Плюсы и минусы государственной собственности таблица

Что такое Экономические системы

Плюсы и минусы государственной собственности таблица

Экономические системы — это средства, с помощью которых страны и правительства распределяют ресурсы и осуществляют обмен товарами и услугами.

Они используются для контроля пяти факторов производства, которые включают: рабочую силу, капитал, предпринимательство, физические и информационные ресурсы.

В повседневной жизни эти производственные факторы включают в себя сотрудников, деньги, которые компания имеет в своём распоряжении, а также доступ к предпринимателям (людям, которые хотят управлять бизнесом или начать свой собственный бизнес).

Любые физические ресурсы необходимые для ведения бизнеса, равным образом, как и данные, и информация, также являются факторами производства. Различные экономические системы рассматривают использование этих факторов по-разному.

Типы экономических систем

Существуют четыре разных вида экономических систем: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика. У каждого типа экономики есть свои сильные и слабые особенности.

Традиционная экономическая система

Это самый традиционный и древний тип экономики в мире. Огромная часть мира по-прежнему функционирует в рамках этой экономической системы. Эти районы, как правило, являются сельскими странами третьего мира и тесно связаны с землёй, обычно посредством сельского хозяйства.

Плюсы и минусы традиционной экономической системы

В общем, в экономике этого типа экономический излишек был бы редкостью (они потребляют всё или почти всё то, что производят, и мало что сохраняется на следующий год).

Каждый участник традиционной экономики имеет очень конкретную и ярко выраженную роль, и эти общества, как правило, очень близки и социально удовлетворены. Однако они не имеют доступа к технологиям и передовой медицине.

Командная (централизован­ная) экономическая система

В командной экономической системе значительная часть экономической системы контролируется централизованной властью. Например, в СССР большинство решений принималось центральным правительством. Этот тип экономики был основанием коммунистической философии.

Поскольку правительство является таким центральным элементом экономики, оно часто участвует во всём: от планирования до перераспределения ресурсов. Командная экономика способна создать хорошее снабжение своих ресурсов, и она вознаграждает свой народ доступными ценами.

Правительство обычно владеет всеми значимыми отраслями промышленности, такими как коммунальные услуги, авиация и железная дорога.

В командной экономике теоретически возможно, чтобы правительство создало достаточное количество рабочих мест и обеспечило товары и услуги по доступным ценам. Однако на самом деле большинство стран с этой экономической системой сосредоточены на наиболее ценных ресурсах, таких как нефть.

Северная Корея и Китай являются примерами командной экономики.

Плюсы и минусы командной (централизован­ной) экономической системы

Главные преимущества командной экономической системы состоят в том, что, если она будет приводиться в исполнение должным образом, правительство может мобилизовать ресурсы в массовом масштабе. И эта мобилизация может обеспечить рабочие места почти для всех граждан.

Правительство может сосредоточиться на благе общества, а не на индивидууме. И эта фокусировка может привести к более эффективному использованию ресурсов.

Одним из недостатков командной экономической системы можно считать тот факт, что центральным планировщикам сложно обеспечить потребности каждого члена общества. Это заставляет правительство нормировать выдачу, поскольку оно не может рассчитать спрос из-за того, что оно устанавливает цены.

Другой недостаток этой экономики — это недостаток инноваций, поскольку нет необходимости риска. Работающие также вынуждены иметь профессию, которую правительство считает нужным.

Рыночная экономическая система

В условиях рыночной экономики фирмы и семьи действуют в личных интересах и определяют, как распределяются ресурсы, какие товары производятся и кто эти товары покупает. Эта логика противоположна тому, как работает командная экономика, где центральное правительство получает прибыль.

В рыночной экономической системе не существует вмешательства правительства. Однако в мире не существует действительно свободной рыночной экономики.

Например, хотя Америка и является капиталистической страной, её правительство по-прежнему регулирует (или пытается контролировать) справедливую торговлю, правительственные программы, честный бизнес, монополии и т. д. В этом типе экономики существует разделение правительства и рынка.

Это разделение не позволяет правительству стать слишком влиятельным и поддерживает его интересы в соответствии с интересами рынков.

Гонконг рассматривается как пример рыночной экономической системы.

Плюсы и минусы рыночной экономической системы

Главное преимущество рыночной экономики заключается в том, что потребители платят самую высокую цену, которую захотят, а предприятия только производят прибыльные товары и услуги.

Также существует много стимулов для предпринимательства. Это приводит к наиболее эффективному использованию средств производства, поскольку предприятия очень конкурентоспособны.

Предприятия вкладывают значительные средства в исследования и разработки. Существует стимул для постоянных инноваций, поскольку компании конкурируют за предоставление потребителям лучшей продукции.

Из-за жёсткой конкуренции свободного рынка предприятия не будут особо беспокоиться об обездоленных, таких как пожилые люди или инвалиды. Это приводит к большему неравенству в доходах.

Поскольку рынок построен исключительно на личных интересах, экономические потребности имеют приоритет над социальными и человеческими потребностями, такими как, например, предоставление медицинской помощи бедным. Монополии также могут эксплуатировать потребителей.

Смешанная экономика

Смешанная экономика — это сочетание различных типов экономических систем. Эта экономическая система является перекрёстком между рыночной экономикой и командной экономикой.

В мире существуют несколько типов смешанных экономик. В наиболее распространённых типах рынок более или менее свободен от права государственной собственности, за исключением нескольких ключевых областей, таких как транспорт или “чувствительные” отрасли промышленности, такие как оборона и железная дорога.

Тем не менее правительство также обычно участвует в регулировании частного предпринимательства. Идея смешанной экономики заключалась в том, чтобы использовать лучшее из обоих миров — объединить социалистическую и капиталистическую политику.

В определённой степени у большинства стран смешанная экономическая система. Например, Индия и Франция являются смешанными экономиками.

Плюсы и минусы смешанной экономической системы

Одним из первых и заметных преимуществ смешанной экономики можно считать меньшее правительственное вмешательство, чем в командной экономике. Это означает, что частные предприятия могут быть управляемы более эффективно, что приведёт к сокращению расходов.

Правительство может вмешаться, чтобы исправить какие-то сбои рынка. Например, большинство правительств вмешаются, чтобы закрыть крупные компании, если они злоупотребляют монополистической властью.

Другим примером может быть налогообложение вредных продуктов, таких как сигареты, для снижения их негативного воздействия на своих граждан. Правительства могут создавать программы, такие как здравоохранение социальной защиты или социальное обеспечение.

В смешанной экономике правительства могут использовать налоговую политику для перераспределения доходов и сокращения неравенства.

Иногда могут происходить ситуации, при которых слишком много вмешательства со стороны правительства, а иногда его, наоборот, недостаточно.

Общей проблемой является то, что управляемые государством предприятия часто субсидируются правительством и сталкиваются с большими долгами, потому что они неконкурентоспособны.

Типы экономических систем — таблица

Для более наглядного понимания экономических систем можно их сравнить в следующей таблице:

Характеристики сравнения Традиционная Командная/централизован­ная РыночнаяОпределе­ниеСобственностьЧто производитсяСпособ производстваДля кого това­ры и ус­луги
многоукладность экономики, отсталость в технологиях, обширное использование ручного тру­даземли, капитал и почти все экономические ресурсы принадлежат государствуземли и капитал состоят в частной собственности людей
главным образом общиннаяглавным образом государственнаяглавным образом частная
сельскохозяйственное производство, рыболовство, охота и т. д.; изготовляется мало товаров и услуг; что производить решается традициями, которые медленно развиваютсячто производить решается объединениями специалистов: экономистами, инженерами, представителями той или иной индустрииопределяется потребителями; про­изводится то, что они желают, то, что будет продано/куплено; спрос рождает предложение
производят так, как делали их предкиопределяют планированиемрешают произво­дители
подавляющая часть граждан находится на грани выживания; прибавочный продукт остаётся лидерам/вождям или владельцам земли, его оставшаяся часть делится в соответствии с обычаямипрофессионалы, специализирующиеся на составлении производственных планов, с наставления лидеров решают, кто, что и сколько товаров и ус­луг получитпотребители приобретают сколько пожелают (и смогут за это заплатить), а производители получают свою при­быль

Экономическая система России

В принципе, большинство стран мира считаются смешанными экономиками. Таким образом, нужно анализировать глубже. В России на данный момент смешанная экономическая система, а основа — рыночная экономика, где государство играет важную роль в её экономических процессах.

По способу производства Россия является капиталистической экономикой.

По уровню развития производства Россия идёт по пути постиндустриального общества: активно применяются наукоёмкие технологии, знания и информация, они превращаются в один из самых главных ресурсов производства, высокая квалификация сотрудников, непрерывное увеличение в профессионализме служащих, тяга к саморазвитию.

И поскольку Россия ведёт активную внешнюю торговлю со многими странами, экономическая система, таким образом, носит открытый характер.

Капиталистическое или социалистическое общество

Джеральд Коэн, преподаватель Оксфордского университета, в своей работе “Социализм – а почему бы и нет?” на простом примере, как группа людей выезжает на пикник на природу, объясняет, как бы взаимодействовала эта группа, если бы внутри неё главенствовал капитализм либо социализм.

Коротко: на пикнике капиталистической группы они бы торговались, кто сколько сделал и что эта услуга стоит, а в социалистической — нет.

Джулиан Купер, британский научный сотрудник, экономист и специалист по российским экономическим вопросам, написал в 2011 году статью под названием “Российская экономика спустя двадцать лет после окончания социалистической экономической системы” (“The Russian economy twenty years after the end of the socialist economic system”).

В ней он рассуждает о том, как Россия развилась после Советского союза, есть ли ещё социалистическое экономическое влияние, которое существовало на территории нашего государства целых шесть десятилетий, либо полностью исчезло.

И приходит к выводу, что всё-таки ещё существуют значительные пережитки и наследие нашего социалистического прошлого и что трансформация рынка ещё не закончена.

Джейсон Бреннан (профессор политологии и философии Джорджтаунского университета) уже имеет немного другое мнение по этому поводу. Большинство экономистов считают, что капитализм — это компромисс с эгоистичной человеческой природой.

Как сказал Адам Смит (экономист и философ): “Это не из-за доброты душевной мясника, пивовара или пекаря мы ждём наш ужин, а из-за их интереса к своей собственной выгоде”.

В своей книге Джейсон Бреннан говорит о том, что капитализм работает лучше, чем социализм, только потому, что люди недостаточно добры и щедры, чтобы заставить социализм работать. И если бы люди были святыми, мы были бы социалистами.

Джейсон Бреннан утверждает, что даже в идеальном мире частная собственность и свободные рынки были бы лучшим способом развития взаимного сотрудничества, социальной справедливости, гармонии и процветания.

Как говорит профессор, социалисты стремятся захватить моральную высоту, показывая, что идеальный социализм морально превосходит реалистический капитализм. По мнению Бреннана, идеальный капитализм превосходит идеальный социализм, и поэтому капитализм бьёт социализм на каждом уровне.

А профессор Университета Монаш (Малайзия) Каи Лит Пхуа в презентации в июне 2015 года высказался, что правительства социал-демократии предпочитают смешанную экономику — рыночную экономику в сочетании с определённой степенью государственной собственности с государственным регулированием экономики.

По его словам, рынок должен работать на благо людей (полная занятость, низкая инфляция, экологически устойчивый экономический рост).

Также он сказал, что налогово-бюджетная (фискальная) политика используется для сокращения экономического неравенства: бесплатное или высоко субсидируемое здравоохранение, образование, транспорт и жильё для бедных, финансовая помощь, путём выплаты социальных пособий или “условных денежных переводов”. Например, вы получаете государственные деньги только в том случае, если ваши дети учатся в школе или получили вакцинацию.

Узнайте, что такое Политический Режим.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/ekonomicheskie-sistemy/

Плюсы и минусы государственной собственности таблица

Плюсы и минусы государственной собственности таблица

Государственные предприятия сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

Схема разработана таким образом, что инвестиционные купоны регистрировались за их индивидуальными владельцами и не подлежали передаче или продаже, как в схеме ваучерной приватизации, использованной в Чешской Республике.

Купоны могли быть только вложены в частные приватизационные инвестиционные фонды (ИПФ), которые выпускали свои акции в обмен на купоны. ИПФ, в свою очередь, приобрели акции государственных предприятий на купонных аукционах.

Только лицензированные ИПФ, которых насчитывается около 170, могли участвовать в аукционах.

Достоинства и недостатки государственной собственности

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населения данного муниципального образования.

Следовательно, ее субъектом является население соответствующей территории. Но население лишь формально может осуществлять все необходимые действия над объектами собственности.

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преобладание госсобственности в плановой экономике имело негативные последствия, снижало стимулы к развитию экономики и внедрению новых технологий, исключало роль ценового механизма в воздействии на производство.

Отсутствие конкуренции лишило государственные предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства.

В целом эффективность хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой.

Плюсы и минусы частной собственности

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

Проблемы развития частной собственности на землюОснова национального богатства России — огромные земельные ресурсы — используются крайне неэффективно. Начатая в 1991 голу земельная реформа не доведена до конца. Земельный рынок, его инфраструктура находятся в начальной стадии становления и отстают от потребностей реальной экономики.

Отсутствие системы реальных гарантий прав на земельные участки приводит к снижению инвестиций в различные отрасли экономики, связанные с использованием земли.

Миллионы гектаров земли выведены из хозяйственного оборота,Перед Россией сложная задача: завершить реформирование земельных отношений и создать российскую национальную систему землепользования, которая позволит соединить свободу владения землей, эффективное использование и социальную справедливость при ее распределении.

Хозяйственная российская традиция допускает так называемую социально значимую частную собственность. Собственность рассматривается как привилегия, данная хозяину с согласия общества. Иначе говоря, собственность ограничивается общественным, социальным интересом.

Социально значимая — это такая собственность, которая предусматривает взаимную ответственность и обязательства между хозяином и обществом. Если частник не выполняет социальных обязательств, не ведет рачительно хозяйство, разоряет производство, то государство вправе лишить этого собственника предприятия с передачей его в руки более надежного хозяина.

Этот традиционный подход к собственности распространяется на все сферы хозяйствования. Поэтому после провозглашения абсолютной частной собственности на землю в Конституции РФ («Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю») никакой поголовной «фермеризации» сельского хозяйства не произошло.

Во всяком случае, массового движения снизу за эту самую фермеризацию не наблюдалось. Земельная реформа в России требует самого утонченного подхода. Ведь земля — это богатство, которое не создано собственным трудом владельца.

В странах, где существует институт абсолютной (неограниченной) частной собственности на землю, государство использует сложные законодательные приемы для более или менее справедливого распределения земельной ренты — дохода, полученного от частного владения землей. И это в странах с давней и отлаженной системой налогообложения. Трудности понятны.

Те, кто обделен собственной землей, требуют от власти своей доли земельной ренты, а те, кто имеет собственную землю, стараются эту долю всемерно уменьшить.Особенностью земельных отношений является то, что экономический результат здесь состоит из двух частей – предпринимательского дохода и ренты. Основное назначение последней – выравнивание условий хозяйствования на землях различного качества.

Оно осуществляется путем присвоения рентного дохода собственником земельного участка. Эта специфическая функция собственника земли и выпала полностью из внимания реформаторов и их политических оппонентов.

Поскольку рентный доход не является заслугой владельца земли, вектор прогрессивного развития общественных отношений в данной сфере направлен на то, чтобы собственником факторов производства, несущих дифференциальный эффект (т. е. земельную ренту), было общество в целом, а непосредственным организатором рентных отношений стали исполнительные органы государства.

Это исключает неоправданный паразитизм и обеспечивает вовлечение в хозяйственное развитие дополнительных инвестиционных источников (разнообразных видов ренты), а также более эффективный общественный контроль за бережным отношением к территориальным и природным ресурсам.Превращение земли в России на настоящем этапе в частную собственность также не имеет смысла, ведь при формировании условий рационального землепользования все равно придется организовывать рентные отношения и вводить разного рода ограничения, делающие землю объектом общенародной собственности (в полном соответствии с мировой тенденцией развития земельных отношений). Рентные отношения — важная часть механизма стимулирования в сельском хозяйстве. Когда они правильно организованы, то обеспечивают равные условия хозяйствования (т. е. ту самую добросовестную конкуренцию, о которой мечтают “реформаторы”) и заставляют всех нерадивых предпринимателей освобождать земельные участки, поскольку лишают их возможности возмещать убытки за счет незаслуженно присваиваемого дифференциального дохода.

Источник: https://sv-urist.ru/prava-mnogodetnoj-materi/plyusy-i-minusy-gosudarstvennoj-sobstvennosti-tablitsa

Достоинства и недостатки государственной собственности

Плюсы и минусы государственной собственности таблица

Государственная собственность отличается от других форм тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государства, как института власти. Государство является распорядителем имущества, а управляют производством назначенные им руководителем.

При системе государственной собственности доступ к редким ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества в целом.

Поэтому государство, как реальный собственник, назначает своих представителей на руководство тем или иным предприятием. Затем строго спрашивает с них за использование госсобственности в интересах всего общества.

Совладельцы государственной собственности, в лице непосредственных работников, не обладали единоличными правами на использование ресурсов.

Личные интересы не признавались достаточными для распоряжения ресурсами. То есть, смотрите, что получалось? Государство назначало своих руководителей для налаживания работы предприятий.

А те, с свою очередь, требовали от имени государства отличного труда от работников, являющихся сособственниками производства.

И таким образом, каждый (и директор, и инженер, и рабочие) вынуждены были блюсти прежде всего общественные интересы. А потом уже коллективные и личные интересы.

Госсобственность была безраздельно господствующей в бывших странах социализма. Так, в СССР она охватывала 92 % всех средств производства. Ее объектами были земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и многие другие предприятия. Все они принадлежали государству. Собственность граждан была ограничена личным имуществом, небольшим подсобным или дачным хозяйством.

Производство, обмен, распределение продукции, цены на нее, инвестиции, заработная плата, прибыли и убытки – все это было заранее расписано и осуществлялось по государственным планам.

Планомерное производство и командная экономика, построенные на основе госсобственности, обеспечивали относительную стабильность экономики, полную занятость населения, уверенность людей в будущем, удобный для многих государственный патернализм (бесплатное образование, медицинское обслуживание, льготные путевки в санатории, дома отдыха, невысокая квартирная плата и многое другое).

Государственная собственность в странах социализма, которая в конституциях этих стран считалась общественной, имела и множество недостатков (рис. 2).

Среди них можно выделить такие, как появление и воспроизводство дефицитов в товарах и услугах, административные методы управления, финансовая диктатура государства, слабые стимулы к высокопроизводительному труду, диктат производителей над потребителями, безынициативность и безответственность работников, низкий уровень жизни людей по сравнению с развитыми странами мира. Все это и привело в итоге к замене государственной собственности и командной экономики на различные формы частной собственности.

Государственная собственность стала неотъемлемым элементом большинства развитых стран, хотя она не занимает в них ключевого места. В одних странах ее доля выше (например в Австрии, Швеции), в других – ниже (например в США), что является одним из признаков разнообразия моделей смешанной экономики.

В странах, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной, госсобственность остается, но, понятно, не в таких масштабах, как это было при социализме. Например, в экономике России сложились две формы государственной собственности – это федеральная и собственность субъектов Российской Федерации.

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населения данного муниципального образования.

Следовательно, ее субъектом является население соответствующей территории. Но население лишь формально может осуществлять все необходимые действия над объектами собственности.

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преобладание госсобственности в плановой экономике имело негативные последствия, снижало стимулы к развитию экономики и внедрению новых технологий, исключало роль ценового механизма в воздействии на производство.

Отсутствие конкуренции лишило государственные предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства.

В целом эффективность хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой.

Но в то же время государственная собственность обеспечивала огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших народнохозяйственных задач.

Выделялись средства для развития народного образования, здравоохранения, науки, искусства, культуры. Государственная собственность являлась основной базой для расширенного воспроизводства.

Централизация собственности в рамках государства была основой относительно равномерного распределения материальных благ среди членов общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_150505_dostoinstva-i-nedostatki-gosudarstvennoy-sobstvennosti.html

Преимущества и недостатки государственной собственности

Плюсы и минусы государственной собственности таблица

собственность федеральный управление имущество

Государственная собственность в системе регулирования смешанной экономики имеет как положительный, так и отрицательный экономический эффект. К преимуществам государственной собственности можно отнести:

1. Возможность для государства посредством функционирования крупных госкомпаний оказывать влияние на текущее экономическое развитие страны без дополнительной нагрузки и риска для бюджетной системы по целому ряду направлений (например, ценообразование, кредитование, осуществление определенных инвестиционных проектов и т. п.).

2. Объединение внутренних ресурсов государства для инвестирования на те направления, которые должны обеспечивать жизненно важные для экономики страны в целом структурные сдвиги и демпфирование провалов рынка.

3. Общий эффект повышения предсказуемости и стабильности хозяйственных связей, снижения трансакционных издержек, расширения горизонтов планирования на уровне фирмы, повышение конкурентной устойчивости за счет контроля над долей рынка.

4.

Возможность достижения в случае объединения более мелких хозяйственных субъектов в единую интегрированную государственную структуру эффектов масштаба деятельности (укрупнение объемов выпуска и экономия на этом, объединение и совместное использование каналов сбыта, централизация и диверсификация снабжения, перераспределение заказов, маневр временно свободными ресурсами, включая денежные средства и персонал, передача технической документации, результатов НИОКР Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии. и прав на интеллектуальную собственность в рамках большой государственной структуры).

5.

Финансовые эффекты государственной интегрированной структуры (большие по сравнению с отдельными хозяйственными субъектами шансы на доступ к внешнему финансированию посредством банковского кредитования и фондового рынка, потенциал работы с крупными инвесторами и кредиторами, рост капитализации, более широкие и диверсифицированные возможности для залоговых операций, взаимные гарантии участников, объединенных в интегрированной структуре, имидж заемщика с более низкими рисками и возможность получить благоприятный кредитный рейтинг).

6. Наиболее ценным плюсом государственной собственности в отечественных условиях смешанной экономики является возможность обеспечить в ее рамках восстановление нарушенных в 90-е гг.

хозяйственных связей (например, между производством и сферой НИОКР), доступ к специфическим, уникальным ресурсам, имеющимся только у одного из интегрируемых хозяйственных субъектов, обмен информацией и результатами НИОКР.

Недостатки государственной собственности во многом являются продолжением вышеперечисленных плюсов:

1. Функционирование любой государственной структуры несет риски снижения эффективности после того, как ее бизнес превысил определенный порог. Примеров, когда корпорации со временем теряли свою гибкость, склонность к инновациям немало и в частном секторе, в случае же государственной компании эти риски усугубляются присущими ей специфическими недостатками.

2. С управленческой точки зрения государство более слабо и менее эффективно контролирует менеджмент компании, что создает условия для коррупции.

3. Политическое вмешательство со стороны органов государственного управления может вынудить менеджмент перенести акцент на решение некоммерческих задач, отличных от максимизации прибыли, в ущерб последней.

4.

Естественные связи с государственным аппаратом, позволяющие рассчитывать на бюджетную или иную поддержку государства (банковские кредиты, государственный заказ и т. д.), создают эффект мягких бюджетных ограничений, девальвируют угрозу поглощений и банкротства, дисциплинирующих менеджеров в частном секторе, способствуют неравенству условий конкуренции для различных хозяйствующих субъектов. [24]

Для обобщенной оценки негативных практических результатов деятельности государственных компаний можно привести некоторые факты, характеризующие общее состояние в тех секторах экономики, где государственные холдинги существуют уже давно и стабильно занимают доминирующее положение.

Несмотря на устойчивый рост выработки электроэнергии (с 1999 года) и добычи природного газа (с 2002 года), в стране производство энергоресурсов до последнего времени не достигало докризисного уровня.

При этом свой вклад в результаты деятельности этих отраслей вносят независимые производители, хотя их доля в сравнении с удельным весом РАО “ЕЭС России” и “Газпрома” весьма невелика.

Тем не менее, руководство профильных компаний говорит о возможном дефиците энергоресурсов в стране в ближайшие годы.

В принципе то же относится к ОАО “Российские железные дороги” (“РЖД”), появившемуся в конце 2013 года.

Работа железнодорожного транспорта последних лет характеризуется медленным ростом объемов перевозок и оборота, который более заметен в отношении грузовых перевозок, нежели пассажирских.

Они весьма далеки от уровня начала 90-х годов, хотя в этом секторе появились независимые грузоперевозчики.

Реструктуризация естественных монополий идет различными темпами.

В электроэнергетике (РАО “ЕЭС России”) после разделения по видам деятельности в региональных энергокомпаниях на повестке дня стоят проблемы, связанные с завершением формирования оптовых и территориальных генерирующих компаний, состоянием диспетчерских и сетевых объектов, привлечением инвестиций посредством выпуска дополнительной эмиссии акций генерирующими компаниями.

Применительно к ОАО “Газпром” речь идет о проведении мероприятий, направленных на сокращение издержек, повышение прозрачности и финансовое оздоровление. Трубопроводная система, судя по всему, останется в составе компании, которая должна обладать монопольным правом на осуществление экспорта при обеспечении недискриминационного доступа к трубе для независимых производителей.

Ярким примером низкой эффективности деятельности государственных компаний является созданное еще в 2000 году ФГУП “Росспиртпром”, которое, управляя пакетами более чем 200 предприятий алкогольной отрасли, оказалось неспособно не только добиться сокращения доли нелегальной продукции в обороте, о чем, в частности, свидетельствует кризис на алкогольном рынке, но и обеспечить должную фискальную отдачу и сохранность управляемых активов.

Таким образом, государственные предприятия имеют ряд существенных недостатков, которые не всегда позволяют им полноценно выполнять свои функции в условиях смешанной экономики.

Поэтому в определенных случаях требуется реформирование государственной собственности, путем передачи ее в частные руки, так как эффективность функционирования смешанной экономики во многом зависит от степени самостоятельности хозяйствующих субъектов.

В данной курсовой работе были изучены основные теоретические особенности государственной собственности, проведён анализ тенденций развития государственного сектора в экономике, а также выявлены преимущества и недостатки государственной собственности.

Государственная собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.Управление ею направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, под которой понимается совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной собственностью (Минэкономразвития России), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности.

Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и способов управления ими.

В качестве способов управления существует пять основных, которые чаще всего встречаются на практике.

К таким способам управления относятся: продажа объектов государственной собственности; передача в аренду; создание на базе объектов собственности государственных унитарных предприятий; внесение объекта собственности в качестве доли в уставной капитал акционерных обществ; развитие объекта собственности путем инвестирования.

Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет пути, методы и способы управления своей собственностью. Однако любая политика, в том числе экономическая, должна иметь в своей основе основополагающее направление, в котором эта политика и должна реализовываться.

Цели управления государственной собственностью удачно сформулированы законодателем применительно к федеральной государственной собственности (увеличение доходов бюджета, оптимизация структуры собственности, повышение конкурентоспособности коммерческих организаций и т.д.

), они могут быть успешно применены и на региональном уровне.

Подводя итог проведённому исследованию тенденций в размере государственного сектора в российской экономике можно сделать вывод, что агрегированные данные о числе фирм, занятости, основному капиталу, капитальным инвестициям и промышленному производству демонстрируют уменьшение доли государственных и частных фирм в основном капитале российской экономики, уменьшение доли людей занятых в фирмах с государственной и смешанной (внутренней) собственностью, и как следовательно снижающуюся роль государства в российской экономике.

– Выполненный анализ имущественных и земельных отношений на региональном уровне показал, что отношения, существующие в сфере управления государственной собственностью в Костромской области можно назвать эффективными.

В целях дополнительных доходов областного бюджета был предложен ряд мероприятий (вовлечение в процесс приватизации государственных предприятий, акций акционерных обществ и иного имущества; дальнейшее предоставление в аренду объектов недвижимости, пользующихся высоким коммерческим спросом на конкурсной основе; проведение плановых и внеплановых проверок использования государственного имущества и т.д.).

Подводя итог курсовой работы, необходимо отметить, что государственная собственность в системе регулирования смешанной экономики имеет как положительный, так и отрицательный экономический эффект.

Основные преимущества государственной собственности: общий эффект повышения предсказуемости и стабильности хозяйственных связей, снижения трансакционных издержек, объединение внутренних ресурсов государства для инвестирования жизненно важных для экономики направлений и т.д.

При этом государственные предприятия имеют ряд существенных недостатков, которые не всегда позволяют им полноценно выполнять свои функции в условиях смешанной экономики.

Поэтому в определенных случаях требуется реформирование государственной собственности, путем передачи ее в частные руки, так как эффективность функционирования смешанной экономики во многом зависит от степени самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Page 3

Источник: https://studbooks.net/945816/ekonomika/preimuschestva_nedostatki_gosudarstvennoy_sobstvennosti

Плюсы и минусы экономических систем

Плюсы и минусы государственной собственности таблица

Для удовлетворения своих потребностей человек вынужден был заниматься хозяйственной деятельностью. С развитием человеческого общества развивалась и деятельность человека. Она охватывала все новые территории и становилась все более разнообразной. Натуральное хозяйство сменилось товарным производством.

В эпоху капитализма товарное производство приобрело мировые масштабы. Экономика стала не просто основой развития человеческого общества. Она определяла темпы, тенденции и содержание изменений социальных отношений и отношений общества и природы. Проявилась роль экономики как системы.

Определение 1

Экономической системой называется совокупность взаимоотношений между различными субъектами хозяйствования (государствами, предприятиями и отдельными домохозяйствами, физическими и юридическими лицами) посредством использования в производстве всех видов ресурсов на основе прав собственности и нормативно-правовой базы, в том числе на основе отношений управления и распределения материальных благ и продукции.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура экономических систем состоит из трех категорий компонентов:

  • экономических субъектов (государств. предприятий, домохозяйств);
  • экономических объектов (экономических ресурсов);
  • основных (ключевых) экономических отношений (право собственности, управление и распределение).

Разновидности экономических систем

Определение 2

Экономическая система – это способ согласования экономической деятельности людей.

В соответствии с определенными принципами (критериями) экономические системы можно условно разделить на группы. Таковыми ключевыми критериями являются: право собственности на средства производства и участие в регулировании хозяйственной жизни (способы принятия решений). В соответствии с данными критериями выделяют четыре типа экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административная;
  • смешанная.

Традиционная экономическая система

Традиционная экономическая система основана на общинной собственности на средства производства. В условиях данной системы применяются только примитивные технологии и распространен ручной труд. Основные управленческие вопросы решаются на основе обычае и традиций. Внедрение новшеств происходит крайне редко и медленно.

Плюсами традиционной экономической системы является ее стабильность, предсказуемость, добротность и качество отдельных видов продукции. Недостатками данной системы являются ее неустойчивость и незащищенность перед внешним воздействием. Кроме того данная система неспособна к прогрессивным изменениям.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономическая система (рыночная экономика) базируется на частной собственности на средства производства. Основные экономические вопросы решаются производителями на основе анализа взаимодействия спроса и предложения. Развивается конкурентная борьба. Происходит саморегулирование экономической деятельности. Главным стимулом в производстве является личная выгода.

К преимуществам рыночной экономики относятся такие черты, как стимулирование высокой эффективности и предприимчивости. Неэффективные способы и методы быстро отторгаются. Рынок насыщается товаром. Происходит быстрое внедрение новшеств (новых технологий, новых орудий производства. новых методов руководства). Потребители имеют больше прав и возможностей при удовлетворении спроса.

Недостатками рыночной экономики являются экономическая нестабильность и регулярность проявления кризисных явлений. Предпринимателю не выгодно заботиться об общественных благах из-за их бесприбыльности. В обществе нарастает неравенств, а в экономике – монополизация, которая снижает эффективность функционирования системы.

Административно-командная экономическая система

В условиях государственной собственности на средства производства и природные ресурсы формируется административно-командная экономическая система. Деятельность всего хозяйственного комплекса подлежи директивному планированию. Управляется экономика административными методами. Главным стимулом развития является выполнение плана.

К достоинствам административной системы относятся:

  • возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях;
  • экономическая и социальная стабильность, социальная защищенность населения («уверенность в завтрашнем дне»).

Отрицательными чертами системы являются:

  • отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства;
  • невозможность быстрого внедрения в производство новых разработок и технологий;
  • возникновение товарного дефицита из-за низкого уровня удовлетворения спроса.

Смешанная экономическая система

Данная система представляет собой сочетание частного и государственного секторов экономики. Недостатки рыночной экономики правительство пытается сгладить государственным регулированием и непосредственным предоставлением социальных благ и гарантий.

«Плюсами» данной системы являются обеспечение экономического роста и стабильности, соблюдение социальных гарантий и защиты, борьба с монополизацией, поддержка социальной сферы. К «минусам» можно отнести отсутствие готовых стандартных схем и решений, необходимость создания национальных моделей с учетом этнической психологии и специфики.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskaya_sistema/plyusy_i_minusy_ekonomicheskih_sistem/

Плюсы и минусы государственной собственности – Онлайн юрист

Плюсы и минусы государственной собственности таблица

Надо ли приватизировать квартиру и какие здесь есть минусы? Подобными вопросами задаются те граждане, которые проживают в муниципальном жилье и просто оплачивают коммунальные услуги. Несомненно, минусы в приватизации есть, потому что после перехода квартиры в собственность гражданина, ему предстоит оплачивать:

  1. Договор социального найма.
  2. Выписка, в которой указываются все зарегистрированные в данной квартире люди. Она делается из домовой книги.
  3. Лицевой финансовый счет.
  4. Личные документы всех участников процедуры, а также свидетельства о рождении детей.
  5. Справка о том, что гражданин не участвовал в приватизации в прошлом.
  6. Технический паспорт жилья.
  7. Если есть лица, которые не желают участвовать в процедуре, то требуется их письменный отказ.
  8. приватизация уже была произведена кем-либо из проживающих в квартире, то следует представить письменное доказательство этого.

Если же ответчик только прописан в квартире, но не владеет ею (полностью или частично), то выселение происходит заметно проще. Истцу достаточно лишь подать в суд заявление с требованием снять гражданина с регистрационного учёта в данном жилом объекте принудительно.

Процесс приватизации – краеугольный камень. Казалось бы, это возможность стать владельцем жилья, но на деле многие отказываются от оформления собственнических прав. А иногда встречаются случаи обращения с просьбой осуществить деприватизацию жилья. Разберемся, какие положительные и отрицательные стороны таит в себе этот процесс.

Есть и опасность быть выселенным из муниципальной квартиры. Хорошо, если предоставят взамен другую, но если, например, наниматель использует квартиру не по назначению, постоянно ущемляет права соседей, его можно выселить без предоставления жилища, а это настоящее горе, оказаться на улице.

Поток желающих использовать последнюю возможность и бесплатно перевести когда-то полученную от государства квартиру в свою собственность в последнее время резко вырос.

Но при этом далеко не все понимают, что приватизация имеет не только бесспорные плюсы, но и такие же вполне реальные минусы.

Все эти нюансы вызывают множество разговоров и противоречивых мнений о том, нужно приватизировать жилье или нет.

«Я совсем недавно узнал, что люди, проживающие в коммунальных комнатах с метражом менее 18 кв.м, оказывается, имеют шанс на расселение. Государство обязано предоставить им квартиру с комнатой 18 кв. м (норма, прописанная в законе), а в случае, если жилье приватизировано, метраж сокращается до фактического.

Теперь не знаю, что делать. «Расселять», так сказать, государство нас может еще лет пятьдесят, правильно ведь? Если я жилье не приватизирую сейчас, то могу просто потерять его, и детям моим оно не достанется. А мне ведь уже не двадцать лет. С другой стороны – не хочется терять и такую перспективу. Так как дела в области расселения все же двигаются потихоньку».

Согласно сведениям риэлторских агентств, несознательных граждан, которые все еще не позаботились о том, чтобы жилье перешло в их законную собственность – все меньше.

Но не все из них знают, что приватизация квартир имеет и некоторые отрицательные моменты.

Например, приватизация коммунальных квартир и комнат в общежитиях, предоставленных когда-то государством их нынешним проживающим гражданам, в некоторых случаях оказалась неоправданной.

По оценкам риэлтеров, сделки в этом сегменте составляют примерно 20% рынка, то есть купля-продажа коммунальных квартир не пользуется особым спросом и получить от такой сделки какую-то прибыль после ее приватизации и последующей продажи – дело довольно сомнительное. Никто не гарантирует, что коммуналку приобретут. К тому же по законодательству граждане проживающие в таких коммуналках имеют права на улучшение жилплощади.

Что нужно знать о муниципальном жилье

Как уже упоминалось выше, поскольку муниципальная квартира – это собственность государства, после смерти её владельца она автоматически переходит обратно муниципалитету. Общее право наследования здесь не имеет юридической силы, поскольку наследовать по закону можно только личную собственность граждан.

Хоть муниципальная квартира и является бесплатной в получении, ежемесячно оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства всё же придётся. Размер коммунальных оплат устанавливается в соответствии с действующими тарифами и с учётом прочих особенностей жилплощади. Это стандартная оплата за электроэнергию, отопление, воду, газ, уборку территории вокруг дома, вывоз мусора.

Источник: https://7i-urist.com/plyusy-i-minusy-gosudarstvennoy-sobstvennosti/

Адвокат Соколов
Добавить комментарий