере GR, говорит Александр Егоров, директор дивизиона «Северо-Запад» кадрового холдинга «Анкор».

В этом случае опыт работы чиновником будет большим преимуществом: такой человек лучше понимает систему взаимоотношений между разными государственными подразделениями, владеет информацией о системе принятия решений, специфике документооборота и сможет преодолеть препятствия на коммуникативном уровне, которые зачастую возникают между бизнесом и госструктурами, считает Егоров.

В ряде случаев даже наоборот: если специалист имеет долгий опыт в госструктурах на средних позициях, то в коммерческих организациях он может столкнуться с предубеждением, справится ли он со спецификой и динамикой реального бизнеса, отмечает Юлия Сахарова, директор представительства HeadHunter по СЗФО.

Бывшие чиновники, как правило, находят работу в больших компаниях, а не в среднем или малом бизнесе: ведь чем меньше компания, тем виднее достижения и вклад каждого сотрудника, считает гендиректор кадрового агентства «1000 кадров» Мария Маргулис.

Чиновники часто работают в сфере GR, особенно в сферах, доходность которых зависит от активности их лоббизма, – в строительстве, в госзакупках. В классическом бизнесе, который не так связан с властными структурами, потребность в бывших чиновниках невелика, отмечает эксперт по GR Антон Рассадин.

При смене администрации такой бывший чиновник часто уходит с должности, так как его основной компетенцией было именно наличие связей с существующей администрацией, рассуждает он. Более типичная ситуация – уход специалиста из бизнеса в чиновники с последующим возвращением в бизнес.

Бывшие чиновники чаще уходят в госкомпании, в иностранных компаниях и в частном бизнесе практически невозможно найти выходцев из госструктур на значимых должностях, говорит Рассадин.

Орда подчиненных

Плюс бывшего чиновника – способность видеть связку бизнеса компании с государством, рассказывает один из участников опроса, который Boyden Russia провела для «Ведомостей».

Компания в мае опросила топ-менеджеров шести компаний (крупный российский банк, две крупные девелоперские структуры, международный энергетический игрок, крупный многопрофильный российский холдинг, городской инфраструктурный проект), у которых был опыт найма чиновников.

Чиновник отлично знает процесс движения документов и их оформления, правильную трактовку документов, получаемых из госорганов, говорит представитель другой компании.

К плюсам кандидатов, имеющих опыт работы в госструктурах, относится также знание последовательности согласования этапов проектов, экспертиза в тех областях, в которых они были заняты на службе (финансы, юридические вопросы, таможня), рассуждает один из респондентов. В целом опыт сотрудничества можно назвать положительным, так как люди приглашались на решение конкретных задач, говорят участники опроса.

Но у таких специалистов есть не только плюсы. Среди минусов бывших чиновников опрошенные называют косность мышления, неспособность делать работу самостоятельно. Бывшим чиновникам для работы нужна орда подчиненных, сетует представитель одной из опрошенных компаний.

Профессия, полученная до работы чиновником, полностью обесценивается за время его работы на госслужбе, квалификация теряется, поэтому основной областью экспертизы становятся только связи и знание о последовательности открывания дверей, рассуждает один из участников опроса.

Чиновники в работе ориентируются на процесс, а не на результат или принимают процесс за результат, сетует топ-менеджер крупной компании.

В бизнесе в отличие от государственной службы, как правило, существует жесткая конкуренция, бизнес быстрее изменяется и реагирует на окружающую среду, от сотрудника требуются такие качества, как ориентация на результат, мобильность, обучаемость, умение работать в стрессовом режиме и при высоких нагрузках, отмечает Александр Егоров.

Люди, которые работают в госструктурах, больше ориентированы на стабильность, социальную защищенность, соблюдение четких правил и процедур, они менее динамичны, не склонны к риску, менее конкурентны, считает он.

При работе в госорганах за выслугу лет автоматически начисляется надбавка к окладу, вспоминает бывший сотрудник Смольного. Привычка к стабильным условиям, по его словам, приводит к тому, что большинство покинувших городскую администрацию, как правило, остаются работать в госорганах, в том числе на муниципальном уровне.

Изменения в зарплате при переходе в коммерческий сектор зависят от уровня должности, которую человек занимал в госструктуре, говорит Егоров. Молодой специалист с небольшим опытом в госструктуре при переходе в бизнес может даже получить повышение своего дохода.

В то время как чиновник с более высокой должности и большим стажем скорее потеряет в заработной плате и льготах, поскольку ему придется начинать карьеру, можно сказать, с самого начала и заново осваивать новую сферу деятельности, получать новые знания, навыки, отмечает он.

Фактическая заработная плата бывших чиновников в бизнесе часто снижается, так как кроме основного дохода чиновник имеет большие бонусы, льготы и служебные привилегии, говорит Мария Куприянова, ведущий консультант консалтинговой компании Case.

При работе в рыночном секторе большую часть дополнительных расходов сотрудник оплачивает самостоятельно (машина и ее обслуживание, питание и многое другое), тогда как чиновнику достаточно высокого ранга все это оплачивает государство, объясняет она.

Кроме того, в бизнесе чиновник лишается тех возможностей дополнительного, не всегда законного дохода, который он мог иметь на госслужбе, и к этому ему тоже сложно привыкнуть, делится сотрудник одной из компаний. И на новом месте такой сотрудник может использовать привычные схемы с бюджетом компании, рассуждает он.

В коммерческих структурах предлагают зарплату примерно того же уровня, а если выше, то не в разы, а иногда даже ниже, делится бывший сотрудник Смольного. На обычную должность идти неинтересно, сложность еще и в том, что привыкаешь к определенному распорядку и не хочется менять его на другой, но такой же жесткий, добавляет он.

На другую сторону

Бывает, что специально искать работу чиновнику и не нужно: если он ответственный, умеет общаться с людьми и, главное, проявил себя как эксперт, то скорее всего ему с достаточной регулярностью будут поступать предложения о работе, считает Иван Канардов, руководитель отдела кадрового консалтинга MOLGA Consulting.

Многие не ждут у моря погоды и сами активно намекают на свое желание перейти «на другую сторону». Нередки случаи, когда начальники переходят в реальный сектор экономики и после тянут за собой коллег, говорит он.

В основном поиск начинается среди бывших коллег, друзей и родственников, если же не удается найти работу через эти каналы, то бывшие чиновники обращаются напрямую к гендиректорам компаний, в которых им хотелось бы работать, минуя отделы персонала и рекрутинговые агентства, рассказывает Мария Куприянова.

По словам Юлии Сахаровой, чиновники также находят работу, лично обращаясь к знакомым топ-менеджерам крупных компаний.

По закону бывший чиновник два года не имеет права занимать должности в компаниях, которые входили в его сферу ответственности, напоминает бывший сотрудник одного из комитетов администрации.

Из-за этого у кадровиков возникают опасения, что появятся проблемы с комиссией по урегулированию конфликта интересов и компанию могут оштрафовать, это еще одна причина настороженности по отношению к бывшим чиновникам, считает он.

На среднем уровне настороженность при трудоустройстве есть у обеих сторон: в Смольном тоже настороженно относятся к выходцам из коммерческих структур, так как опасаются, что человек на госслужбе будет лоббировать интересы своих бывших работодателей, добавляет собеседник «Ведомостей».

Обычно люди с государственной службы производят впечатление довольно усталых и пассивных.

К сожалению, в большом количестве случаев даже яркие профессионалы с активной позицией либо со временем перегорают в закостенелых бюрократических государственных структурах, не в силах бороться с инертным и безынициативным большинством, либо довольно быстро их покидают и находят другие возможности – в реальной экономике, считает Мария Маргулис. Работа в частной компании и в госструктуре – очень разные вещи, признает топ-менеджер, имеющий опыт работы с обеих сторон. Хотя администрация приглашает «свежую кровь» для внедрения новых подходов, решения там принимаются долго и сложно что-то изменить, тогда как в бизнесе внедрить что-то новое можно довольно быстро, говорит он. Бывшие чиновники достаточно легко приживаются в госкомпаниях, рассказывает сотрудник одной из них. Госкомпании – нечто промежуточное между госорганами и бизнесом, поэтому чиновнику не приходится значительно менять свой подход к работе, отмечает он. При определенных проектах и задачах компании и в дальнейшем будут привлекать на работу чиновников либо сажать своих сотрудников в госструктуры, считает Екатерина Ильина из Boyden Russia.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2013/06/21/zhizn_posle_gossluzhby

Госслужба: плюсы и минусы

Госслужба плюсы и минусы работы

По данным Всероссийского центра общественного мнения каждый пятый россиянин хочет работать на госслужбе, но больше всего желающих среди молодежи – 35%.

Привлекают прежде всего зарплаты и льготы, и только в 16% главным аргументом выступает желание «послужить Родине». Дополнительным стимулом являются социальные пакеты и более высокий уровень защиты работника, чем в коммерческих предприятиях.

Но в этой сфере работы есть и свои недостатки. Давайте разберемся, в чем плюсы и минусы государственной службы для молодых кадров.

Сначала необходимо определиться с терминами, потому как многие люди путают понятие государственной службы. Некоторые полагают, что сотрудники предприятий, принадлежащих государству, или технические сотрудники, выполняющие свою деятельность в органах государственной власти, являются госслужащими. Но это не так.

Государственный служащий состоит на какой-либо государственной должности и выполняет непосредственно функции государственного характера. При этом он получает заработную плату из средств федерального или регионального бюджета. В нашей стране на государственной службе состоят:

  • военнослужащие,
  • служащие правоохранительных органов,
  • государственные гражданские служащие.

В нашей статье мы рассмотрим именно эту категорию государственных служащих.

Публичная власть в нашей стране имеет двухуровневую структуру: государственный уровень и местный. К органам местного самоуправления относятся Госсобрание, правительство, различные министерства и ведомства, а также органы местного самоуправления (администрации городов и районов). Все сотрудники, работающие в этих учреждениях, являются госслужащими. В народе их называют чиновниками.

Выпускнику вуза не приходится рассчитывать сразу на хорошее вознаграждение ни в государственной организации, ни в частной компании. Поэтому многие посвящают 2-3 года работе на государство, чтобы потом уйти в бизнес. За это время накапливается опыт и полезные знакомства.

Но порой специалисты остаются на прежнем месте работы. Другие увидели для себя здесь новые перспективы и возможности. Да и плюсов в госслужбе все-таки достаточно много:

  1. «Белая» зарплата. Молодежь, конечно, мало заботят пенсионные отчисления, до заслуженного отдыха еще работать и работать, но минимальную пенсию тоже никто не хочет получать.
  2. Стабильность и уверенность в завтрашнем дне присуща многим бюджетным организациям. Как говорится, при любой власти и при любом кризисе будут существовать госслужба.
  3. Высокая зарплата у руководящих должностей.
  4. Различные льготы (налогообложение, медицинское страхование, социальное страхование, проезд в общественном транспорте, оплата жилищных и коммунальных услуг, пенсионное обеспечение, обеспечение телефонной связью).
  5. Полное соблюдение трудового законодательства. Например, можно уйти на больничный, особенно это актуально для молодых мам.
  6. Регулярные премии.
  7. Отпуск, который увеличивается в зависимости от стажа работы.

Ламаева Зарина, выпускник факультета управления и права Поволжского государственного технологического университета:

«После учебы идут работать в муниципальные службы не все, а те, у кого есть интерес к этому. Для кого-то уже во время учебы представляется возможность подрабатывать в государственных организациях.

Это, конечно, большой опыт для студентов и они знали, что уже после окончания университета смогут полноценно встроиться в работу.

Но все понимают, что эта работа не принесет колоссальных доходов, и это осознанный выбор каждого».

К минусам государственной службы можно отнести следующие факторы:

  1. Низкая зарплата для рядовых сотрудников.
  2. Сложно найти хорошее место, потому что госслужбы неохотно разглашают информацию о наличии свободных мест. Для того чтобы претендовать на работу госслужащим, необходимо иметь специальное высшее образование, пройти конкурный отбор на профессионализм.
  3. Низкая мотивация к работе. В бизнесе в качестве оценки работы сотрудников чаще всего выступает прибыль. В этом случае непонятно как оценивать качество работы и как мотивировать государственного служащего.

Работать или нет на гражданской службе вопрос неоднозначный. С одной стороны, привлекает стабильность, с другой – отталкивает низкая заработная плата.

Для молодых и амбициозных это будет хорошим началом карьеры, чтобы через пару лет, обзаведясь хорошими связями, перейти в коммерческую организацию.

Хотя, зарекомендовав себя на госслужбе, и получив первое повышение, возможно совсем не захочется искать новое место работы.

Источник: https://www.rabota.ru/soiskateljam/career/gossluzhba_pljusy_i_minusy.html

Преимущества госслужбы – льготы и привелегии

Госслужба плюсы и минусы работы

Преимущества государственной службы по сравнению с работой в других структурах состоят в следующем:

 В принципе все виды деятельности человека, в зависимости от места его работы можно разделить на три основные группы: работа в частных структурах (фирмах, компаниях, корпорациях и т. д.), собственное предпринимательство и работа в органах государственной службы.

Государственная служба подразделяется на три вида: военная, правоохранительная и гражданская. Самый обширный и популярный вид государственной службы – это гражданская.

Гражданская служба представляет собой работу различных министерств и ведомств: здравоохранения, образования, социального развития, труда, лесного хозяйства и так далее.

Престижность и преимущества работы в государственных структурах

Преимущества государственной службы по сравнению с работой в других структурах состоят в следующем:

  • Стабильность и социальная защищённость,
  • Престижность,
  • Возможный карьерный рост,
  • Различные льготы привилегии.

Стабильность и социальная защищённость

Стабильность работы – это уверенность в завтрашнем дне. Организация госслужбы никогда не разорится, не перестанет существовать. Даже если будет какая-то реорганизация или изменения в штате госслужащему обязательно будет предоставлено аналогичное место работы.

Стабильность, эти и своевременная выплата зарплаты и всех других выплат.

Социальная защищённость госслужащих заключается в обширном социальном пакете, куда включены: отпуск, более продолжительный, чем в других структурах, оплата больничных листов, командировок и другие льготы, существующие только в органах госслужбы.

Престижность

Государственные служащие обладают большим влиянием, так как по роду своей деятельности им приходится решать вопросы, связанные с работой многих предприятий, и естественно, влиять на эти решения. От них, особенно если их должностной статус достаточно высок, многое зависит, поэтому престижность госслужбы очевидна.

Возможность карьерного роста

Если госслужащий имеет высокую квалификацию по своей профессии, постоянно её повышает, инициативен, амбициозен, и желает подниматься по карьерной лестнице, в органах госслужбы для этого есть все возможности.

Конечно, и в других структурах такие возможности тоже существуют, но, во-первых, далеко не во всех,  а во-вторых, в частных структурах иногда вопросы карьеры решаются не в связи с заслугами претендента на должность, а по желанию собственника. 

Льготы и привилегии

  • Льготы по выплатам. Государственным служащим гарантируется своевременная выплата заработной платы. Кроме того, работник имеет право на получение различных премий, дополнительных выплат и надбавок. Например, в госслужбе существует надбавка за классный чин, за выслугу лет, ежемесячная надбавка за особые условия госслужбы и многие другие,
  • Льготы по отдыху. Обязательное предоставление выходных и праздничных дней, кроме тех служб, что работают по графику (пожарные службы, милиция, скорая помощь и т. п.). Но в этих службах работа в праздничные или выходные дни компенсируется повышенной оплатой. Ежемесячный отпуск у госслужащих больше, чем у обычных работников, его продолжительность зависит от стажа работы в госслужбе,
  • Льготы по медицинскому обслуживанию. Работник госслужбы и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание и страхование. Такое право сохраняется и после выхода его на пенсию по выслуге лет. Также им предоставляются путёвки в ведомственные санатории и дома отдыха, причём, путёвки или бесплатные, или за очень маленький процент оплаты, такая возможность остаётся и после выхода их на пенсию,
  • Социальные льготы. Круг социальных льгот у государственных служащих более широк, и главное, гарантирован.
  1. Отпуск по уходу за ребёнком предоставляется в полном объёме,
  2.  Для повышения квалификации госслужащих существуют специальные программы обучения, причём, любой вид обучения, бесплатный,
  3.  Госслужащие пользуются услугами ведомственных больниц и поликлиник,
  4.  Путёвки в летние лагеря отдыха для их детей предоставляются на льготной или бесплатной основе,
  5. Расходы, связанные с переездом в другую местность при переводе в другой государственный орган, возмещаются,
  6. Также могут предоставляться льготы при оплате услуг ЖКХ, проезда в общественном транспорте, не предусмотренные федеральным законодательством, но установленные для госслужащих в некоторых регионах.
  • Льготы по жилью. Одной из самых значимых льгот для госслужащих является право на получение субсидии для покупки жилья. Субсидия предоставляется в случаях, когда госслужащий не имеет жилья или его квартира, дом не соответствует установленным нормам площади или не отвечает нормам санитарного состояния,
  • Льготы при выходе на пенсию. При выходе на заслуженный отдых, кроме основной пенсии, государственный служащий получает дополнительную, если стаж его работы в государственных органах не меньше 15-20 лет. При увольнении с работы, в связи с выходом на пенсию, госслужащий получает единовременное пособие, размер которого составляет от 5 до 20 окладов, в зависимости от стажа. С 2017 года порядок и размеры этих льгот существенно изменились, но сами льготы остались, пусть и несколько в изменённом виде.  

Стать государственным служащим может любой человек, достигший совершеннолетия  и свободно владеющий русским языком. Кроме этого, он должен иметь соответствующее предполагаемой должности образование, желательно в одном из престижныз ВУЗов, и пройти конкурс на занятие данной должности. На любую должность в государственной службе принимают после прохождения соответствующего конкурса.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Список работодателей с лучшими условиями труда

Подробнее

Лучшие работодатели в мире -ТОП 10

Подробнее

Самые лучшие работодатели в мире

Подробнее

Источник: https://svoipravila.ru/karera/interesno-o-karere/preimushestva-gossluzhbi.html

Плюсы и минусы проекта Закона о госслужбе

Госслужба плюсы и минусы работы

На заседании Национального совета реформ, которое прошло 18 сентября, было предложено отозвать законопроект №2490 о реформировании государственной службы и подготовить новый документ. Такое решение вызвало негодование ряда экспертов и некоторых сотрудников Администрации президента, поскольку над документом долго работали европейские эксперты и ученые, а также он был одобрен SIGMA.

Данный проект закона разработан “с целью установления новых правовых и организационных основ государственной службы как профессиональной, политически беспристрастной деятельности на благо государства и общества, а также для обеспечения равного доступа к государственной службе”. В зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий госслужащие будут делиться на три категории: категория “А” (высший корпус государственной службы); категория “Б” (руководители подразделений); категория “В” (другие должности государственной службы, которые не отнесены к категориям “А” и “Б”). Также устанавливается 9 рангов государственных служащих. Так, госслужащим, которые занимают должности категории “А”, присваиваются 1-3 ранг; категории “Б” — 4-6 ранг; категории “В” — 7-9 ранг. Сейчас у госслужащих 7 категорий и 13 рангов.

Конкурсный отбор всех госслужащих и повышение зарплаты

Эксперты и замглавы Администрации президента Дмитрий Шимкив сходятся на том, что законопроект поможет качественно повысить уровень госслужащих и решить ряд существующих проблем. Так, у документа есть ряд “плюсов”, основной из которых четкое разграничение должностей государственной службы от иных должностей — политических, патронатных, обслуживающих и тому подобное.

По словам Дмитрия Шимкива, сейчас в Украине существует клановая система построения госслужбы и часто смена правительства ведет за собой репрессии против госслужащих. “Часто новые министры переживают, что не могут назначить своих секретарей, помощников и тех, с кем привыкли работать — это патронат. Закон разграничивает понятие должностей госслужбы и патронатных должностей”, − пояснил он.

Все самое важное в Telegram

Также в законопроекте предусмотрен запрет совместной работы родственников: не будут допускаться на госслужбу лица, которые будут непосредственно подчинены близкому лицу или которому будут подчинены близкие лица.

Еще одним плюсом законопроекта является ограничение политической деятельности госслужащих. По словам главы правления Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко, после первого чтения законопроект полностью запрещал чиновнику иметь какое−либо отношение к партиям.

Кстати, сами госслужащие требовали этой нормы, которая полностью убирает рычаги давления на них. “Но в итоге рабочая группа прописала в документе компромиссный вариант. Он состоит в том, что членство в партии запрещено служащим категории “А”, а всем остальным разрешается.

При этом нельзя госслужащим быть в руководящих органах партий”, − пояснил Колиушко.

Кроме того, с принятием закона ожидается, что госслужащие будут больше соответствовать поставленным требованиям, поскольку предусматривается исключительно конкурсный отбор на должности.

Как отметил Шимкив, если будет затребован специалист со знанием иностранного языка, то на должность не сможет попасть человек, который им не владеет. Стандарты для всех будут едиными и четко прописанными в законе.

А те госслужащие, которые занимают должности сейчас, будут проходить переаттестацию.

Кроме того, госслужащие будут обязаны качественно выполнять свои обязанности, поскольку результаты служебной деятельности ежегодно будут подлежать оценке для определения качества выполнения поставленных задач.

Особое внимание будет уделяться подбору высшего корпуса государственной службы — чиновников категории “А”. Конкурсная комиссия для их отбора будет достаточно широкой, поэтому привести на должности одиозные фигуры или некомпетентных людей будет практически невозможно.

Также законом предусмотрена мотивация госслужащего к качественному выполнению своих обязанностей, которая заложена в формировании зарплаты.

Минимальная зарплата госслужащего будет равняться двум минимальным зарплатам в Украине (2436 грн), при этом ставка будет составлять 70%, а 30% − бонусы и надбавки за качество работы, для получения которых госслужащему нужно будет постараться.

Эксперты отмечают, что во многих европейских странах используется соотношение 90% к 10%, но украинским сотрудникам нужен больший стимул.

Откуда взять деньги на достойные зарплаты?

Вместе с тем эксперты указывают и на слабые места документа и возможные риски связанные тем, что окончательного текста документа пока нет.

Заместитель главы Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук в этой связи отмечает, что не до конца решен вопрос политической нейтральности, поскольку европейцы и некоторые фракции украинского парламента хотят разрешить чиновникам быть рядовыми членами партии.

“У нас перед каждыми выборами чиновников записывают в партии и используют их как админресурс. Потом это приводит к тому, что каждый следующий руководитель увольняет их и меняет на своих”, − пояснил Тимощук последствия введения этой нормы.

Еще одна проблемная позиция — зарплаты чиновников, поскольку Кабмин высказал жесткую позицию относительно их повышения, вместе с тем заявив, что в стране нет для этого денег. “Они частично правы, поскольку легко сказать, что зарплата должна быть высокой, но где взять на это деньги?” − пояснил Тимощук.

В свою очередь Колиушко добавил, что Кабмин поставил ультиматум — если в законе будут прописаны зарплаты госслужащих, которые не сможет покрыть бюджет, правительство не допустит принятие этого законопроекта.

Кроме того сейчас проходят дискуссии относительно того, нужно ли включать представителей оппозиционных фракций в состав комиссии по отбору госслужащих категории “А”.

“Я бы разрешил участие в комиссии фракциям меньшинства, поскольку власть и оппозиция зачастую меняются местами, а эта конкурсная комиссия отбирает людей на должности госслужбы и смена правительства не должна нести за собой смену госслужащих.

Поэтому если бы представители оппозиции были представлены в комиссии, это бы повысило легитмность принятых решений”, − считает Тимощук.

А его коллега Игорь Колиушко отмечает, что на профильный комитет оказывается давление, чтобы распространить госслужбу на сотрудников Института стратегических исследований, Института законодательства, Национальной академии госуправления. “Если расширят на этих, то вспомнят об институтах при Министерстве финансов, Министерстве экономики, других министерствах и мы снова будем размывать должности госслужащих, а этого нельзя допустить”, − считает эксперт.

Подобная ситуация и с патронатными службами. Депутаты пытаются записать в госслужащих своих помощников, помощников судей, но поскольку люди на эти должности должны отбираться индивидуально самими депутатами и судьями (а не на конкурсе), соответственно они должны подчиняться патронатной службе, считает Колиушко.

Кроме того, он отметил еще один минус документа, который заключается в том, что конкурсная комиссия, отбирающая чиновников высшей категории в итоге не предоставляет окончательную кандидатуру, а только троих кандидатов. Здесь может быть риск назначения “своего” кандидата.

История вопроса

Рассмотрение законопроекта профильным парламентским комитетом должно пройти в эту пятницу, хотя ходят слухи, что депутаты специально не соберут кворум. Дмитрий Шимкив отмечает, что документ должен быть принят в парламенте хотя бы потому, что его писали достаточно долго.

Разработка данного законопроекта началась в июле−августе 2014 года рабочей группой Национального агентства по госслужбе.

К работе привлекли ученых и экспертов, общественных деятелей Украины, Польши, Словении, Германии, Латвии и Великобритании, а также представители SIGMA и OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development).

26 марта прошлого года вице-премьер Владимир Гройсман презентовал концепцию закона, а уже 18 декабря был получен отчет SIGMA с позитивной оценкой документа. А через пять дней закон был представлен на Нацсовете реформ, где поддержали его принятие.

В начале этого года, 17 января, законопроект был подан в Кабмин, после чего в конце марта правительство передало его Верховной Раде. Уже через месяц, 22 апреля, профильный комитет парламента рекомендовал принять документ за основу. На следующий день, нардепы приняли его в первом чтении, правда с 20−й попытки.

7 мая 2015 , в последний официальный день внесения поправок, было получено 1200 замечаний нардепов, для их обработки был создан подкомитет.

Позже, 18 мая был получен отчет SIGMA с позитивной оценкой принятого законопроекта, а 22 мая был подписан меморандум о взаимопонимании между Украиной и ЕС относительно получения Украиной макрофинансовой помощи в сумме до 1,8 млрд евро. Одним из условий получения второго транша этой помощи является принятие закона о госслужбе.

На последующих заседаниях профильного комитета из 1200 поправок в документ были внесены лишь 100.

18 сентября Нацсовет реформ решил отозвать документ из парламента и начать работу над новым.

Эксперты же отмечают, что даже если начнется разработка нового законопроекта, он не будет отличаться от этого готового варианта, что лишь отсрочит реформу минимум на год.

Источник: https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/pljusy-i-minusy-proekta-zakona-o-gossluzhbe-304375/

Адвокат Соколов
Добавить комментарий