Преступное поведение нарушающее формальные нормы называется

Тест с ответами: «Социальные отношения»

Преступное поведение нарушающее формальные нормы называется

1. Какой из приведенных примеров иллюстрирует восходящую вертикальную социальную мобильность?А) актер перешел из одного областного театра в другойБ) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другуюВ) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода;+

Г) лейтенант был разжалован в прапорщики.

2. Молодежь, женщины, пенсионеры – это какие социальные общности?А) территориальныеБ) демографические+В) этнонациональные

Г) профессиональные

3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.1) верно только А +2) верно только Б3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. в чем заключается глубинная причина социальных конфликтов?А) несовпадение характераБ) различные воззрения социальных групп

В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.+

5. Что из перечисленного относится к приобретённому социальному статусу:А) пол (мужской или женский);Б) профессия;+В) национальность;

Г) социальное происхождение.

6. Что понимается под «совокупностью социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей»?А) внутренний социальный контрольБ) внешний социальный контроль+В) самоконтроль

Г) социальные санкции

7. Правильны ли ниже перечисленные суждения о социальной мобильности:А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.1) верно только А +2) верно только Б3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Чем характеризуется любая социальная группа?А) малочисленностью состава;Б) родственными связями;В) неформальным контролем за поведением;

Г) общностью социального статуса.+

9. Что такое совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними?А) политика обществаБ) структура общества+

В) характер общества

10. Какое утверждение характеризует социальные нормы?А) неизменны на протяжении всей истории человечестваБ) одинаковы для всех обществВ) неукоснительно выполняются всеми членами общества

Г) распространяются на всех членов общества.+

11. Что такое нации и народности?А) исторические типы обществаБ) этнические общности+В) демографические группы

Г) поселенческие группы

12. Какой из перечисленных признаков является характерным для всех социальных норм?А) закрепление в нормативных актах;Б) выражение общественного мненияВ) обеспечение принудительной силой государства

Г) выполнение роли регулятора поведения людей.+

13. Какой из данных статусов является приобретенным?А) сынБ) русскийВ) флегматик

Г) учитель+

14. Как называется мера, которая принимается против стороны, нарушившей правила поведения?А) презумпцией;Б) санкцией; +В) девиацией;

Г) фикцией

15. Установите соответствие:Социальные группы критерииА) мужчиныБ) племенаВ) народностиГ) дети1) демографический2) этнический

Ответ: 1221

16. Что не относится к социальным нормам?А) обязанность заботиться о престарелых родителяхБ) обязанность здороваться, когда человек входит в помещениеВ) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству+

Г) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

17. Что может быть критерием выделения страт?А) уровень дохода+Б) отношение к религииВ) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей.

18. Что делают эстетические нормы?А) закреплены в официальных документахБ) обеспечены силой государственного принужденияВ) отражают представления о прекрасном, и безобразном+

Г) представлены религиозными запретами и предписаниями

19. Отметьте в ниже приведённом списке признаки социального статуса (В):А) профессия; +Б) пол; +В) цвет глаз;Г) следования требованиям моды;Д) уважение к родителям;

Е) семейное положение.+

20. Что такое социальная стратификация?А) наличие в обществе различных сфер;Б) разделение общества на социальные группы;+В) поддержка малообеспеченных групп населения;

Г) повышение социального статуса.

21. Что такое социальная роль?А) степень признания достоинств личностиБ) оценка, которую общество дает статусу личности или должностиВ) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих+

Г) социальное перемещение индивида

22. Как называется преступное поведение; нарушающее формальные нормы?А) конформистским;Б) девиантным;В) неформальным;

Г) делинкветным+

23. Формой чего является новаторство?А) негативного отклоняющегося поведенияБ) позитивного отклоняющегося поведения+В) неправомерного поведения

Г) неотклоняющегося поведения

24. Что такое положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением?А) социальная рольБ) социальный статус+В) семейное положение

Г) социальная стратификация

25. Что не является элементом механизма самоконтроля?А) общественное мнение;Б) индивидуальное сознание;В) совесть;

Г) коммуникация+

26. Какое из данных суждений верное?А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.Б. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.1) верно только А2) верно только Б+3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Источник: https://liketest.ru/obshhestvoznanie/test-s-otvetami-socialnye-otnosheniya.html

Социальный контроль: С оциальный контроль — это процесс и социальный механизм наблюдения

Преступное поведение нарушающее формальные нормы называется

С

оциальный контроль — это процесс и социальный механизм наблюдения (надзора) с целью обеспечения функционирования социальной системы в соответствии с принятыми нормами, а также поддерживания социально приемлемых образцов поведения.

По мнению большинства исследователей, социальный контроль достигается сочетанием послушания (compliance), принуждения и приверженности социальным ценностям. Так, Т. Парсонс (1902—1979) определил социальный контроль как процесс противодействия девиантному поведению и поддержания социальной стабильности, осуществляемый посредством наложения санкций.

На основе выдвинутых им принципов функционализма существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании равновесия.

Парсонс включает в «функциональные предпосылки» общества наряду с удовлетворением биологических и психологических нужд членов данного общества и эффективную деятельность органов социального контроля, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; соответствие индивидуальных мотиваций членов общества этим нормам, в связи с чем данные индивиды выполняют предписанные обществом роли и задачи. Понятие социального контроля имело важное значение для М. Фуко (1926—1984), изучавшего то, каким образом индивиды дисциплинируются и регулируются с помощью надзора, а также власть экспертного знания и других регулирующих структур.

Социальный контроль как особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка включает в себя три главных элемента — нормы, санкции и власть. Нормы — фор- мальные и неформальные предписания того, как надо вести себя в обществе.

Нормы предписывают уважение к человеческой жизни и достоинству, к представителям других общностей и старшим поколениям; определенное почтение к символам государства (знамени, гербу, гимну), конфессиональным ценностям (религиозным обрядам).

Законы являют собой формализованные и легитимные нормы, предполагающие неотвратимость наказания за их нарушения.

Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Санкции предполагают разнообразные меры вознаграждения за лояльность, конформизм, за исполнение долга, норм и наказания за девиантное (отклоняющееся) и деликвент- ное (преступное) поведение.

Таким образом, санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Санкции — охранники последних. Наряду с ценностями они ответственны за то, чтобы люди выполняли социальные нормы. Следовательно, санкции — разветвленная система награждений за выполнение норм, т.е.

за конформизм (согласие с ними), и наказание за отклонение от норм: •

санкции, применяемые к нарушителям привычек группою; •

санкции никогда не применяются по отношению к самому себе; •

если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя, то такую форму контроля следует считать самоконтролем.

Существует два вида контроля: 1) формальный и 2) неформальный. Лица, выполняющие функции формального кон- троля, называются агентами социального контроля.

Внешний контроль — это совокупность социальных институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный и формальный виды контроля, которые в свою очередь предполагают позитивные и негативные санкции.

Формальные позитивные санкции — означают публичное одобрение со стороны официальных институтов и формализованных структур общества и государства: правительственные награды, государственные премии и именные стипендии, почетные титулы и звания, ученые степени, почетные знаки отличия и грамоты, высокие классификационные чины и статусы.

Неформальные позитивные санкции —- исходят от неофициального окружения: дружеская похвала, комплименты, высокий рейтинг, признание окружающих, расположение друзей и коллег, слава, почет, лестные отзывы, разнообразные проявления эмпатии.

Формальные негативные санкции — это наказания, предусмотренные законами, правительственными указами, административными нормативными актами, инструкциями, распряжениями, это может быть: лишение гражданства, статуса, депортация, арест, тюремное заключение, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества и т.д.

Неформальные негативные санкции — наказания в неформальной среде: различного рода общественные порицания, замечания, насмешки, издевки, пренебрежительные отзывы, клички, неодобрительные взгляды, слухи о недостойном поведении, отказ в общении, бойкот.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения.

Между нормами и санкциями существует объективное уравнение, которое звучит примерно следующим образом: каждая норма должна покрываться соответствующим числом и количеством агентов социального контроля.

На язык нормативных предписаний переводится все, что так или иначе, ценится обществом. Ценности имеют две формы — внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название — ценностные ориентации, вторая сохранила за собой общее название ценности. Во втором, более широком значении, ценности имеют общее основание с нормами.

Социальные предписания — это запрет или разрешение делать что-либо, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

По отношению к обществу социальный контроль являет две основные функции — охранительную и стабилизирующую. Социальный контроль — фундамент общественной стабильности.

Социальные нормы — первое важное средство обеспечения социальной стабильности и для общества, и для власти. Контроль за исполнением социальных норм — второе. Контроль складывается не только из системы поощрений и наказаний (санкций), но и реальных действий соответствующих социальных и государственных институтов.

Нормы суть некие идеальные образцы (стандарты), предписывающие поведение в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом, например, в процессе проведения знаменитых Хоторнс- ких экспериментов на заводах Вестерн Электрик, в окрестностях Чикаго, американскими социологами были выявлены неформальные нормы, которые рабочие применяли по отношению к новичкам: •

не держись со «своими» официально; •

не говори начальству тою, что может навредить другим членам группы; •

не общайся с начальством чаще, чем со «своими» и не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Нормы второго типа возникают и существуют в больших социальных группах, общностях или обществе в целом. Они называются общими социальными правилами. Здесь речь идет об обычаях, традициях, нравах, законах, этикете в социальной группе. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение: •

за нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд; •

за нарушение других — могут быть применены жесткие санкции — тюремное заключение и даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой социальной группе. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Диапазон следования социальным нормам широк: от конформизма к девиантности поведения.

Конформизм — это тип социального поведения, характеризующий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнению большинства, признанному авторитету, традициям и т.п.), податливость личности реальному или воображаемому давлению социальной группы. Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым порядком, поскольку внутренне индивид может оставаться несогласным с ним, не ставя никого в известность об этом.

Конформизм — цель социального контроля, но не цель социализации, ибо последняя предполагает внутреннее согласие, «принятие» общепринятых норм.

Девиантность — это поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

Сами по себе нормы ничего не контролируют: поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми.

Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: •

как стандарты поведения (обязанности, правила); •

как ожидание соответствующего поведения (реакции других людей).

Социальные нормы выполняют в обществе весьма важные функции: •

регулируют общий ход процесса социализации; •

интегрируют индивидов в группы, а группы — в социум; •

контролируют отклоняющееся поведение; •

служат образцами, эталонами поведения.

Существует несколько способов социального контроля: 1)

социальный контроль через социализацию; 2)

социальный контроль через групповое давление; 3)

социальный контроль через принуждение.

Социальный контроль через социализацию предполагает, что агенты и институты социального контроля выполняют две основные функции: 1) обучения (культурным нормам и образам поведения); 2)

контроля за тем, насколько прочно, глубоко и правильно освоены социальные нормы и роли.

В силу усвоения в социальной среде (социальной группы, общности) доминирующих обычаев, привычек и предпочтений, в процессе социализации (в семье, учебно-воспита- тельных и образовательных учреждениях, в неформальном общении) происходит включение в определенные социальные роли и овладение социальными нормами.

Социальный контроль через групповое воздействие осуществляется первичными социальными группами (семьей, одноклассниками, студенческой группой, трудовым коллективом). Каждый индивид, включаясь в ту или иную социальную группу, ощущает на себе влияние группового контроля; каждое отклонение поведения от общепринятых группою стандартов осуждается.

Вслед за этим возможны и различные формы санкций со стороны этих неформальных агентов социального контроля (от замечаний до бойкота или изгнания). Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, в частности от социального статуса.

Личность с высоким социальным статусом, лидер с инновационным потенциалом может преодолеть конфликт норм поведения или ценностных ориентаций в группе путем изменения старых традиций, образцов поведения и создания новых культурных образцов и способов нормативной организации эффективного взаимодействия.

Степень, виды и формы группового давления зависят также от уровня социальной солидарности, групповой сплоченности. Групповое давление в сплоченной группе, приверженной коллективным ценностям, сильнее, чем в разобщенной группе.

Социальный контроль через принуждение осуществляется посредством формального контроля; на основе предписаний, формальных законов и санкций (наказаний). В современных обществах существует развитая система контроля через принуждение (законодательные нормы в сфере конституционного, уголовного, финансового права, нормативные акты, судебные иски, полицейские меры, пенитенциарные учреждения).

Форма социального контроля, направленная на себя, называется внутренним контролем или самоконтролем. Личность регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются лицами с высоким самоконтролем настолько крепко, что в случае даже невольного их нарушения человек испытывает чувство вины.

В отличие от внутреннего самоконтроля внешний контроль осуществляется социальными и социально-политическими институтами, гарантирующими соблюдение общепринятых норм поведения граждан и исполнения им законов, поэтому социальный контроль приобрел институциональную и легитимную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие социальные институты современного общества, как суды, система образования, армия, средства массовой информации, политические партии, правительственные учреждения.

Основная литература

ГидденсЭ. Социология. Раздел: Конформность и девиантное поведение. М., 1999.

Смелзер Я. Социология. Гл. 7 «Девиация и социальный контроль». М., 1994.

Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2.

С. 486.

Тихонов A.B. Социология управления. М., 2005. Яковлев А. М. Контроль социальный // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

С. 301-303.

Дополнительная литература

Кравченко А.И. Социология управления. М., 2005.

Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие и социальный контроль // СОЦИС. 2005. № 8.

Пригожий А. И. Методы развития организации. М., МЦРЭР, 2003.

Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / Под ред. В. В. Щербины. М., 2004.

Фуко М. П. Надзор и наказание. («Surveiller et punir», 1975) // Хрестоматия (по курсу общей социологии) / Под ред. Н.И. Лапина. М., 2007.

Штомпка 77. Социология социальных изменений. М., 1996.

Н.Р. Маликова

Источник: https://texts.news/obschaya-sotsiologiya-knigi/sotsialnyiy-kontrol-33494.html

Проверочная работа по социальной сфере

Преступное поведение нарушающее формальные нормы называется

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Проверочная работа

по теме «Социальная сфера»

для студентов 1 курса

(базовый уровень)

Ковылкино

2014

Вариант № 1

Задания группы А

1) К нисходящей социальной мобильности относится переход (переезд):

1) с руководящей должности на рядовую; 3) с военной службы на гражданскую;

2) из города в сельскую местность; 4) с государственного предприятия в частное.

2) К достигаемому статусу человека не относится:

1)социальное происхождение 2)образование; 3)профессия; 4)материальное положение.

3) Какая функция семьи проявляется в продолжении рода?

1) воспитательная 2) защитная 3) эмоционально – психологическая 4) репродуктивная

4) Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики,

православные и протестанты?

1) территориальному 2) этническому 3) стратификационному 4) конфессиональному

5) К этносоциальным группам относятся:

1) сословия 2) касты 3) народности 4) классы

6) Слава и почёт — это пример применения санкций

1) неформальных позитивных 3) неформальных негативных

2) формальных позитивных 4) формальных негативных

7) Преступное поведение, нарушающее формальные нормы, называется

1) конформистским 2) девиантным 3) неформальным 4) делинкветным

8) Социальная роль — это

1) социальное положение человека в обществе

2) изменение положения личности в социальной структуре

3) определённая модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих

4) права личности

9) Верны ли следующие суждения о семье?

А) Семья организует совместную трудовую деятельность всех членов семьи в домашнем хозяйстве.

Б) Важной функцией семьи является организация свободного времени ее членов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10) Князь Олег подписал торговый договор с Византией. В этом историческом факте проявилась

(-лось) его

1) социальная роль; 3) социальное происхождение;

2) социальная мобильность; 4) социальная адаптация

Задания группы В

В-3. Установи соответствие. Ответ запиши в таблицу.

примеры социальной мобильности

Виды социальной мобильности

А) увольнение работника

Б) переход из православной

религиозной группы в католическую

В) токарь стал инженером

Г) международный туризм

Д) переход с одного предприятия на другое

1) вертикальная

2) горизонтальная

А

Б

В

Г

Д

В4 1. Найдите в приведённом ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны

1) уровень доходов

2) место в системе общественного производства

3) отношение к средствам производства

4) основные черты образа жизни

5) роль в общественной организации труда

6) социальный престиж

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В-6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение ———– (1) строению земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница ———– (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку.

Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и большой объем————- (3). Кроме того, в общественном ———— (4) та или иная ————– (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения.

Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального ————- (6)».

1) престиж 4) мнение 7) власть

2) мобильность 5) неравенство 8) авторитет

3) доход 6) профессия 9) общество

1

2

3

4

5

6

С5 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

С6 1.Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Вариант № 2

Задания группы А

1) К показателям достигаемого статуса личности относится:

1) социальное происхождение; 2) возраст; 3) материальное положение; 4) пол.

2) Что из перечисленного ниже характеризует вертикально – нисходящую социальную

мобильность:

1) назначение ведущего инженера директором фирмы;

2) назначение инженера одной фирмы инженером другой;

3) переезд из одного поселка в другой;

4) понижение в звании

3) По какому признаку выделены такие социальные группы как род, племя, народность, нация?

1) демографическому; 3) территориальному;

2) этническому; 4) социально-классовому

4) К позитивным функциям социальных конфликтов относится

1) дезорганизация социальной жизни 3) стимулирование социальных изменений

2) создание стрессовых ситуаций 4) разрушение социальной системы

5) Бывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример …

1) отклоняющегося поведения; 3) социализации;

2) социальной стратификации; 4) социальной мобильности

6) Оценка обществом положения, занимаемого конкретным лицом, отражена в понятии:

1) статуса; 2) мобильности; 3) авторитета; 4) обаяния.

7) Демографическими являются следующие группы:

1) крестьяне и рабочие; 3) мужчины и женщины;

2 ) русские и украинцы; 4 ) католики и протестанты.

8) Переход человека из одной социальной группы в другую называется:

1) социальной мобильностью; 3) социальной деятельностью;

2) социальной стратификацией; 4) социальной коммуникацией.

9) Деление общества по социальным группам называется:

1) перемещением 2) дифференциацией 3) адаптацией 4) поведением

10) К социальным «лифтам» относят:

1) армию 2) церковь 3) школу 4) всё перечисленное

Задания группы В

В-3. Установи соответствие. Ответ запиши в таблицу.

Признаки социальных норм

Типы социальных норм

А) закреплены в принимаемых государственными органами актах

Б) обеспечиваются общественным мнением

В) основаны на понимании добра и зла

Г) обеспечены государственным принуждением

Д) обязательно имеют формаль­ную определённость

1) моральные

2) правовые

А

Б

В

Г

Д

В-4. Найдите в приведённом ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны

1) социальное происхождение

2) социальная революция

3) смена политического режима

4) уровень образования

5) гражданская война

6) социальный статус семьи

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В-5. Прочитай текст

(1) Уже давно люди знают о том, что конфликты и ссоры до добра не доводят. (2) Существуют разные мнения, как по поводу возникновения конфликтов, так и по стратегии поведения в конфликтной ситуации. (3) Одни воспринимают конфликт как стресс и считают, что необходимо ликвидировать причины его возникновения. (4) Другие утверждают, что

конфликт является естественным фоном человеческой жизни, он неизбежен и надо уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

1

2

3

4

В-6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные ————– (1), устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и др. —————- (2). При этом не всегда обходится без конфликта.

Обычно их причинами являются территориальные ————– (3), исторически сложившаяся ———– (4), притеснение малых ———— (5) и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создания напряжённой —————– (6), стремление отдельных ——————— (7) выйти из многонационального государства и создать собственное».

1) группы

2) изоляция

3) народ

4) напряжённость

5) нация

6) обстановка

7) отношения

8) потребности

9) связи

10) споры

1

2

3

4

5

6

7

С-5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной мобильности».

С-6. Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ключ к тестам по теме «Социальная сфера»

1 вариант

2 вариант

А-1

1

3

А-2

1

4

А-3

4

2

А-4

4

3

А-5

3

4

А-6

1

3

А-7

4

3

А-8

3

1

А-9

3

2

А-10

1

4

В-3

12122

21122

В-4

146

235

В-5

1112

1122

В-6

9 3 7 5 6 1

7 9 10 4 5 6 3

С-5

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру — малыми и большими, а также формальными и неформальными.

Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп в другие.

Социальная мобильность бывает двух видов: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность – это географическое перемещение между районами, городами и т.д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т.е. без изменения статуса. Вертикальная мобильность – это движение вверх или вниз по социально-экономической шкале.

С-6

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии)

1)внутриролевые (роль родителей предполагает не только доброе и ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

2) межролевые (требования основной работы женщины приходят в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

3)личностно-ролевые (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Источник: https://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-socialnoy-sfere-622785.html

Тест « Отклоняющееся поведение, его формы и проявления»

Преступное поведение нарушающее формальные нормы называется

Тест « Отклоняющееся поведение, его формы и проявления».

1. К негативным формам отклоняющегося поведения относится: 1) фантазерство; 2) новаторство; 3) чудачество; 4) коррупция.

2. К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относится:

1) наркомания; 2) экстремизм; 3) алкоголизм; 4) чудачество. 3.Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000

различных образцов и проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрируется этим примером? 1).

соответствующее обычаям; 2) нарушающее нормы права; 3) негативное отклоняющееся; 4) позитивное отклоняющееся. 4. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В ее собрании более 5,5 тыс.

фамилий.Это – пример: 1) нарушающего законы поведения; 2) позитивного отклоняющегося поведения;

3) соответствующего обычаям поведения; 4) негативно отклоняющегося поведения.

5. Отклоняющееся поведение – это:

1) любые изменения в жизни человека; 2) перемещение человека в пределах своей группы;

3) несоблюдение принятых в обществе социальных норм; 4) изменение статуса человека.

6. Примером негативно отклоняющегося поведения является: 1) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний; 2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы;3) применение криминальных методов для решения личных проблем; 4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами.

7. Новаторство и изобретательство – это формы: 1) негативно отклоняющегося поведения; 2) позитивно отклоняющегося поведения; 3) неправомерного поведения; 4) неотклоняющегося поведения.

8. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?

1) следование моде; 2) конформизм; 3) преступления; 4) коллекционирование марок.

9. Преступное поведение, нарушающее формальные нормы, называется:

1) конформным; 2) девиантным; 3) неформальным; 4) деликвентным.

10. Молодой талантливый актер, стремящийся к популярности, имеет обыкновение носить странные, необычные наряды. Этот пример иллюстрирует поведение: 1) соответствующее обычаям; 2) нарушающее нормы права; 3) негативное отклоняющееся; 4) позитивное отклоняющееся.

11. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в разных районах области. Этот случай модно рассматривать как пример:

1) адаптивного поведения; 2) конформистского поведения; 3) делинквентного поведения; 4) девиантного поведения.

12. Примером позитивно отклоняющегося поведения в традиционном обществе может служить:

1) увлечение спортом; 2) отшельничество; 3) погружение в науку; 4) коллекционирование 13.Верны ли следующие суждения?

А. Отклоняющееся поведение иногда может приводить к положительным последствиям, как один из факторов

общественного прогресса.

Б. Отклоняющееся поведение в большинстве случаев расценивается как негативное явление.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.

Б. Отклоняющееся поведение всегда приводит к отрицательным последствиям.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение проявляется в действиях, не соответствующих писаным и неписаным нормам.

Б. Отклоняющееся поведение включает (предполагает) как позитивные, так и негативные отклонения от нормы.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Оценка поведения как отклоняющегося происходит на основе сложившихся норм и ценностей.

Б. Все формы отклоняющееся поведения обязательно влекут за собой применение различных санкций.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть социально одобряемым.

Б. Проявлением отклоняющегося поведения является участие в предвыборной кампании.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

18. Верны ли следующие суждения о девиантном (отклоняющемся) поведении?

А. Девиантное поведение может быть только негативным.

Б. Девиантное поведение подразумевает отклонение от общепринятых норм.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. C ответами.

1. Центр тестирования, стр.127

К негативным формам отклоняющегося поведения относится:

1) фантазерство; 2) новаторство; 3) чудачество; 4)* коррупция.

2. Центр тестирования, стр.116

К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относится:

1) наркомания; 2) экстремизм; 3) алкоголизм; 4)* чудачество.

3. ФИПИ, Интеллект-Центр 2007, стр. 9,159

Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000

различных образцов и проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрируется этим примером?

1) соответствующее обычаям; 2) нарушающее нормы права; 3) негативное отклоняющееся; 4) позитивное отклоняющееся.

4. КИМ 2009, Просвещение, стр.67+ КИМ 2006-2007, Просвещение, стр.40+ КИМ 2004-2005, Просвещение, стр.45

Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В ее собрании более 5,5 тыс. фамилий.

Это – пример:

1) нарушающего законы поведения; 2)* позитивного отклоняющегося поведения;

3) соответствующего обычаям поведения; 4) негативно отклоняющегося поведения.

5. ФИПИ, Интеллект-Центр 2007, стр.74+КИМ 2009, Просвещении, стр.46+КИМ 2006-2007, Просвещение, стр.60+ Тренировочные задания. Просвещение + ЭКСМО – 2007, формат А4, стр.13

Отклоняющееся поведение – это:

1) любые изменения в жизни человека; 2) перемещение человека в пределах своей группы;

3)* несоблюдение принятых в обществе социальных норм; 4) изменение статуса человека.

6. ФИПИ, Интеллект-Центр 2007, стр.74

Примером негативно отклоняющегося поведения является:

1) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний;

2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы;

3)* применение криминальных методов для решения личных проблем;

4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами.

7. ФИПИ, Интеллект-Центр 2007, стр.155+ П.А.Баранов, С.В. Шевченко, стр.115

Новаторство и изобретательство – это формы:

1) негативно отклоняющегося поведения; 2)* позитивно отклоняющегося поведения;

3) неправомерного поведения; 4) неотклоняющегося поведения.

8. Просвещение.Эксмо,2006, стр.98

Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?

1) следование моде; 2) конформизм; 3)* преступления; 4) коллекционирование марок.

9. П.А.Баранов, С.В. Шевченко, стр.115

Преступное поведение, нарушающее формальные нормы, называется:

1) конформным; 2) девиантным; 3) неформальным; 4)* деликвентным.

10. П.А.Баранов, С.В. Шевченко, стр.115

Молодой талантливый актер, стремящийся к популярности, имеет обыкновение носить странные, необычные наряды.

Этот пример иллюстрирует поведение:

1) соответствующее обычаям; 2) нарушающее нормы права; 3) негативное отклоняющееся;

4)* позитивное отклоняющееся.

11. Лазебникова и др. 2008, стр.16

Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в разных районах области.

Этот случай модно рассматривать как пример:

1) адаптивного поведения; 2) конформистского поведения; 3) делинквентного поведения;

4)* девиантного поведения.

12. Лазебникова и др. 2008, стр.72

Примером позитивно отклоняющегося поведения в традиционном обществе может служить:

1) увлечение спортом; 2)* отшельничество; 3) погружение в науку; 4) коллекционирование

13. Центр тестирования, стр.106

Верны ли следующие суждения?

А. Отклоняющееся поведение иногда может приводить к положительным последствиям, как один из факторов

общественного прогресса.

Б. Отклоняющееся поведение в большинстве случаев расценивается как негативное явление.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3)* верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

14. П.А.Баранов, С.В. Шевченко, стр.115+ Центр тестирования, стр. 83

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.

Б. Отклоняющееся поведение всегда приводит к отрицательным последствиям.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4)* оба суждения неверны.

15. КИМ 2009, Просвещении, стр.47+ КИМ 2006-2007, Просвещение, стр.61+ КИМ 2004-2005, Просвещение, стр.57

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение проявляется в действиях, не соответствующих писаным и неписаным нормам.

Б. Отклоняющееся поведение включает (предполагает) как позитивные, так и негативные отклонения от нормы.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3)* верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

16. КИМ 2006-2007, Просвещение, стр.83

Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Оценка поведения как отклоняющегося происходит на основе сложившихся норм и ценностей.

Б. Все формы отклоняющееся поведения обязательно влекут за собой применение различных санкций.

1)* верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

17. П.А.Баранов, С.В. Шевченко, стр.116

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть социально одобряемым.

Б. Проявлением отклоняющегося поведения является участие в предвыборной кампании.

1)* верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

18. ЕГЭ2013

Верны ли следующие суждения о девиантном (отклоняющемся) поведении?

А. Девиантное поведение может быть только негативным.

Б. Девиантное поведение подразумевает отклонение от общепринятых норм.

1) верно только А; 2)* верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Источник: https://multiurok.ru/files/tiest-otkloniaiushchieiesia-poviedieniie-iegho-for.html

Урок 17. отклоняющееся поведение как следствие нарушения социальных норм. разрешение социальных конфликтов – Обществознание – 10 класс – Российская электронная школа

Преступное поведение нарушающее формальные нормы называется

Обществознание, 10 класс

Урок 17. Отклоняющееся поведение как следствие нарушения социальных норм. Разрешение социальных конфликтов

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Социальные нормы как регуляторы общественного поведения.
  2. Социальный контроль как система способов регулирующего воздействия общества на личностьи самоконтроль.
  3. Отклоняющееся (девиантное) поведение: причины и последствия.
  4. Социальный конфликт: субъект, объект, причины, повод.
  5. Способы поведения в конфликтах.

Глоссарий по теме

Социальный контроль – система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность.

Самоконтроль – это контроль, который основывается на волевом усилии человека.

Социальная норма – установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей.

Социальная санкция – общественная реакция на поведение человека, группы.

Отклоняющееся поведение (девиантное) – поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

Социальный конфликт – столкновение двух субъектов за обладание тем, что высоко ценится обеими сторонами.

Ключевые слова

Социальный контроль, социальная норма, социальная санкция, отклоняющееся (девиантное) поведение, социальный конфликт.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово «норма» с латинского языка означает «правило, образец». Социальные нормы создаются обществом. Они направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. В нормах люди видят образцы, модели, стандарты должного поведения. В обществе существует множество социальных норм.

Это обычаи и традиции, правовые, моральные, политические, религиозные, эстетические нормы, нормы этикета. В обычаях и традициях закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные обряды). Правовые нормы закрепляются в законах, издаваемых государством. Моральные нормы регулируют отношения людей с позиций добра и зла.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью. Религиозные нормы содержатся в священных писаниях, либо установлены церковью. Эстетические нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном. Нормы этикета содержат правила вежливости, приличного поведения в разных ситуациях.

особенность всех этих социальных норм заключается в том, что они регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами, созданными ими организациями.

Социальный контроль представляет собой систему способов регулирующего воздействия общества на личность. И его составными элементами являются социальные нормы и санкции. Любая деятельность включает в себя разнообразные действия. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих норм, социальный контроль незаметен.

Однако стоит нарушить правила, отступить от образцов поведения, принятых в обществе, и социальный контроль проявляет себя. Во всех этих случаях может последовать реакция: замечания, соответствующие действия полиции, суда. Выражение такого недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом, – всё это санкции.

Они могут быть формальными и неформальными, позитивными и негативными. Наряду с контролем со стороны общества и государства важное значение имеет самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом. Здесь большую роль играет совесть.

Умение контролировать себя – ценное качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение с общепринятыми нормами. Виды отклоняющегося поведения: позитивное, нейтральное, девиантное (негативное), делинквентное (преступное).

Поведение, не согласующееся с нормами, не соответствующее тому, чего ждёт от человека общество, называется отклоняющимся (девиантным). Часто встречается негативное отклоняющееся поведение, примерами которого являются правонарушения, алкоголизм, наркомания.

В науке выделяют несколько основных групп причин отклонений в поведении человека: индивидуальные (нервно-психические заболевания человека, особенности характера); социально-психологические (отрицательные особенности взаимоотношений с коллективом, семьёй и др.

); макросоциальные (социально-культурные или экономические проблемы, влекущие за собой отклоняющееся поведение). Последствия этих отклонений имеют общую черту – вред, ущерб, наносимый обществу и государству.

Социальный конфликт – спор, столкновение двух субъектов за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Субъектами (участниками) социального конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, общественные объединения, организации. Причины конфликтов скрыты в процессах общественной жизни и представляют собой глубокие противоречия.

Поводом к конфликту может послужить любое событие или событие, которое приводит к развязыванию конфликтного противодействия. В зависимости от предмета конфликта различают виды конфликтов (политический, экономический, этносоциальный, религиозный (культурный), семейно-бытовой .

Способы решения социальных конфликтов: компромисс, арбитраж, посредничество, применение силы, власти, закона, переговоры. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт. Завершение конфликта не всегда означает его разрешение.

Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства с исчерпанием основы последующих конфликтов между ними.Возможные пути выхода из конфликта: реставрация, невмешательство, обновление.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о социальном контроле

Варианты ответов:

1) В любом обществе социальный контроль основывается на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.

2) Социальный контроль направлен на обеспечение изменений социальных норм.

3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.

4) Социальный контроль обеспечивается внешним воздействием на человека.

5) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.

5) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.

  1. Подстановка элементов в пропуски в тексте:

Социальные нормы вырабатываются в________. Они направляют поведение людей, позволяют его контролировать, ____________ и оценивать.

Варианты ответа: окружающем мире, природе, обществе; регулировать, объяснять, запрещать

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): обществе; регулировать

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5842/conspect/

Адвокат Соколов
Добавить комментарий