Является ли объектом капитального строительства скважина

Скважина объект капитального строительства

Является ли объектом капитального строительства скважина

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Объекты капитального строительства: определение

Строительство – развивающаяся отрасль, в процессе которой появляются готовые объекты по функционалу производственного/непроизводственного назначения и инфраструктуры.

Что подпадает под категорию «объекты капитального строительства»? Определение (формулировка прописана в Градостроительном кодексе РФ) трактует это понятие так: жилые и нежилые строения и незавершенные объекты строительства (исключение составляют постройки по типу навесов и киосков).

К объектам производственного характера относятся здания и сооружения промышленного назначения, а также объекты безопасности и обороны. Сооружения жилищного фонда, коммунально-бытового, культурного, социального назначения и капитального характера принято относить к непроизводственному виду.

Другие статьи номера

Согласно положению «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» постановления Правительства Российской Федерации, объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков делятся на следующие виды:

То есть из документа совсем не ясно, куда отнести разведочную скважину, в этом — причина сложностей и проблем, которые возникают при подготовке проектной документации.

«При этом все наземные сооружения, в том числе фундаменты при строительстве скважин, являются временными сооружениями, — говорит главный инженер «Проектной фирмы «АСКО» Игорь Козлов, — после окончания строительства (бурения) скважин территория зачищается, проводится рекультивация, а при поисковом или разведочном бурении осуществляется ликвидация или консервация скважины. Согласно этому скважина не попадает под виды объектов капитального строительства».

Статья 55.3.

Виды саморегулируемых организацийДопускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса.2. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям:1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса.3. При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.4. При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации и строительство.Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации1. Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также – свидетельство о допуске), – документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;2) правила контроля в области саморегулирования – документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.22 июля 2008 года N 148-ФЗ

Читать еще –>  Когда можно получить пенсионное удостоверение

4. Устройство скважин4.1. Бурение, строительство и монтаж нефтяных и газовых скважин4.2. Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин)4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважини т. д.В Градостроительном кодексе указаны следующие полномочия органов власти в отношении СРО:1.

Утверждение видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.2. Ведение реестра СРО.3. Контроль за СРО.

В Законе, вносящем изменения в Градостроительный кодекс установлено, что Правительство определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (по Закону о СРО деятельность по ведению реестра СРО совмещена с контрольной, тот, кто ведет реестр, уполномочен осуществлять контроль).Таким образом, разделены полномочия по утверждению перечня и контроля с реестром.В Законе уполномоченные органы упоминаются в единственном числе. И формально, для изменения данной ситуации (введение дополнительных органов регулирования) необходимо вносить изменения на уровне закона (данного закона или какого-либо другого).2. СТРАТЕГИИ:2.1. Исключительные стратегииЦель – изъять из общего режима СРО в строительстве «недропользовательские» виды деятельности и передать полномочия комфортным ведомствам.2.1.1. Исключить из перечня виды деятельности, относящиеся к нефтяной сфере (инициировать изменения в Приказ Минрегиона):Простое исключение без передачи аналогичных полномочий другим органам сделает данную деятельность бесконтрольной, поскольку она более не лицензируется.Отсутствуют рычаги влияния на Минрегион.2.1.2. Наделить Минприроды (Роснедра) полномочиями для ведения реестра и контроля за недропользовательскими СРО:Для наделения полномочиями Минприроды и Роснедра потребуется изменение на уровне Закона (в Законе органы указаны в единственном числе). Вариант при котором данным полномочиями Минприроды (Роснедра) наделяются вместо Минрегиона и Ростехнадзора не рассматривается.Общая концепция регулирования СРО в градостроительстве предполагает единообразный подход, без растаскивания по отраслевым ведомствам. Про все виды деятельности можно говорить, что они обладают спецификой и ими лучше ведать в профильном министерстве. Изначально единая и универсальная концепция вряд ли будет «растаскиваться» по ведомствам.В Градостроительном кодексе сформулировано все очень грамотно: СРО-шные виды работ обусловлены общим и универсальным критерием безопасности, а за безопасность у нас отвечает Ростехнадзор. Далее родовым признаком является строительная деятельность, а строительством у нас ведает Минрегион. Поэтому вклинить сюда систему Минприроды будет очень проблематично.2.1.3. Исключить из перечня виды деятельности, относящиеся к нефтяной сфере, одновременно наделить Минприроды полномочиями по утверждению такого перечня для недропользовательской сферы, а также наделить Роснедра полномочиями по контролю и ведению реестра за СРО в сфере недропользования.Аргументы «против» как в п. 2.2.1.4. Исключить из перечня виды деятельности, относящиеся к нефтяной сфере, ввести обратно лицензирование данных видов деятельности (лицензирующий орган – Минприроды или Минрегион).Потребуются изменения на уровне Закона. Совсем маловероятный вариант, «политически» неправильный. Ранее строительные лицензии для недропользовательских работы также выдавались в системе Минрегиона.2.2. Стратегии создания специализированных недропользовательских СРО

Читать еще –>  Как писать директору школы объяснительную

Ответ. В соответствии с «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами» и приказом Роснедр от 01.06.

2010 № 546 «О разграничении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами по вопросам предоставления государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений», указанные разрешения выдаются:

Вопрос: Требуется ли получение разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации объектов, связанных с пользованием недрами, если лицензией ее владельцу предоставлено право на проведение буровых работ, создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладку подводных кабелей и трубопроводов в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством о градостроительной деятельности?

Реконструкция и капитальный ремонт скважин как объекты правоотношений

Жизненный цикл скважины

Источник: http://lawyerfree.ru/oplata-i-vyplaty/skvazhina-obekt-kapitalnogo-stroitelstva

Водозаборная скважина как объект недвижимого имущества – Строительство и ремонт

Является ли объектом капитального строительства скважина

Чтобы наладить независимое водоснабжение загородного дома, различных предприятий, фермерских хозяйств нужно запроектировать и возвести водозаборное сооружение. Обычно такие конструкции состоят из станций 1-го и 2-го подъёма.

Водозаборная скважина и является гидротехническим сооружением первого подъёма. На этой конструкции устанавливается специальное оборудование для подъёма воды.

Рассмотрим особенности возведение таких сооружений, их разновидности и нюансы оформления документации.

От чего зависит конструкция скважины?

Виды скважин в зависимости от глубины залегания водоносного слоя

От правильного выбора конструкции гидротехнического сооружения зависят следующие характеристики:

  • производительность скважины;
  • качество и свойства получаемой воды;
  • простота и удобство обслуживания и ремонта скважины;
  • стоимость конструкции.

На выбор той или иной конструкции скважины влияет желаемая производительность сооружения, глубина залегания водного пласта, особенности грунта, в котором будет выполняться бурение.

Разновидности водозаборных сооружений

Пример артезианской скважины с телескопической обсадной трубой

В зависимости от гидрогеологических особенностей местности может сооружаться одна из следующих разновидностей скважины:

  1. Гидротехническое сооружение с одинарной обсадной трубой. При этом обсадная труба выполняет функции эксплуатационной обсадки. Такие конструкции сооружаются при неглубоком залегании воды (не более 35 м) в песчаных грунтах. Для уменьшения расходов на сооружение скважины можно использовать пластиковые обсадные трубы. Они должны заглубляться в водоносный горизонт не менее чем на 2 м.

Совет: чтобы увеличить производительность скважины, можно углубить колонну. Однако при этом мощность водоносного слоя должна быть достаточной.

  1. Конструкция с одинарной обсадной колонной и фильтровальной или эксплуатационной пластиковой трубой. Эта разновидность сооружений называется скважина на песок. Она может сооружаться в устойчивых и неустойчивых грунтах. В устойчивых породах срок службы стальной обсадной колонны увеличивается.

Скважина с двойной обсадной трубой

Важно: такое сооружение рекомендуется делать для скважин сезонного использования, поскольку полностью исключается риск заиливания сооружения.

  1. Гидротехническое сооружение с одинарной обсадной колонной и открытым участком. Такая конструкция обычно используется для скважин на известняк небольшой глубины. При этом труба проходит через рыхлую породу и упирается в известняковый слой. Затем ниже известняка идёт открытый участок на глубину не больше 10 м.
  2. Артезианская водозаборная скважина с эксплуатационной колонной из пластика. Её конструктивное строение такое же, как и во втором варианте, только такие сооружения устраиваются на водоносных слоях, где воды находятся под напором.
  3. Артезианское сооружение с двойной обсадной колонной. При низком давлении воды в горизонте выполняется конструкция, в которой стальная обсадная труба проходит через все породы до водоносного горизонта, а в сам горизонт заглубляется другая труба.
  4. Артезианское гидротехническое сооружение с несколькими обсадными колоннами и кондуктором. Такие конструкции возводятся на местности со сложной геологией, где есть плывуны и неустойчивые породы. Самый большой диаметр делается у первой трубы. Обсадной элемент является направляющим для всех остальных.

Внимание: в любом гидротехническом сооружении проводится затрубная цементация. Это нужно для защиты стальной обсадной колонны от коррозии, а также для предотвращения попадания загрязнённых грунтовых вод в сооружение.

Охранные зоны скважин

Схема охранных зон водного источника

Любое гидротехническое водозаборное сооружение имеет три пояса санитарно-охранных зон. Они позволяют уберечь водозабор от загрязнителей различного происхождения. Каждый из поясов имеет свои размеры и назначение:

  1. Первая охранная зона – это окружность, радиус которой равен 15-60 м. Этот пояс должен быть огорожен забором. В этом кольце нельзя возводить никакие сооружения, кроме тех, которые нужны для эксплуатации водозаборного сооружения.
  2. Вторая охранная зона позволяет защитить источник от бактериального загрязнения. В пределах этой зона запрещено размещать объекты, которые представляют потенциальную угрозу с точки зрения бактериального загрязнения. К таким объектам относятся выгребные ямы, септики, навозные ямы, другие локальные очистные приспособления. Радиус этой зоны рассчитывается по специальной формуле и зависит от особенностей местности и глубины залегания вод.
  3. Назначение третьей зоны в защите сооружения от химического загрязнения. В пределах этого кольца запрещено строить склады горюче-смазочных веществ, ядохимикатов, а также хранилища для удобрений. Радиус зоны также рассчитывается по формуле и зависит от разных факторов.

Особенности строительства водозаборного узла

Кессон и насосное оборудование для работы скважины

Монтаж водозаборного узла предполагает строительство следующих элементов и составляющих деталей конструкции (в зависимости от назначения скважины, некоторые приспособления могут не использоваться):

  • Для очистки воды от вредных примесей выполняется монтаж системы водоподготовки.
  • Чтобы хранить содержимое скважины, прошедшее процесс фильтрации, понадобится установить резервуар чистой воды.
  • Для обеспечения подачи чистой воды потребителям выполняется монтаж насосной станции 2-го подъёма. Также эта конструкция позволит поддерживать правильное давление в сети. Эта конструкция нужна только для скважин, обеспечивающих водой целые посёлки, крупные предприятия и фермерские хозяйства.
  • Также для скважин, обеспечивающих водой посёлки и крупные предприятия, понадобится установить пожарные насосы, которые будут выполнять подачу воды для нужд пожаротушения.
  • Для контроля функционирования оборудования и определения расхода воды понадобится установить контрольно-измерительное оборудование.
  • Необходимая автоматика позволит скважине работать в автоматическом режиме.
  • Дренажная система нужна для сброса воды, промывающей фильтры. Она понадобится для водоотведения в случае подтопления ВЗУ или переполнения РЧВ.

Резервуары для хранения очищенной воды можно размещать под открытым небом, а остальные элементы водозаборного узла размещаются в специальном временном или капитальном строении.

Необходимая документация

Для начала строительства скважины необходимо собрать все разрешительные документы

Сооружение скважины значительной глубины (более 50 м) требует получения лицензии. Лицензированием занимаются специальные комиссии, для которых нужно собрать пакет документов. Обычно это долгий и трудоёмкий процесс, занимающий от 6 мес. до года.

Для получения лицензии на скважину вам понадобится собрать следующие документы:

  • Для начала нужно получить разрешение на геологическое изучение недр с целью обеспечения водоснабжения того или иного объекта. Важно точно следовать условиям, описанным в документе.
  • Затем необходимо произвести регистрацию работ в соответствующих инстанциях.
  • После ознакомления с фондовым материалом нужно получить техническое задание на проведение работ.
  • Далее разрабатывается проект на поиск и исследование содержимого недр для обеспечения водоснабжения объекта.
  • Проект должен пройти геологическую экспертизу.
  • Далее выполняется согласование проектной документации в соответствующих органах.
  • Теперь можно проводить работы, описанные в проекте.
  • Проводятся опытно-фильтрационные изыскания.
  • Далее оцениваются объёмы запасов воды, и проводится оценка её качества (химико-бактериологические исследования). Также осуществляется наблюдение за подземными водами. Выполняются исследования воды на радиоактивность.
  • Проводится сбор показателей динамического уровня воды в скважине (дебет сооружения) и данных о техническом состоянии. Составляется отчёт об оценке запасов водоносного горизонта.
  • Выполняется проект санитарно-защитных зон гидротехнического сооружения.
  • Получение санитарного эпидемиологического заключения. Для этого необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
  • Авторский надзор за выполнением работ.
  • Экспертиза. Получение лицензии и регистрация скважины.

Источник: https://newcomfortart.com/vodozabornaya-skvazhina-kak-obekt-nedvizhimogo-imuschestva/

Объекты капитального строительства: проблемы законодательного регулирования | ИТП Град

Является ли объектом капитального строительства скважина

Впервые легальное определение категории «объект капитального строительства» (далее – ОКС) было введено ГрК РФ. Следует отметить, что категорией ОКС оперирует не только градостроительное законодательство, но и законодательство иных отраслей права.

В частности, это относится к гражданско-правовой сфере, земельному, лесному законодательству и иным отраслям.

Именно поэтому так важно разобраться в сущности данного определения, иметь четкое представление о том, что конкретно законодатель подразумевает под ОКС.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ ОКС – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (т.е.

объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

По своей сути это положение не является определением как таковым в связи с тем, что оно не содержит сущностных характеристик данной категории, а сводится лишь к перечислению объектов, относящихся к ОКС.

Итак, к ОКС относят здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства. Перечисленные объекты являются ничем иным как разновидностью объектов недвижимости, следовательно, им должны быть присущи и все признаки недвижимости. Часть первая ст.

130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам согласно этой же статьи относятся и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Во-первых, из данной нормы можно вывести характерные признаки недвижимого имущества: неразрывная связь с землей, невозможное без несоразмерного ущерба их назначению перемещение, обязательная государственная регистрация. Это те признаки, которые непосредственно прописаны в положении ст. 130 ГК РФ. Но, кроме них можно выделить и иные.

В частности, обязательность государственной регистрации объектов недвижимого имущества и отнесение к ним в порядке исключения воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов говорит о степени социальной, экономической и иной значимости недвижимого имущества, его высокой стоимости и особых условиях гражданского оборота.

На основании всего вышесказанного можно вывести следующие признаки недвижимого имущества:

  • неразрывная связь с землей;
  • невозможность перемещения без нанесения несоразмерного ущерба их назначению;
  • обязательная государственная регистрация;
  • высокая стоимость;
  • высокая степень социальной, экономической и иной значимости.

Во-вторых, данная норма непосредственно перечисляет те объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), которые в соответствии с ГрК РФ являются ничем иным как ОКС. Но для того, чтобы окончательно определить природу ОКС и отнести либо не отнести ОКС к разновидностям объектов недвижимости, необходимо разобраться с таким понятием как «капитальное строительство».

Законодательство РФ не содержит легального определения данной категории. ГрК РФ в ст. 1, посвященной основным используемым в кодексе понятиям, дает трактовку лишь термина «строительство», под которым понимается создание зданий, строений, сооружений.

Иначе данное определение можно представить так: строительство- это создание объектов капитального строительства. Не слишком понятно, правда? Категория «капитальное строительство» и вовсе нигде не разъясняется, хотя законодательство, в том числе и ГрК РФ, активно им оперирует.

Объясняется это видимо тем, что данный термин имеет экономическую природу и никакого отношения к строительству как к деятельности по возведению объектов изначально не имеет.

В соответствии с «Современным экономическим словарем» капитальное строительство — это процесс создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ; одна из основных форм использования капитальных вложений, инвестиций1. Довольно абстрактное определение, сущностные характеристики из которого вывести сложно.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит следующее определение категории «капитальный»: основной, коренной, очень важный; капитальное строительство – сооружение новых предприятий, жилых зданий и т.п2.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что капитальным строительством (в данном контексте) является деятельность по возведению объектов недвижимости. Возникает вопрос: почему мы используем термин «капитальное строительство», а не «строительство» вообще? По моему мнению, это связано с тем, что «строительство» как деятельность распространяется не только на возведение объектов недвижимости, но также и на реконструкцию, ремонт, причем, не обязательно только в отношении недвижимого имущества как такового.

Из всего выше сказанного следует вывод о том, что ОКС являются разновидностями объектов недвижимости, следовательно, им присущи все признаки недвижимого имущества.

В этой связи интересным представляется также вопрос относительно природы различного рода подземных сооружений.

Данная тематика довольно актуальна по ряду причин: развитие новых технологий, новаторских архитектурных решений, поиск «инвестиционной почвы», а также довольно актуальная для крупных мегаполисов проблема нехватки территории, свободной от застройки, и в то же время необходимость размещения тех или иных объектов.

Когда речь идет о подземных сооружениях правовое регулирование будет комплексным.

Следует рассматривать в совокупности нормы градостроительного, гражданского, земельного законодательства, а также законодательства о недрах, являющимся своеобразной отправной точкой и ориентиром в регулировании данного рода объектов вообще. В связи с особенностью, высокой степени значимости данной сферы уровень ее правового регулирования – федеральный.

Недра – это разновидность недвижимости, что следует в первую очередь из ст. 130 ГК РФ. Ключевой вопрос данной тематики: относятся ли подземные сооружения к объектам капитального строительства?

В самой категории используется термин «сооружения». Сооружение – разновидность ОКС, как уже было выяснено выше. Так может ли сооружение в принципе быть подземным?

Законодательство РФ содержит следующие определения термина «сооружение»:

Источник: https://itpgrad.ru/node/87

Как определить капитальность объекта?, Официальный сайт администрации Зарайского муниципального района

Является ли объектом капитального строительства скважина

При отнесении строительных объектов к недвижимому имуществу следует установить наличие прочной связи объекта с землей. Объекты, являющимися капитальными и относящиеся к объектам недвижимости: здание, сооружение, строение, объекты незавершенного строительства.

Следующие признаки, в частности, свидетельствуют о том, что объект является капитальным:

– наличие фундамента;

– объект не является сборно-разборным;

– невозможность отделения конструктивных элементов объекта от фундамента без причинения несоразмерного ущерба, как их назначению, так и целостности самого объекта;

– наличие подведенных к объекту подземных коммуникаций капитального характера;

– создание объекта на земельном участке, специально отведенном для этого, в предусмотренном законом или иными правовыми актами порядке;

– получены все необходимые разрешения на создание и ввод объекта в эксплуатацию;

– нанесение ущерба назначению объекта через степень уменьшения его стоимости в результате возможного перемещения;

– стоимость расходов на перемещение будет превышать стоимость строительства подобного объекта на новом месте;

– невозможность использования объекта по целевому назначению после его перемещения, в том числе существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности, неудобство в пользовании и т.п.

Что делать при наложении земель лесного фонда на земли СНТ?

В первую очередь, необходимо понимать, какие участки были учтены ранее: земли лесного фонда (далее – земли ЛФ) или земли сельскохозяйственного (далее – земли СХ) назначения.

Значительное число споров между членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ/объединений по установлению границ земельных участков вызвано тем, что в большей части земельные участки предоставлялись садоводам без проведения работ по межеванию и кадастрового учета.

Многие земельные участки не были поставлены на кадастровый учет либо были учтены декларативно, то есть их границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не были определены. Аналогично могли быть учтены земли ЛФ, а границы их могли быть установлены с помощью неких ориентиров и знаков.

Подобные споры обычно связаны с разрешением вопроса о принадлежности наложенной части участка землям ЛФ или СХ, что невозможно без точного определения границ.

В большинстве случаев, когда земли ЛФ были учтены ранее, подобные вопросы решаются в судебном порядке и посредством проведения землеустроительной экспертизы, после чего с помощью конкретных подтверждающих документов и выписок устанавливаются причины пересечения границ земельных участков ЛФ земельными участками СНТ. Далее принимаются какие-либо меры по устранению наложений: установление сервитутов на части земельных участков, попадающих на земли ЛФ, уточнение границ, исправление реестровых/технических ошибок и т.д.

Если же СНТ было образовано изначально без наложений на земли ЛФ, а границы таких земельных участков стали пересекать границы земель СХ позднее, то в таком случае споры на практике могут быть урегулированы как в суде, так и вне судебного порядка. Вероятнее всего, председатель такого СНТ осведомлен по подобным вопросам и может дать необходимые рекомендации.

Особенности регистрации общего имущества/земель общего пользования.

Процессом постановки на государственный кадастровый учет (далее – ГКУ) и государственную регистрацию права (далее – ГРП) земель общего пользования в СНТ занимается председатель такого СНТ Посредством собрания и опроса всех членов СНТ принимается решение о необходимости учета и регистрации земель общего пользования, после чего они перейдут в собственность СНТ, как юридического лица. Для осуществления ГКУ и ГРП председатель, как представитель юр. лица обращается к кадастровому инженеру (как к ИП, так и к другому юр. л. – по выбору), чтобы тот подготовил все необходимые документы.

Процесс межевания земель общего пользования будет заключаться в полной геодезической съемке землепользования и обязательном согласовании местоположения уточняемых или вновь образуемых границ земель общего пользования с собственниками земельных участков, входящих в состав СНТ.

Чаще всего при большом количестве членов СНТ объявление о таком уточнении границ опубликовывается в местной газете или направляется по почте со всеми необходимыми реквизитами для обратной связи в случае возникших возражений.

Также, всегда возможен вариант вручения Акта согласования для подписи лично.

В случае возникающих возражений при наложении земель общего пользования на земельные участки членов СНТ и наоборот все ситуации рассматриваются и решаются в индивидуальном порядке.

В большинстве случаев на практике, если на всей территории СНТ было проведено межевание, то формируемые или уточняемые границы земель общего пользования устанавливаются в соответствии с проектом межевания территории и непосредственно по границам уже существующих в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков членов СНТ.

В ситуации, когда границы одного или нескольких участков отображены некорректно или ошибочно (например, происходит явное наложение земельного участка члена СНТ на общую дорогу), проводится уточнение таких границ после предварительного согласия собственника.

Если такое наложение произошло ввиду технической/реестровой ошибки, то для собственника «вылетевшего» земельного участка по факту на местности ничего не изменится. Если же собственником была захвачена/прирезана территория общего пользования, то ему в зависимости от различных обстоятельств (согласие председателя и всех членов СНТ, предельные

минимальные/максимальные размеры земельных участков) придется либо оформлять эту часть, либо отказываться от нее в добровольном или судебном порядке.

Необходимо ли регистрировать скважины/колодцы?

Согласно части 1 статьи 130 Гражданского Кодекса РФ (к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) колодцы и скважины являются объектами недвижимости.

Согласно положениям Градостроительного Кодекса РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Отсюда следует, что колодцы и скважины – объекты капитального строительства.

Право собственности и другие вещные права на объекты капитального строительства, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Однако, следует учитывать, что в соответствии со статьей 19 Закона РФ от 21.02.

1992 N 2395-1 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Также, из положений статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Зачем регистрировать ОКС, если выгоднее платить двойную ставку земельного налога?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Также, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Не совершение собственником действий по ГРП на недвижимое имущество может быть рассмотрено как уклонение таким собственником от исполнения российского законодательства и последующей уплаты налога на имущество физических лиц, так как в соответствии с частью 2.

1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ физические лица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган. Впоследствии, к такому собственнику могут быть применены различные штрафные санкции в соответствии с российским законодательством.

Даже когда собственники не регистрируют свои объекты недвижимости в целях экономии средств за счет неуплаты ежегодного имущественного налога, они должны понимать, что в первую очередь сами подвергают себя риску применения к ним различных санкций, а также отсутствия юридически подкрепленного права собственности на свой объект недвижимости, так как по факту они являются собственниками, но документального подтверждения этому нет. Дополнительно, из этого следует, что процедуры купли-продажи, залога, дарения и наследования также невозможны без зарегистрированного должным образом права собственности на объекты. Невозможно распоряжаться юридически несуществующим объектом.

Источник: https://zarrayon.ru/sad/7627.html

Глава 3. Особенности создания отдельных видов объектов

Является ли объектом капитального строительства скважина

Строительство линейных объектов

Какие объекты являются линейными?

Термин «линейный объект» неоднократно встречается в отдельных федеральных законах. При этом его определение в законодательстве отсутствует, поскольку в нормативных актах всегда перечисляются только отдельные виды линейных объектов:

  1. в соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  2. в п. 5 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи;
  3. согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что к линейным объектам относятся трубопроводы, подводные линии связи;
  4. п. 6 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Общее определение для линейных объектов пока предлагается только в юридической литературе. Традиционно выделяют следующий перечень характеристик, общих для всех линейных объектов:

  • длина объекта намного превышает его ширину;
  • объект является сооружением;
  • объекту свойственна связь с земельными участками;
  • в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом[1].

При таких обстоятельствах для определения того, является ли объект линейным, целесообразно обращаться к перечням из нормативно-правовых актов, указанных выше. С учетом этого к линейным объектам будут относиться автомобильные дороги, мосты и линии электропередачи. Инженерные сети прямо не упомянуты в качестве линейных объектов в нормативно-правовых актах.

Вместе с тем, по мнению Министерства регионального развития РФ, «инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.)».

При этом Министерство не рассматривает в качестве самостоятельного линейного объекта сети инженерно-технического обеспечения, являющиеся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящие за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящие за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон)[2].

По мнению Минэкономразвития России, «с учетом того, что сети инженерно-технического обеспечения  являются прежде всего системой трубопроводов, предназначенных для таких целей, как тепло-, газо-, водоснабжение, то указанные сети возможно отнести к линейным объектам»[3].

В судебной практике также предлагается определять, является ли сеть инженерно-технического обеспечения линейным объектом по следующим признакам:

  • прокладывается ли она вне здания (до внешней границы наружной конструкции здания);
  • проходит ли она через несколько земельных участков;
  • имеет ли она значительную протяженность[4].

Если сеть соответствует этим признакам, она является линейным объектом. Таким образом, можно утверждать, что к линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.

Если такие сети выходят за границы земельного участка, но не выходят за пределы элемента планировочной структуры, то с учетом позиции судебной практики такую сеть нужно квалифицировать как линейный объект, хотя это противоречит вышеуказанной позиции Минрегиона России.

В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом в любом случае.

Всегда ли линейный объект является объектом капитального строительства?

В соответствии с п. 10 ст.

1 ГрК РФ объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В п. 10.1 ст.

1 ГрК РФ предусмотрено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

Поскольку сооружения относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в ГрК РФ, касаются объектов капитального строительства.

Иными словами, с точки зрения ГрК РФ, линейный объект — это подвид объекта капитального строительства[5]. Это обусловлено тем, что ГрК РФ регулирует только деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства.

Вместе с тем понятие линейного объекта используется и в других актах, регулирующих отношения, не связанные с градостроительной деятельностью. И в них понятие линейного объекта приобретает несколько иное значение с учетом целей законодательного регулирования соответствующих сфер жизни.

Например, п. 14-1 ч. 3 ст. 4 закона Санкт-Петербурга от 16.07.

2010 № 447-113 «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством» предусмотрено, что земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов для размещения линейных объектов (объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, линейно-кабельных сооружений связи), не являющихся объектами капитального строительства.

В этом случае капитальность конкретного линейного объекта должна оцениваться с точки зрения наличия у него характеристик сооружения. В пп. 23 п. 2 ст.

2 закона РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах.

Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т. д.).

Например, на проведение работ по устройству гравийной дороги не распространяются требования ГрК РФ, поскольку она не является сооружением[6]. Но при этом вопросы эксплуатации гравийной дороги регулируются дорожным законодательством[7].

Специальные правила оформления прав на земельные участки для размещения линейных объектов

Источник: https://www.kachkin.ru/glava-3-3_2

Адвокат Соколов
Добавить комментарий