Профилактика нарушений прав ребенка в семье

Профилактика нарушений прав ребенка в семье | Методические разработки | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

Профилактика нарушений прав ребенка в семье

Завьялова Екатерина Романовна

Организация: ГБДОУ№75 Красносельского района

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

В современном обществе проблема детско-родительских отношений и соблюдения прав ребенка в семье как одного из основных факторов психофизического благополучия детей приобретает особую актуальность. Данный вопрос является одним из приоритетных направлений государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблемами семейного воспитания занимаются многие ученые и практики нашей страны. Особый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захарова, 1986; А.Я. Варга, 1983; А.И.

Спиваковской, 1988; Т.В. Архиреевой, 1989; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980. В их исследованиях затрагиваются различные области детско-родительских отношений.

Одним из направлений изучения ученых являются права ребенка в семье.

Несмотря на это, воспитатели ДОУ не всегда уделяют должное внимание профилактике нарушений прав ребенка в семье. По данным статистики 84% родителей понимают необходимость соблюдения прав ребенка, но 74% из них регулярно их нарушают, используя в процессе воспитания физические наказания, словесные унижения и другие действия, противоречащие декларации прав ребенка.

Таким образом, возникают противоречия между теоретическими знаниями родителей прав ребенка и неумением выстроить систему семейного воспитания, не нарушая их.

Детско-родительские отношения широко изучались в разные времена. Современные ученые в своих исследованиях также часто обращаются к данному вопросу. Изучив ряд литературных источников, мы увидели, что в них недостаточно подробно рассматривается взаимосвязь между стилем воспитанием и соблюдением прав ребенка в семье.

Современные родители прекрасно понимают, какой вред наносит унижение достоинства ребенку. Прежде всего, это психологическая травма. То есть, родители знают о последствиях, которыми чреваты для психики ребенка унижения его достоинства, но менять свой стиль воспитания не пытаются. Большинство родителей допускают возможность применения телесных наказаний постоянно или в отдельных случаях.

Лишь малая часть полностью отвергает телесные и другие виды унижения достоинства. Такие родители в процессе воспитания отдают предпочтение разъяснению, которое основывается на взаимном уважении. Таким образом, нарушение прав ребенка в семье очень распространенное явление. Но почему это происходит.

Психологи в ходе проведения исследований выявили несколько причин данного явления. Во-первых, с такими родителями в детстве поступали аналогично. Во-вторых, других методов воздействия в своем арсенале они не имеют. И, в-третьих, такое поведение многие из них не считают травмирующим для психики ребенка.

Постоянные предупреждения, приказания, нотации, угрозы, обзывания — все эти формы говорят об отношении к ребенку только лишь как к объекту воспитания. К методам субъективного отношения относятся доброжелательная критика, утешение, советы, выражение обиды, обращение, указания в шутку. Такие формы регулирования отношений необходимо рекомендовать родителям.

Изучая данные статистки, также многочисленные исследования ученых показывают, что ребята, чьи права в семье постоянно нарушаются, часто испытывают некоторые сложности в адаптации. Они учатся с трудом, не организованны, неуравновешенны, агрессивны. Для таких детей характерны быстрые смены настроения, неуверенность в себе, наличие проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Наиболее часто нарушение прав детей наблюдается в семьях, которые живут в тесноте. Излишняя скученность в семье лежит в основе большой нервозности у всех ее членов.

Низкий уровень доходов сказывается на реализации права ребенка на получение образования и развитии индивидуальных его способностей. К подобным результатам приводит также невысокий образовательный статус его родителей.

При отсутствии отца, как источника уверенности и авторитета, создает все условия для формирования у ребенка таких черт характера как агрессивность в отношении взрослых, асоциальность, недисциплинированность.

А это, в последствие, может провоцировать ответное поведение матери, которая не справляется с ребенком.

Также невысокий интеллектуальный уровень снижается при росте числа детей в семье.

Хотя члены многодетных семей обычно внимательнее относятся друг к другу, сплоченнее и заметнее ориентированы на базовые семейные ценности, но при этом, отношение родителей к своим детям становится достаточно однообразным.

Они мало учитывают индивидуальные потребности детей и различия между ними. Многодетные родители достаточно редко помогают детям преодолеть трудности в обучении.

Таким семьям требуется профессиональная помощь. Работники детского сада должны проводить просветительскую, профилактическую и коррекционную работу с такими семьями. Это необходимо, так как здесь речь идет о психическом здоровье ребенка, его успешной социализации и вообще его будущем.

При работе с родителями можно использовать различные методы. Среди них наиболее распространенным методом является беседа. Но не менее эффективными являются совместные праздники и игры родителей и детей, ВКН, «Поле Чудес», педагогические ситуации и тренинги. Они помогают родителям понять своих детей и скорректировать свои отношения с ними.

Таким образом, изучение литературных источников показало, что проблема нарушения прав ребенка в семье актуальны. Хотя инструментарий для профилактики и коррекции детско-родительских отношений разнообразен, но на практике мало применяется. Поэтому считаем, что проведение практического исследования по данной теме будет актуальным и иметь большую практическую значимость.

Литература по правовому образованию дошкольников (Документы) 

  1. Конвенция ООН о защите прав человека и основных свобод.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Закон РФ «О защите прав ребенка».
  5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  6. Конституция РФ.
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  8. Областной закон «О защите прав ребенка».
  9. О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ.
  10. Т. Доронова Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье /Дошкольное воспитание, №8 – 2001.
  11. Т. Доронова О взаимодействии ДОУ с семьей /Дошкольное воспитание, №3 – 2000.
  12. О. Борисова Правовое образование дошкольников /Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  13. О. Петрова Практикум по правовому воспитанию / Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  14. С.С. Агешкова Золотой ключик или от чего надо защищать детей / Дошкольное воспитание, №6 – 2001
  15. В.Э. Бауэр Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори М., 2002.

: 24.04.2016

Источник: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/11

Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей

Профилактика нарушений прав ребенка в семье

Судьба каждого человека неповторима, индивидуальна. Его жизнь наполнена разнообразными событиями.

Но, несмотря на абсолютные различия, природа распорядилась таким образом, что людям предназначено прожить основные периоды детства, испытать возрастные кризисы.

Детство – одно из самых незабываемых, ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Период дошкольного детства является наиболее насыщенным, важным периодом, так как в это время ребенок воспринимает окружающую его действительность очень непосредственно, интенсивно развиваются все системы его организма, происходит процесс начального формирования, становления его личности.

У детей дошкольного возраста происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, закладывается основа для высшей нервной системы. Педагоги, ученые определяют дошкольный период детства как критический в жизни человека.

В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним [1].

Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых и защитить себя самостоятельно не способен.

Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности. Неадекватные проявления взрослых по отношению к детям встречаются как в семьях, так и на практике в ДОУ.

С целью профилактики нарушения прав дошкольников необходимо и целесообразно организовывать взаимодействие семьи и ДОУ.

Проблема неккоректного отношения педагогов к детям, наказаний в процессе работы с детьми корнями уходит в глубокую древность.

В Древней Месопотамии к середине III тысячелетия по всему Шумеру было много школ. В школе царила суровая дисциплина.

ПО свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на уроки, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д. [2].

Несмотря на установившуюся систему строгого воспитания в древних государствах, были люди, которые высказывались против наказаний и развивал идеи и взгляды, основанные на гуманном отношении к воспитанникам.

Эпоха Ренессанса (XIV-нач.XVII вв.), когда появилось понятие «гуманизм» (от лат. homo, humanus-человек, человечный), имеющее непосредственное отношение к педагогической науке, связана с образованием гуманистических школ Гуарино да Верона и Витторино да Фельтре.

Также Возрождение связывают с именами ведущих деятелей науки, писателей, таких как Франческо Петрарка (1304-1374), Маттео Пальмиери, Леон Батиста Альберти, Эразм Роттердамский.

Все они высказывались против различного рода наказаний и призывали общество к гуманному, достойному отношению к детям.

Например, Мишель Монтень – крупнейший французский педагог позднего гуманизма – призывал –«…Откажитесь от насилия и принуждения; нет ничего, по моему мнению, что так бы уродовало и извращало натуру с хорошими задатками…..».

Необходимо сказать о чешском мыслителе Я.А. Коменском, английском философе Дж. Локке, французском философе Ж.Ж. Руссо, швейцарском педагоге И.Г. Песталоцци, немецких педагогам Ф.Фребеле и А.В. Дистерверге, которые были активными продолжателями гуманистических идей [2].

В отличие от Европы, в педагогических взглядах России вплоть до XVIII в. присутствовал дух суровости воспитания. Лишь с приходом к власти Петра I началась «европеизация» российского воспитания и образования вообще.

Из отечественных педагогов, чьи идеи основывались на принципах демократии и гуманизма, можно выделить выдающегося ученого, писателя, первого русского академика, педагога XVIII М.В, Ломоносова; И.И. Бецкого – последователя Дж. Локка; К.Д. Ушинского – подлинного гуманиста и демократа.

Так же разделяли гуманистические взгляды великий писатель, педагог Л.Н. Толстой, А.С. Симонович. В уважении личности ребенка видел важнейшее средство для воспитания доброты и душевной чуткости, веры в свои силы известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Он говорил, что «….

дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения…»[6, с. 43].

В советское время воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать как средство компенсации недостатков семейного воспитания, а часто даже и как средство борьбы со «старой семьей». А.В. Луначарский полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью.

А.С. Макаренко анализировал условия, определяющие успешность воспитания детей в семье, и на конкретных примерах показывал влияние уклада семейной жизни на успешность воспитательного воздействия на ребенка.

А признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что и общественное, то есть не противодействовало общественному воспитанию, а помогало ему, чтобы семейное воспитание зависело от «заказа общества» [2].

Таким образом, обратившись к педагогическим воззрениям прошлых веков, можно сделать вывод, что передовые мыслители в педагогике того периода высказывались против любых наказаний, признавали роль семьи в воспитании дошкольников, но вопрос необходимости активного сотрудничества с семьей по вопросам защиты детей не раскрывался.

Семью скорее рассматривали как социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному образованию в частности.

Считалось, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого надо бороться.

Проблема реализации прав детей рассматривается в двух условно выделяемых аспектах.

Первым является социально-правовой аспект, заключающийся в принятии законодательных актов, создании разветвленной системы социальных, образовательных, медицинских, культурных и других учреждений, что является в первую очередь прерогативой правительства, местных властей.

И второй аспект – психолого-педагогический, который предусматривает создание теплой, дружеской атмосферы, подбор соответствующего стиля общения (в семьях – родителями, в дошкольных образовательных учреждениях – педагогами), условий для развития творческой и здоровой личности (разработка образовательных программ, методик).

Из современных исследователей в системе дошкольного образования над решением проблемы работает Т.Н. Доронова. Она подробно рассматривает проблему взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей дошкольного возраста. С 1996 г.

под ее руководством проводились исследования, на основе результатов которых дана оценка соблюдению прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в систем дошкольного образования.

Дает рекомендации руководителям дошкольных образовательных учреждений по координации усилий семьи и ДОУ по реализации прав ребенка [1].

Проблемой защиты прав детей занимается так же Л.И. Смагина. В своих исследованиях она раскрывает сущность и актуальность проблемы защиты прав детей и описывает пути решения проблемы нарушений прав детей, раскрывает теорию и методику работы педагогов по правам ребенка.

В современных условиях проблема защиты прав детей рассматривается как одна из важных в развитии правовых взаимоотношений в обществе. Особо актуальным является взаимодействие институтов воспитания: семьи, ДОУ, школы – их сотрудничество в целях соблюдения прав детей.

Поэтому чтобы продолжить работу по этому вопросу, необходимо сначала определить организационно-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей, а затем совершенствовать формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи по защите прав детей [5].

Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей.

Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка [5].

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Это период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых – родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к серьезным проблемам в будущем.

Информирование и просвещение родителей и педагогов о правах ребенка поможет повысить уровень их осведомленности. Для успешного решения этой проблемы, в свою очередь, необходим сознательный и серьезный подход родителей и педагогов, а также активное взаимодействие обеих сторон.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Очевидно, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать, взаимодополнять для обеспечения защиты прав детей [4].

Таким образом, если общество поймет значение детства как формообразующего, порождающего начала в культуре и истории, как перспективу безграничного становления человека, то это поможет взрослым определить меру своего влияния, подкрепленную опасениями не нанести вред ребенку.

Состояние радости от встречи с детством, желание обменяться жизненным опытом, установление единого семантического пространства даст возможность уменьшит разрыв между миром детей и миром взрослых, повысить их ответственность за реализацию прав детей, и, возможно, тогда отпадет надобность в правовых нормативных документах.

Литература:

  1. Доронова, Т.Н., Жичкина, А.Е., Голубева, Л.Г.

    Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений//

  2. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. Пособие для пед. Учеб. Заведений /под ред. Академика РАО А.

    И. Пискунова.- 2-е изд., испр.:- М., «Сфера», 2001.

  3. Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям – большие права.- учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка, -Спб.

    , «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

  4. Права ребенка: Нормативные правовые документы /[Текст]/- 3-е изд., дополн.- М., «Сфера», 2008.

  5. Правовое просвещение родителей. Управление дошкольным образовательным учреждением./[Текст]/-2010,- №3.

  6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/[Текст]/. Изд. 2-е. Киев: «Радяньска школа», 1972.

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, семья, проблема защиты, семейное воспитание, педагог, дошкольное образование, жизнь человека, дошкольный возраст, дошкольное детство, III.

Источник: https://moluch.ru/archive/39/4616/

Что делать, если вы стали свидетелем нарушения прав ребенка?

Профилактика нарушений прав ребенка в семье

Как мы знаем, каждое наше с вами действие, будь то поход в магазин за молоком, заправка автомобиля не бензоколонке или поход с друзьями в ресторан, имеет четко определенные законом правовые границы, проще говоря, почти каждая, даже самая обыденная, ситуация так или иначе имеет свое отражение в конкретных нормативно-правовых актах.

Разумеется, это влечет за собой наличие у нас с вами комплекса прав и обязанностей, гарантированных государством. Свои права есть и у детей, но только они не всегда могут их защитить. Тогда на помощь должны прийти мы – родственники, соседи или просто случайные прохожие на улице.

В этой статье я расскажу вам о том, что нужно делать, если где-то рядом с вами проявляют жестокость по отношению к ребенку.

В конце января по всем федеральным телевизионным каналам был показан сюжет о том, как в одном из магазинов города Лабытнанги (Ямало-Ненецкий автономный округ) мать избила малыша – своего родного сына.

Очевидно, что если бы этот страшный, не укладывающий в нормальную логику поступок совершенно случайно не попал бы в объектив камеры слежения, и в дальнейшем не был бы передан журналистам, никто бы и не узнал о жестокости в этой семье…

Возможно, у многих это вызовет недоумение, но большинство фактов нарушения тех или иных прав ребенка, связанных и с применением насилия и жестоких мер воспитания и с нарушением самых простых правил и норм ухода за ребенком, фиксируются в самих семьях.

Зачастую, сама семья становится угрозой для ребенка, и далеко не всегда вследствие какого-либо социального неблагополучия. У вполне благополучных внешне родителей могут быть какие-либо психические отклонения или расстройства, проявляющиеся исключительно в вопросах воспитания своих детей.

Это возлагает дополнительную ответственность на общество, то есть на нас с вами.

Итак, что же делать, если вы узнали, что где-то нарушают права ребенка?

В первую очередь, если вы видите, что где-то происходит насилие над ребенком (на улице, в квартире по соседству и др.), необходимо обратиться в ближайшие к вам органы опеки и попечительства. Всю необходимую контактную информацию можно без проблем узнать в Интернете.

Необязательно выяснять территориальную принадлежность органов опеки, отказать вам не имеют права нигде. Если вы видите, что даже после вашего заявления ситуация не изменилась, не были приняты соответствующие меры, то можно воспользоваться институтом уполномоченного по правам ребенка. Он есть в каждом субъекте страны.

Практика показывает, что обращения, поступающие напрямую к уполномоченному по правам ребенка, имеют больший шанс на оперативное рассмотрение.

Если вы проживаете в небольшом населенном пункте и у вас не так сильно развито информирование населения об органах социальной защиты, необходимо самому узнать контакты всех органов, которые могут помочь в защите прав ребенка. Это, как уже было сказано выше, в первую очередь, приемная уполномоченного по правам ребенка в вашем регионе.

Так же необходимо знать координаты комиссии по делам несовершеннолетних, причем, она в обязательном порядке осуществляет взаимодействие со всеми школами. В каждом регионе обязательно есть орган социальной защиты населения, в Москве он называется Департамент труда и социальной защиты населения.

В регионах он может иметь и другие названия – управление, министерство, отдел, служба. Как он называется в вашем городе, можно узнать в приемной руководителя региона. Вам обязаны предоставить эту информацию! Если в вашем субъекте работают какие-либо правозащитные организации, можно прибегать и к их помощи, иногда она бывает более ценной и оперативной.

Однако перед тем, как вступать в тесное взаимодействие с общественной организацией, обязательно узнайте о ее работе как можно больше – прочитайте отзывы в Интернете, изучите официальный сайт, посмотрите, в какой деятельности общественная организация уже добилась успехов, возможно, у нее уже были какие-то совместные проекты с органами власти.

Если таких проектов не было, то лучше обойти организацию стороной, иначе можно нарваться на мошенников и откровенных преступников, которые под видом добрых дел могут только навредить.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в детском саду и в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику.

Если вы видите, что вашего ребенка унижают или издеваются над ним в школе или в детском саду, применяют к нему психологическое насилие, необходимо незамедлительно уведомить администрацию учебного учреждения.

Лучше сделать это при личной встрече с директором или его заместителем, дополнив письменным заявлением.

В настоящее время во многих школах в помощь родителям и педагогам работают такие специалисты, как социальный педагог и психолог, в обязанности которых входит проведение индивидуальной работы с учащимися и профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Ну, и, конечно, не стоит забывать, что общий контроль и надзор за соблюдением прав граждан осуществляет Прокуратура.

На действие или бездействие тех или иных лиц, или просто для того, чтобы исправить ситуацию и пресечь нарушения прав несовершеннолетних, всегда можно обратиться в Прокуратуру того субъекта, где вы проживаете. Особенно, если обращение в другие инстанции не дало результата.

Статистика показывает, что большинство судебных дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних, определяют оптимальные пути решения проблемы.

Но, в то же самое время, другие цифры говорят нам о том, что лишь малая часть такого рода разбирательств доходит до суда, именно в силу того, что доказать что-либо без честных свидетельских показаний невозможно. В таком случае ваша помощь, ваши показания, могут поставить решающую точку в борьбе за справедливость.

Если ситуация критическая и требует немедленного вмешательства (например, ребенка избивают прямо на ваших глазах), то необходимо сразу сообщить в полицию по телефону 02 или 112. По возможности окажите первую помощь. Иногда людей пугают тем, что посторонний не имеет права прикасаться к чужому ребенку, когда рядом есть родители или законные представители.

Но это правило не действует, если именно они и являются источником опасности. В таком случае, закон полностью на вашей стороне, а любое бездействие, наоборот, может быть расценено как преступление. Нужно, как минимум, немедленно поставить в известность органы правопорядка, о которых мы упомянули выше.

Не стоит этого бояться, ведь ваше внимание и неравнодушие, без лишнего преувеличения, могут спасти, чью-то жизнь.

Иван Долгов,
адвокат

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/chto_delat_esli_vy_stali_svidetelem_narusheniya_prav_rebenka/

Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье

Профилактика нарушений прав ребенка в семье

Светлана Радионова
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье

«Роль воспитателя по профилактике нарушения прав ребенка в семье»

Ионна златоуста:
«Из чего состоит мир? Из государств. А государства – из городов. А города? Города – из семей. И если не будет лада в семьях, и во всем мире пойдет разлад»

Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания.

Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

Педагог– главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье.

Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.

Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремится держать ребенка в страхе, воспитывать его забитым, безответственным, упрямым.

Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют, ни веры в свои силы, ни уважения к себе и окружающим. Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят.

Мы хотим, чтобы они были аккуратными, а они вечно чем-то перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.

«Счастье дается только знающим» – эти слова Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье.

В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;

трансляция родителям положительного образа ребенка;

работа по коррекции детско-родительских отношений.

Жестокое обращение с детьми.

Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами, их заменяющими, а также по вине или недосмотру родителей.

Формы жестокого обращения с детьми.

Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• угрозы в его адрес в словесной форме;

• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды,

• жилья, образования, медицинской помощи;

• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

• безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

• нежеланный ребенок;

• умственные или физические недостатки ребенка;

• «трудный» ребенок.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

• психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

• неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

• изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

• проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

• отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

• повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

• враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

• сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

• судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

• чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

• демонстрация “взрослого” поведения, интерес к вопросам секса.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны

подтвердить опасения:

• в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

• на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

• часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? – Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

• предположение подтверждается (не подтверждается);

• решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдерджки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

• индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Используемая литература:

1. Декларация прав ребенка ООН от 20.11.1959 года.

2. Конституция РФ, 1993г. (с изменениями от 9 июня 2001года).

3. Конвенция ООН о правах ребенка.

4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1959 года №223-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 года).

5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 20 июля 2000 года).

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-rol-vospitatelja-po-profilaktike-narushenija-prav-rebenka-v-seme.html

�������������� �� ������ ���� ���������� ���������������� ��������

Профилактика нарушений прав ребенка в семье
���������� �������, �������������� �� ������ ���� ���������� ���������������� �������� ���� ��� �28 ������ �������� ����������� �������

�������� �������:

����������� ����� “�����”:
62-23-42, 62-02-69

������� ������� ������� (�������������, ���������):

8-800-2000-122

�� �������� ��������, ������� “01”,����� �� ���� �������� ���� ���������, ������, ������� “03”, ����� � ��� ����� ����. � ���� ����������, ����� ����� ����?

�����������, ����� ����� ������ ���������, ���� ��������� �� ��������: – ��� ����� ������ �������� �������, ������� �������� �������������, � ������ �� ����� ������ ����������

����� ����� �������������� �� ������ �������?

��������, ��� ����� ������� ���������� ���������� ��� � ������ �������, ������������ �� � ������� ���������������� ������.

�� �������� �� ������ ��� ����� �����������, � �� ������������ � �������� � �����, ��������������� ���������, ����������� ����� �������� � ��������, �������� � ���������� � �����.

������ ������ ��������� �������, ������� ��������� ����� �������� ����� ����� � ������� �������� �������������� �� ����� ����������� ���������������� �������� � �������� ����� ������.

��������� ������ � �������� ��������������� ���������������� ���������� ��������:

  • �������� ����������� ���������� ���������������� ��������;
  • ������ ���� � �������� ��������� ������� � ������������������� ����������;
  • ������������ ��������� ������������ � ��������������� ����������;
  • ������������ �������� �������� � ��������� ��������;
  • ������������ ��������, ��������� � ������������ � �������� ������������ ��������;
  • ����������������� ��������������� ���������� ���������������� ��������.
  • ��������� ���������� �������������� ���������� ���� �������;
  • �������� ������ ��������� � ������� ��������� �������� �� �����, � ������������� ��������������� � ����������� ���������;
  • ������������ ��������� ���� �������.

�������� �������������� ����������� ���������� ������� “�� �����������” �� � �������, ����������������� ������ �������� ����� � ������ � ������� ��������������� ����������.

� ������� – ������-������� – ������ ���� ������������� ������������. ����������� ���������� �� ���������� ���������� – �� ��� �������� ������������ ��� ��������������� �� ������ �������.

������������ ��������������� �������������� �� ������������ �������. �������������� �� ��������� ����� ������������������ ������, ����������� � ��������, ������������ ������� �����, � ����������� ���� � ��� �������, ����� ������������ ���� ��������� ������������ ��� ����������� ������������ �������.

�������� ���� � ������ ���������������

���� ��������������� – ���������� ������� ������ � ����������� ��������, ������ ��� �����������.

��������� �������� ��������������� ��������:

  • ��������� ���������� �������������� ���������� ���� �������;
  • �������� ������ ��������� � ������� ��������� �������� �� �����, � ������������� ��������������� � ����������� ���������, ������������ � ����� ������� ��������������� �����;
  • ����������� �������������� �����, �������� � ����� �� �������� ������ ���� �������;
  • ���������� ��������� ����������� ���������� ���������������� ��������;
  • ����������� �������� ������ ���� � �������� ��������� �������.

� ����� ������������ �������������� ��������������� ���������� ��� �� ������ �������, ������������ ��, ����������� ������� “�� �������� ��������� ���� ������� � ��” �� 24 ���� 1998 �., ����������� � �������������� �����������, ���������� ����� � �������� �������, ������� �������������������� ���������� � ��������� ����������.

�������������� ��������� ���� � ������ ����� �� ������ ���� �������, ����������, ������������, � ����� � �������������, ���������� �������� ����� � ������ ���� ������� ���������.

������ ������������ ���������������

������������ ��������������� �� ������������ �������������� ������������ ���� �������� �������, �� �������� �� � �� ������ �� ���������� � �������� �� ��������� ��������������, ��������������� � ����������.

������������� ������������� � ������������ ��������������� �������� ������ ���� � �������� ��������� ������������������ ���������� ���������������� ��������.

�������������� �� ������ ���������� �������� � ������� ����� ��������� � ������ ���.

����� � ����������� ���������������

�������������� ��������� � �������� ����������� � ������ ���������������� ��������. �� �� ��������� �������������� �������, ���������� � ���������������� �������� � ����������� ������������ ����.

� ����� ���������� ����� ������� �������������� ����� �����:

  • �������� �����, ������������ ��������, ��������� ������� ������������ ��������������, ��������������� � ��������������� ������� � ��������� ��� ���������;
  • �������� ���������� �� ������� �������� �� ���� ���������� ���������������� ��������;
  • ��������� �������������� ��� ��������� �� ��������� �������� ��������������, �������������� ����� �������� ����� ��������� ����, ������ � ��������� �������;
  • ���������� �������� ������� �� ����������� ���������� ��� ������� ����� ������ ���������� ���� �������;
  • �������� ���� ���������� �� ����� ���������� ���������������� ��������;
  • ����������� � �������� ���������� � ������� ������������� ���������� ����� ������ � ����������, ����������� � ���������, ���������� � ����������;
  • ������������� ��������� ����������������� � ������ ������� ��� ����� �����, ��� � ��������.

�������������� ������:

  • ������������� ���������� ��������� ����� ���������������� �����������;
  • ������� ����������� � ������������ (���������� � ������) � ���������������� ������ � ����������������� ��������� ����������� � ������ ���� � �������� ��������� �������;
  • ���������� ���� ��� ���������� ���������;
  • ������������ ���� ������, ������ � �����������, ��� ������ ���������, ��� � �� ���������� �������� �� ����������� �������� � ��������� ���������� � ��������� ����, ������ � �������� ��������� ������� ������� �������������� �����, ��������������� ������ � ������������� �����;
  • �� ���������� ������� ��� ���������� � �������� ��������� �������� ��� �������� ���������;
  • ������������ ����, �������� � ������ ���������� �� �������� ����������� � ������ ���� � �������� ��������� �������;
  • ���������� � ������������ ������ � ������������ � ����������� ���������������, ����������������� ������������ � ��������� ����������� ���, � �������� ��� ��������� (������������) ������� �� ����������� ��������� ���� �������.

������� ������������ �������������� ����� (���������)

�������������� ������������� ������ ������ ���������� ���������������� �������� (�����������, ��������, ��������� �����������), ���������� ��������� �� ���� � ������ � ��������� � �������������� ���������������� ��������.

���� ����� �����

� ������� ��������: – �� ���; – �� ������ � ���������� ���������� (��� ������, �� �����������); – �� ������������ �������� � �������� ������������� �����������; – �� ����������� � ��.

� 6 ��� ����������� �����: – ��������� ������ ������� ������; – ��������� ������ �� ������������ ����������, ���������������� ���������� ��� ������� ������, � �������� ��������� ��� ������������ ���� ��� ��� ���������� ������������ � 8 ��� ����������� �����: – �� ������� � ������� ������������ ����������� � 10 ��� ����������� �����: – �� ���� ������ ������ ��� ������� � ����� ������ ������� � 14 ��� ����������� �����: – �������� ������� ���������� ���������� ���������; – �������������� ���������� � ��� ��� ������ ����� ����; – ������ �������� �� ��������� ������ �����������; – �������������� ������������� ����� ����������, ����������, ����� ��������; – �������������� ������������ ����� ������ ������������ �����, ���������� ��� ���������, ����������� ��� ������� ���������� ����� ���������������� ������������; – ��������� ����������� ��� �������� �� �������, ������� �������� ��������� � 15 ��� ����������� �����: – �������� � �������� ���������, �� ����� 24 ����� � ������ �� �������� ��������, ��������������� �������� ����������������� � 16-�� ��� ����������� ��������� �����: – �������� � ���� ��� ������� ������������ ������ � ���������� ������ �������� ��������������; – �������� �� ����� 36 ����� � ������ �� �������� ��������, ��������������� �������� �����������������; ���� ������ �����������; – ��������� ������� ��� �������� �� �������, ������� �������� ����������; – ���� ��������� ������������ � 18 ��� ������� ���������� ����������������,

�� ���� ����� ����� � ����������� ������ ���������� ��� ����� � �����������, � ����� ����� �� ���� �������� ������ ���������������.

���� � �������

Источник: http://www.28bal.ru/personnel/commissioner

Адвокат Соколов
Добавить комментарий