Рефлексия на занятиях в доу по фгос примеры

Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения

Рефлексия на занятиях в доу по фгос примеры

Примеры рефлексивных заданий при обучении информатике на занятиях в детском объединении включают рефлексию настроения и эмоционального состояния, рефлексию деятельности, рефлексию содержания учебного материала.

К сожалению, в традиционной модели обучения уделяется недостаточно внимания механизму самооценки, рефлексии. Поэтому развитие самооценки большинства учащихся находится на низком уровне – когда ученик не умеет, не пробует и не имеет потребности в оценке своих действий.

И только некоторые учащиеся имеют высокий уровень самооценки – когда, начиная решение нового задания, ребёнок может самостоятельно оценить свои потенциальные возможности и предвидеть результат.

Поэтому постоянное использование рефлексии на занятиях в системе дополнительного образования детей, позволяет создать условия эффективного развития самооценки обучающихся.

Детское объединение «Мир информатики» объединяет детей 8-11 лет. Занятия проводятся в каждой группе два раза в неделю по 2 урока в компьютерном классе. Состав каждой группы постоянный, всего в группе 10-12 детей.

Обязательным условием создания развивающей среды на учебном занятии в детском объединении «Мир информатики» является этап рефлексии. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Формы образовательной рефлексии на занятиях в детском объединении: устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений и т.д. Рефлексия может проводиться как после урока, так и после изучения темы или раздела.

При выборе того или иного вида рефлексии учитываются цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Формы образовательной рефлексии на уроках информатики различны – устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений и т.д.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале учебного занятия/урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Данная рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке.

Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии.

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент), компьютерные программы.

Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.      

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

красный цвет мягких тонов – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

«Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. При выполнении на компьютере выбор смайлика на экране.

Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно выполнять как в компьютерном варианте, так и без него, размещая изображения на доске и голосуя за них.

«Дерево творчества». По окончании дела, занятия/урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

         «Светофор». Дети сигналят карточками (или цветом на экране своего компьютера):

Зелёной – побольше таких дел,                  поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё,              интересно,

Красной – дело не понравилось,                скучно.

                «Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку. Применяю такой приём перед Новым годом.

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказочное дерево (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Педагог договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

«Почта». В конце занятия детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке, и переслать его на компьютер преподавателя по локальной сети. При отсутствии компьютеров или локальной сети «Почтальон» (учащийся) разносит письма по адресам.

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ.

Применение рефлексии деятельности в конце занятия/урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».

   Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: что учащийся умеет? Что может? Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели.

Учащийся не только осознает содержания материала, но осмысливает способы и приемы своей работы. Так как рефлексия может быть индивидуальной, коллективной или групповой, то учащиеся проявляют умение работать в разных режимах.

«Рефлексивный экран».Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно в тетради или текстовом редакторе на компьютере закончить следующие предложения.

Варианты:

      • “На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…”;
      • “Я похвалил бы себя…”;
      • “Особенно мне понравилось…”;
      • “После урока мне захотелось…”;
      • “Я мечтаю о …”;
      • “Сегодня мне удалось…”;
      • “Я сумел…”;

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

  1. На уроке я работал
  2. Своей работой на уроке я
  3. Урок для меня показался
  4. За урок я
  5. Мое настроение
  6. Материал урока мне был
  1. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересным / неинтересным

«Оценочная лесенка».Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

«Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Зарядка». Предлагаю через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

– присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

– присесть, немного согнув ноги в коленях, -невысокая оценка, безразличное отношение;

– обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

– поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

– поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

          «10 баллов».         Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“           0________10

„Мы“       0________10

„Дело“     0________10

«Благодарю». В конце занятия предлагаю каждому учащемуся выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Преподавателя из числа выбираемых следует исключить.

Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого обучающегося.

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

«Поезд» . На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.

Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.

Можно использовать только один жетон по усмотрению ребёнка.

«Бортовой журнал». Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей “бортового журнала”, которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить учащийся, важные вопросы.

«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

“Синквейн”. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

            «Таблица»

          Таблица – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Цель рефлексии  для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

К рефлексии можно относиться как к некоторому универсальному  способу мышления, который в отличие от понятийного способа, оперирует не понятиями и их взаимоотношениями друг с другом, а  величинами, отвечая на вопросы: Как? Зачем? Что мне это дало? В чем смыл того, что я делал для меня и для других? Имеет ли это отношение ко мне? Что мне с этим делать дальше?

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1этап – анализ своего настроения

           – анализ своих успехов

  1. этап – анализ работы одноклассников
  2. 3этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:

  • достичь поставленной рабочей цели;
  • сформировать хорошие групповые отношения.

Последовательность действий в ходе групповой рефлексии

  1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель.
  1. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли).
  2. Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели.
  3. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.
  4. Все, что делается на занятиях в детском объединении по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности:
  • Самостоятельность. Не преподаватель отвечает за учащегося, а учащийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Учащийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и педагога. 

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/dopolnitelnoe-obrazovanie/priemy-organizatsii-refleksii-na-zanyatiyah-detskogo-obedineniya

Рефлексия занятия как «занимательное дело»

Рефлексия на занятиях в доу по фгос примеры

Ирина Магасумова
Рефлексия занятия как «занимательное дело»

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.

Евгений Доманский

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Классификация рефлексии

1. По содержанию:

• устная рефлексия

• письменная рефлексия

2. По цели:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразна в начале образовательной деятельности с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности.

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера, «Дерево творчества», «Светофор», «Солнышко», «Цветик-многоцветик».

рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия. «Пантомима», «Дерево успеха», «Поезд», «Рефлексивный экран».

рефлексия содержания

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения (клише, пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…»).

3. По типу занятия:

• после усвоения содержания материала

• промежуточная рефлексия

• контрольная рефлексия

• итоговая рефлексия

4. По форме деятельности:

• индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)

• групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)

• фронтальная (выборочная)

• коллективная

5. По функции:

• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)

• интеллектуальная рефлексия

6. По способам проведения:

• анкета

• вопрос

• символ

• таблица

• ситуация

• рисунок

Функции рефлексии в педагогическом процессе (по С. С. Кашлеву):

• проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

• организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

• коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

• смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

• мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

• коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

То есть, ребенок будет активен (субъектом) только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

При взаимодействии с детьми педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающий четыре сферы человеческой сущности:

1) физическая рефлексия (успел / не успел);

2) сенсорная рефлексия (самочувствие: комфортно / дискомфортно);

3) интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовная рефлексия (стал лучше / хуже, созидал / разрушал себя / других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов, а значит, в дошкольном возрасте ее применение невозможно.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы:

Что он делал, или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

Как он участвовал в том, что происходило?

Какие при этом испытывал трудности? и т. д.

Потом вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось.

Развить рефлексивные способности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе». Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать.

В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок.

Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.

Ход: Инструкция: Мне нужно 2 участника для проведения игры

“У вас один лист бумаги и один карандаш. Ваша задача — не разговаривая, держась за один карандаш одновременно, нарисовать совместный рисунок на тему «Праздник» Время 3 минуты.

Задание понятно? Приступайте”. .

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Расскажи, что у вас получилось?

2. Получился ли у вас совместный рисунок?

3. Как вы договорились, что будете рисовать?

4. Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно?

5. Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?

6. Как вы их преодолели?

7. Вы доволен тем, что получилось?

8. Легко ли Вам было работать в паре?

9. Получил ли ты удовольствие от совместной работы?

10. Чему Вы сегодня научились?.

Особенности проведения рефлексии:

• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.

• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Целенаправленное обучение детей рефлексивной деятельности начинается со старшего дошкольного возраста и активно продолжается в начальной школе.

Рефлексия занятия как «занимательного дела»

это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.

Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире.

Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам.

Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.

Рефлексия

«Ресторан»Цель: выяснить получить обратную связь от коллег прослушеного доклада. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: Все коллегиМатериал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Проведение:

На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?»,

Педагог предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя.

Примечание: Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/refleksija-na-zanjatija-kak-zanimatelnoe-delo.html

Рефлексия в конце занятия в доу примеры по фгос

Рефлексия на занятиях в доу по фгос примеры

Третий участник встает между ними и изображает «жильца» — рака-отшельника. Водящий дает команды: — «Жильцы ищут домики». По этой команде «раки-отшельники» выходят из своих убежищ и стремятся занять новые, а «раковины» остаются на месте. — «Домики ищут жильцов». «Раки-отшельники» остаются на месте, а «раковины», не разжимая рук, перемещаются в поиске новых жильцов.

— «Буря». По этой команде все покидают свои места, «раки-отшельники» начинают искать себе новые убежища, а «раковины» — новых жильцов.

reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Интересные рефлексия для занятийфэмп в доу

На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности.

Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился. На уроках чистописания в начальной школе можно проводить рефлексию под названием «Знаки».

Упражнение «Карусель». Цель упражнения: — формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; — развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения

Занятия проводятся в каждой группе два раза в неделю по 2 урока в компьютерном классе.

Состав каждой группы постоянный, всего в группе 10-12 детей. Обязательным условием создания развивающей среды на учебном занятии в детском объединении «Мир информатики» является этап рефлексии.

Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Формы образовательной рефлексии на занятиях в детском объединении: устное обсуждение, письменное анкетирование на бумаге и компьютере, графическое изображение происходящих изменений и т.д.

Формы

Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»

2.

Актуализация мастер-класса. Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал всё.

— “Всё в твоих руках”. А я хочу сказать:

«Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным»

.

Действительно, все в наших руках.

Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте. Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.

Копилка рефлексии по ФГОС

Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. О-в Грусти Бермудский треугольник О-в Воодушевления О-в Просветления О-в.Удовольствия О-в Радости О-в Тревоги О-в Ожидания О-в Недоумения О-в Неопределенности О-в Наслаждения 4.

Метод «Зарядка» Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку.

Различные приемы рефлексии

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».

Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость» — На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Рефлексия в ДОУ МБДОУ «Березовский детский сад 3» СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ ЩЕТИНИНА С. Г. 2014 г. — презентация

Форма организации: индивидуальная групповая Во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная Рефлексия: Рефлексия: ( может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий.

содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Характеристика цветов Макса Люшера: ( Характеристика цветов Макса Люшера: (настроение по цвету ) Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

Приемы рефлексии на занятиях в дополнительном образовании

Например, «Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.

Рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.

Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

(приложение 1). 2. Рефлексия деятельности Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.

Приёмы рефлексии на занятиях

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью работы учащихся и соответствием их поведения социальным нормам.

Такого рода активность возникает только вследствие целенаправленных управленческих педагогических воздействий и благодаря правильной организации педагогической среды на уроке, которая позволяет обеспечить новое, современное, качество образования.

Под ним понимается формирование ключевых компетенций в сфере самостоятельной Раскрытие темы мастер-класса Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

Источник: http://pallada-sar.ru/refleksija-v-konce-zanjatija-v-dou-primery-po-fgos-46046/

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Рефлексия на занятиях в доу по фгос примеры

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, “держать руку на пульсе”.

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, “взгляд внутрь себя”. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории “понравилось / не понравилось”, “интересно / скучно”, “было весело / грустно”.

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных “тучек” будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.

После обязательно следует спросить 3-4 учеников: “Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.

Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • “Знаки” (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и “чертовщина”

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним “но”! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе.

    Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками.

    Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: “У одного учителя красный листочек означает “все понял”, у другого — “ничего не понял”, у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?” Это уже вопрос на засыпку.

    Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

Адвокат Соколов
Добавить комментарий