Сколько платить налог за земельный пай

Платить ли гражданам земельный налог за земельный пай

Сколько платить налог за земельный пай

 Документ : Платить ли гражданам земельный налог за земельный пай

Платить ли гражданам земельный налог за земельный пай

ВОПРОС: У меня есть земельный пай. Нужно ли платить за него земельный налог?

ОТВЕТ: Вначале откроем Закон Украины “О плате за землю” от 03.07.92 г N 2535-XII (далее – Закон N 2535). Согласно этому документу земельный налог в Украине должны платить собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов – участников соглашения о распределении продукции (ст.2 Закона N 2535).

Если земельный пай у гражданина арендует плательщик фиксированного сельхозналога, то собственника пая освобождают от уплаты земельного налога на основании п.20 ст.12 Закона N 2535.

Теперь давайте разберемся с ситуацией, когда земельный пай вообще никто не взял в аренду или его арендует предприятие, которое не платит ФСН. Казалось бы, Закон N 2535 однозначно требует от собственников паев платить налог. Но ответа на то, КАК и КОГДА это делать, в нем нет…

Во-первых, неизвестно с каких пор собственник земельного пая обязан платить налог В ст. 15 Закона N 2535 сказано: “Собственники земли и землепользователи платят земельный налог со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком”. Такое право, по ст.

125 Земельного кодекса Украины, возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком, то есть Государственного акта на право собственности на земельный участок или Государственного акта направо постоянного пользования земельным участком (ст. 126 Земельного кодекса Украины, постановление КМУ от 02.04.02 г. N 449). Собственники земельных паев имеют не указанные акты, а Сертификаты на право на земельную долю (пай), которые являются правоустанавливающими документами при реализации права требования на отвод земельной доли (пая) в натуре (на местности) (п. 17 Переходных положений Земельного кодекса Украины).

Во-вторых, невозможно рассчитать сумму налога с собственника земельного пая. Ставки земельного налога определены ст.6 Закона N 2535 с одного гектара (физического!) сельскохозяйственных угодий в процентах от их денежной оценки.

А в Сертификате на право собственности на земельный пай размер последнего указан в условных кадастровых гектарах.

До выделения земельного пая в натуре никто не знает, сколько “обычных” гектаров придется на этот пай – 5 условных гектаров при выделении их на местности легко могут превратиться на 3 гектара чернозе мов или на 8 гектаров песка, поросшего кустами…

Кроме того, собственник сертификата на земельный пай может знать только денежную оценку условного кадастрового гек тара. А это совершенно иное дело, чем денежная оценка физического гектара. Вот и выходит, что законного спосо ба установить сум му налога, которую должен уплатить соб ственник земельного пая, нет.

Следовательно, законодательство НЕ устанавливает для собственников земельных паев:

– ни даты, с которой у них возникает обязанность платить земельный налог;

– ни базы налогообложения. Из всего сказанного можно сделать вывод: до законодательного урегулирования порядка уплаты земельного налога собственниками земельных паев любая попытка рассчитать налог не будет иметь под собой законных оснований.

Вместе с тем не исключено, что некоторые работники налоговых органов с этим выводом не согласятся и исчислят налог (напомним, что согласно ст. 14 Закона N 2535 за граждан земельный налог рассчитывает налоговая инспекция) по тем данным, которые есть: условная кадастровая площадь пая и ее условная стоимостная оценка.

Здесь уместно вспомнить норму пп.4.4.1 п.4.4 ст.4 Закона Украины “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” от 21.12.2000 г.

N 2181-III: “Когда норма закона либо иного нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или когда нормы различных законов либо различных нормативноправовых актов предполагают неоднозначное (множественное) трактование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика , так и контролирующего органа, решение в пределах апелляционного согласования принимается в пользу налогоплательщика. Таким образом, у тех плательщиков, которым “не понравится” исчисленная сумма налога (о ней они узнают из полученного от налоговиков платежного уведомления), есть все основания для обжалования решения контролирующего органа в порядке административного обжалования. Об этой процедуре Вы можете прочитать в газете “Все о бухгалтерском учете” N 113 за 2002 год на стр. 18.

“Все о бухгалтерском учете” N 10(798), 31 января 2003 г.
Подписной индекс 35200

Источник: http://cons.parus.ua/_d.asp?r=01QLUa5f1200bf6016928c69b5814224f1a6b

Можно ли избежать уплаты налога на землю?

Сколько платить налог за земельный пай

«ФАКТЫ» уже рассказали своим читателям о двух «имущественных» налогах, квитанции о которых должны быть разосланы до 1 июля: о налоге на автомобили и на недвижимость.

Однако у нас есть еще третий «имущественный» налог, который наши сограждане уплачивают каждый год, — налог на землю. И квитанции о его уплате также должны быть разосланы до 1 июля.

О том, кто платит налог на землю, на какие земельные участки он распространяется и можно ли избежать его уплаты, «ФАКТАМ» рассказал партнер юридического объединения ID LegalGroup Олег Добровольский.

— Начнем с главного. Кто платит земельный налог?

— Его обязаны платить физические лица, которым принадлежит право собственности на земельные участки.

— Какие именно земельные участки?

— Все паи, которые находятся в собственности физических лиц. Это могут быть участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), земельные участки сельскохозяйственного назначения, для садоводства, для личных сельских хозяйств, огородничества и так далее.

— Относятся ли к объектам, с которых платится налог, дачные участки?

— Да, относятся, и не только дачные. Объектами такого налогообложения являются земельные участки, занятые садовыми и дачными домами физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокоса и выпаса скота.

Очень важным условием для определения объекта налогообложения земельным налогом является то, что этот участок находится в собственности такого физического лица.

— А участки земли, на которых стоят обычные дома в селе?

— Применяются те же правила, что и для дачных участков. Это земельные участки для личных сельских хозяйств.

— При каких условиях считается, что земельный участок находится именно «в собственности»? Он должен быть оформлен должным образом?

— Если земельный участок зарегистрирован в Государственном земельном кадастре и имеет кадастровый номер, то считается законодательно оформленным.

— А если участок не оформлен и у него нет номера?

— Действительно, есть такие случаи. Земельные участки, на которые право собственности получено до 2004 года, не имеют кадастрового номера. Но при этом они считаются сформированными в соответствии с Законом Украины «О государственном земельном кадастре».

Отсутствие кадастрового номера говорит о том, что сведения о таком участке не внесены в Государственный реестр земель. Этот недостаток правового режима земельного участка легко исправить, подав соответствующее заявление от имени владельца.

— Какой именно налог платится с земли? По какой ставке?

— Ставка земельного налога устанавливается исключительно решением органа местной власти на территориях, где находятся земельные участки. Однако есть ограничение — она не может быть больше трех процентов от нормативной денежной оценки участка (с учетом коэффициента индексации).

— А как люди узнают, сколько стоит их участок?

— Каждое физическое лицо, которому принадлежит право собственности на земельный участок, вправе получить информацию о своем участке по его кадастровому номеру. Для этого нужно обратиться в центр предоставления административных услуг или заказать выписку в электронном виде о нормативной денежной оценке земли на сайте Госгеокадастра.

Для получения услуги Госгеокадастра физическому лицу необходимо осуществить следующие действия:

  • зайти на вышеупомянутый интернет-адрес;
  • зарегистрироваться в электронном кабинете с помощью электронной почты, электронной цифровой подписи или платежной карты банка (BankID);
  • в окне электронного кабинета «Е-сервисы», в разделе «НДО», заполнить заявку для получения выписки. Обязательно указать кадастровый номер земельного участка, ФИО заявителя, заполнить другие поля формы заявки, дать согласие на обработку персональных данных заказчика и «отправить» заявку.

После обработки запроса на электронный адрес заявителя придет письмо с информацией, как получить заказанную выписку из технической документации НДО.

Услуга предоставляется бесплатно. Срок исполнения — не более трех рабочих дней с даты получения заказа.

— А каким образом контролирующий орган получает информацию о нормативно-денежной оценке земельных участков? Я должна ее самостоятельно предоставить налоговой службе?

— А вот тут у нас произошли изменения — с 1 января 2018 года вступили в силу изменения относительно процедуры получения контролирующими органами информации о нормативной денежной оценке земельных участков.

— Какие именно?

— Теперь Государственное агентство земельных ресурсов направляет фискальному органу информацию (в электронном виде) о проведенной нормативно-денежной оценке земельных участков по состоянию на 1 февраля 2018 года. Эту информацию контролирующий орган публикует на своем официальном сайте.

Таким образом, на официальном сайте фискального органа размещается сводная информация о размере установленных ставок земельного налога и нормативной денежной оценке земельных участков на соответствующих территориях.

— Ясно. А если не была проведена нормативная денежная оценка участка?

— В случае, если такая денежная оценка земли отсутствует, базой налогообложения будет площадь земельного участка. Она указана в документе, который подтверждает право собственности на землю: в свидетельстве о праве собственности на недвижимое имущество.

— Так, я совсем запуталась. Кто должен определить, какой земельный налог нужно уплатить человеку — сам человек или фискальная служба?

— Рассчитывают и определяют сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет, исключительно контролирующие органы по месту нахождения земельного участка.

— Когда?

— Решение об уплате земельного налога направляется контролирующим органом по почте или вручается налогоплательщику по месту его регистрации до 1 июля.

Но я вам хочу сказать, что в связи с внесенными в Налоговый кодекс изменениями с 2018 года физическое лицо — собственник земельного участка освобождается от штрафа и пени за несвоевременную уплату земельного налога, если контролирующий орган не направил либо не вручил решение в срок до 1 июля.

— Понятно. То есть, если мне до 1 июля никаких решений и квитанций не пришло, то это не моя забота?

— С 2018 года — да. В случае, если контролирующий орган не выносит решения об уплате налога или физическое лицо не получает такое решение, ответственность собственника земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

— Тогда очень важным является ответ на вопрос: в каком случае считается, что налоговое решение является врученным?

— Нормами действующего законодательства определено, что решение считается врученным физическому лицу в следующих случаях:

  • если решение направлено по месту жительства с уведомлением о вручении;
  • вручено лично физическому лицу или его представителю.

— А если я отказываюсь брать решение?

— Есть четкие позиции, которыми определено, когда решение считается врученным физлицу. Если его вручили лично гражданину или его представителю, а также, когда отправили по адресу местожительства с уведомлением о вручении.

Если почта не может вручить такое решение в случае отсутствия владельца по месту жительства или он отказывается принять решение, получать письмо, либо не пришел за письмом в почтовое отделение, то налоговое уведомление-решение все равно считается врученным со дня, отмеченного почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

— Имеет ли право контролирующий орган начислить земельный налог за 2018 год после законодательно определенного срока — после 1 июля 2018 года?

— Да. Новшества, вступившие в силу с января 2018 года, предусматривают, что контролирующие органы имеют право начислить физическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, земельный налог за 2018 год не позднее 1095 дней (трех лет) от последнего дня предельного срока уплаты земельного налога за 2018 год.

То есть налоговая служба может начислять земельный налог за 2018 год до 1 июля 2021 года.

— Понятно. В какой срок нужно заплатить земельный налог?

— Физическое лицо — собственник земельного участка должен уплатить налог в течение 60 дней со дня вручения решения об уплате.

— А какое наказание предусмотрено для тех, кто не уплатил налог?

— В случае получения решения от контролирующего органа и неуплаты налога в течение 60 дней законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа и пени.

— За какой период будут начислять земельный налог в 2018 году?

— За отчетный 2018-й год.

— То есть наперед?

— Фактически — да.

— А если я заплачу налог в июле, а в августе продам участок?

— В случае перехода права собственности на земельный участок в течение 2018 года уплата земельного налога осуществляется двумя владельцами.

Предыдущий платит налог за период с 1 января 2018 года до начала месяца, в котором прекратилось его право собственности на такой участок.

А новый владелец земли должен уплатить налог с того месяца, в котором он приобрел право собственности.

— Но ведь я уже полностью уплачу налог в июле!

— В таком случае предыдущий владелец земли должен предоставить фискальной службе информацию о переходе права собственности на участок.

— А деньги мне вернут? Как?

— Предыдущий владелец предоставляет в контролирующий орган оригиналы документов о переходе права собственности на земельный участок.

Контролирующий орган в течение десяти рабочих дней проводит перерасчет суммы земельного налога и отправляет или вручает физическому лицу новое налоговое уведомление-решение.

Предыдущее же считается отмененным или отозванным. А сумма переплаты по этому налогу должна быть возвращена.

— Допустим, мне не пришло решение до 1 июля, но я очень сознательный гражданин и хочу заплатить налог. Я могу это как-то сделать?

— Да. В случае, когда плательщик не получает решение, или владелец участка имеет право на пользование льготой, либо меняется собственник, то человек вправе обратиться в фискальные органы (по месту нахождения земельного участка) и предоставить соответствующие документы.

— Кстати, а если мне пришло решение по моему участку, но оно не соответствует его площади — вместо шести соток мне посчитали налог на 60 соток?

— В случае выявления несоответствия данных (площадь участка, право на пользование льготой, размер ставки налога, начисленная сумма налога) физическое лицо имеет право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган для проведения сверки данных.

Если контролирующий орган выявляет несоответствия на основании предоставленных к проверке физическим лицом оригиналов документов, то в течение десяти рабочих дней осуществляет перерасчет налога и направляет или вручает новое налоговое решение.

Предыдущее решение считается отмененным.

Кроме того, владелец участка имеет право в административном порядке обжаловать решение в течение 30 дней после получения квитанции.

— А кому предоставляются льготы по уплате земельного налога?

— От уплаты земельного налога, в соответствии с законодательством, освобождаются следующие лица:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны»;
  • физические лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и официально признанные законом.

Очень важно: с 1 января 2018 года было отменено ограничение применения льготы для одного вида участка.

— Что это значит?

— А то, что с 2018 года применение льгот распространяется на участки по каждому виду использования в пределах граничных норм. До 2018 года эта льгота касалась только одного участка каждого вида.

Допустим, физическое лицо имеет в собственности два или больше земельных участков одного вида использования, и общая сумма этих участков превышает льготные нормы. В этом случае возникает необходимость самостоятельного выбора того земельного участка, который будет освобожден от уплаты налога на землю.

Рассмотрим на примере.

В собственности у физического лица находится два земельных участка. Целевое назначение одинаковое — для ведения садоводства. Площади участков 0,07 га и 0,08 га. Общая суммарная площадь 0,15 га. В соответствии с Налоговым кодексом, льготная норма для такого вида земельного участка (для ведения садоводства) составляет не более 0,12 га.

Поскольку общая площадь этих двух участков превышает льготные 0,12 га, значит, необходимо выбрать из них (0,07 га или 0,08 га) один, который будет льготным. И предоставить в фискальный орган письменное заявление. Тогда за него не придется платить земельный налог.

Но сделать это нужно было до 1 мая 2018 года.

* Фото Светланы ЕЛШАНСКОЙ, «ФАКТЫ»

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/273266-mozhno-li-izbezhat-uplaty-naloga-na-zemlyu

Как правильно платить земельные налоги в Украине

Сколько платить налог за земельный пай

В декабре Верховная Рада и Кабмин активно занялись переписыванием земельного законодательства: от продления моратория на продажу земли и земельной децентрализации до изменения порядка регистрации прав собственности на землю и запуска системы онлайн регистрации договоров аренды сельхозземель.

  • В Украине перепишут строительные правила: что это даст новоселам

Есть также предложение от Президента страны об уплате налога с доходов физлиц, арендующих землю с/х назначения по месту регистрации участка, а не так как сейчас — по месту регистрации самого арендатора. Как ожидается, это новшество позволит покончить со скрытой арендой земли без уплаты налогов. По предварительным оценкам, речь идет о 30%
всех земельных ресурсов Украины.

UBR.ua выяснил у юристов, какие налоги и когда должны платить владельцы и арендаторы земельных участков.

Земельные правоотношения регулирует Земельный кодекс. Порядок внесения платы за землю — земельного налога и арендной платы — регламентируется ст.269-289 Налогового кодекса.

  • Как и почему банки проверяют и блокируют деньги украинцев: новые истории

С 2015 года плата за землю трактуется Налоговым кодексом (ст.14) как обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога или арендной платы (если речь идет об участках государственной и коммунальной формы собственности).

«Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли (НДО), с учетом коэффициента индексации, а в случае отсутствия такой оценки, площадь земельных участков», — уточнил UBR.ua управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз.

Как пояснила финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко, индекс инфляции за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации, применяется со значением:

  1. для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) — 100 %;
  2. для земель несельскохозяйственного назначения — 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно было применять следующие коэффициенты:

  1. для сельхозугодий — 1,0;
  2. для прочих земель — 1,06.

Нормативная денежная оценка проводится по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Она проводится не реже чем раз в 5-7 лет для земель в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также сельхозземель за пределами городов и сел. Для прочих земель за пределами населенных пунктов этот интервал больше — 7-10 лет.

  • Украинцев могут лишить льгот при оплате налога на землю

В частности, порядок оценки сельхозземель утвержден приказом Минагропрода №262 от 23 мая 2017 года, а сама методика оценки — постановлением КМУ №831 от 16 ноября 2016 года. Справку об оценке земли выдает местное отделение Госгеокадастра.

Сколько платить

Ставка налога на земельный участок, нормативная денежная оценка которого проведена, устанавливается местными советами в размере не более 3% от такой оценки. Для земель общего пользования (дороги, проезды, парки, пляжи и тому подобное в зоне населенных пунктов) — не более 1% от оценки.

Для сельхозугодий применяется вилка ставок: не ниже 0,3%, но не более 1% от нормативной оценки земли (до 1 января 2017 года нижняя граница не устанавливалась).

При этом для предприятий, которые имеют госакты на постоянное землепользование, применяется максимальная ставка 12% от НДО, за исключением земель коммунальной и государственной форм собственности.

Учитывая, что Земельный кодекс (ст.

92) дает право постоянного пользования только госпредприятиям и коммунальным компаниям, эта норма фактически вынуждает компании либо оформлять землю в собственность, либо заключать договор аренды.

«Если земли находятся в постоянном пользовании частного бизнеса, ставка налога будет не больше 12%. Размер арендной платы устанавливается договором аренды, но он не может быть ниже ставки земельного налога, установленного для такой категории земель и не может быть выше 12%», — объяснил UBR.ua юрист ЮФ ILF Арсен Бучковский.

  • В Приватбанке произошел обыск: причины называют разные

Годовая сумма платежа (п. 288.5 НК) не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на конкретной территории. Предельный размер арендной платы (12% НДО) может быть превышен только в случае определения арендатора на конкурентной основе.

При расположении земельного участка за пределами населенного пункта и отсутствии оценки, ставка налога на землю устанавливается в размере не более 5% от НДО единицы площади пашни по конкретной области. Для сельхозугодий опять-таки не менее 0,3%, но не более 5% от оценки единицы площади пашни по области.

Кто платит

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом, кроме того существуют особенности при оплате земельного налога плательщиками единого налога.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Как рассказал Виктор Мороз, начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления. Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

  • Людям начислят солидный штраф за просроченный налог на недвижимость

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 ст. 288 НКУ).

«При этом, физлица-предприниматели, при уплате налога за землю могут воспользоваться механизмом упрощенного налогообложения с оплатой фиксированного единого налога», — рассказал Виктор Мороз.

Юрлица же ежегодно самостоятельно рассчитывают размер платы за землю по состоянию на 1 января нового года (п. 286.2 НК) для подачи отчетности. Как пояснил Арсен Бучковский, компании сами обязаны подать декларацию по земельному налогу не позднее 20 февраля с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам.

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

«При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%», — отметил Виктор Мороз.

  • Домик на лето: как выросли цены под Киевом

По словам Арсена Бучковского, если юрлицо арендует землю у физлица, то арендатор обязан удержать и заплатить налог с дохода арендодателя в роли его налогового агента.

«Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор», — сказал он.

Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

«Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании заключенного в установленном порядке договора аренды», — подчеркнула UBR.ua финансовый аналитик EternaLaw Зоя Кравченко.

Следует помнить, что физлицо-предприниматель, будучи плательщиком единого налога, не может сдавать в аренду земельные участки площадью более 0,2 га. А предприниматель на общей системе налогообложения заплатит те же налоги, что и физические лица.

Льготы и штрафы

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  1. инвалиды первой и второй группы;
  2. граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  3. пенсионеры (по возрасту);
  4. ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  5. пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

Как пояснил юрист ООО «ЮКК Де-Юре» Владислав Мартынчук, все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  1. для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  2. для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  3. для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  4. для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  5. для ведения садоводства — 0,12 га.

«Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога», — объяснил Арсен Бучковский.

Кроме того, в случае передачи физическим лицом земельного пая в аренду плательщику единого налога 4-й группы (сельхозпредприятия), такое лицо освобождается от уплаты налога за данный земельный участок. Но это не распространяется на уплату арендной платы — условия ее уплаты регулируются договором аренды.

«Плательщики 4 группы единого налога не платят земельный налог за земельные участки сельскохозяйственного назначения находящиеся в их собственности, однако стоит отметить что такие земельные участки являются базой для налогообложения единым налогом», — заметил Владислав Мартынчук.

  • У государства можно бесплатно получить конфискат в виде жилья или авто

Плательщики 1-3 группы единого налога освобождаются от уплаты налога на земельные участки, которые они используют в своей хозяйственной деятельности.

Также от уплаты налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные комплексы, общественные организации инвалидов, предприятия и учреждения, организованные такими организациями, базы олимпийской и параолимпийской подготовки, учебные заведения.

При этом предприятия организаций инвалидов для получения льготы должны иметь в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.

За неуплату налога в срок, по словам юристов, физлиц ждет штраф в размере 10% суммы долга (при задержке на 30 дней) или 20% при большем сроке плюс пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

Юрлиц могут оштрафовать за неподачу декларации по плате за землю, за нарушение порядка заполнения налоговой декларации, за несвоевременную уплату налога за землю, за нарушение сроков внесения арендной платы.

Источник: https://ubr.ua/finances/taxes/kak-pravilno-platit-zemelnye-nalohi-v-ukraine-3860302

Плата за землю для физических лиц

Сколько платить налог за земельный пай

Плата за землю — это общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Земельный налогэто обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей.

Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственностиобязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Рассмотрим, как начисляются суммы земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, надлежащие к уплате физическими лицами.

Начисление сумм земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности

Как начисляются суммы земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, подлежащие уплате физическими лицами?

Учет физических лиц — плательщиков налога и начисление соответствующих сумм платы за землю согласно п. 287.2 ст. 287 Налогового кодекса проводятся ежегодно до 1 мая.

Основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра (п. 286.1 ст. 286 Налогового кодекса).

Начисление физическим лицам сумм налога проводят территориальные органы Миндоходов Украины, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по установленной форме.

Согласно п. 288.7 ст. 288 Налогового кодекса порядок исчисления арендной платы, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяются в соответствии с требованиями статей 285 — 287 этого Кодекса.

При этом основанием для начисления арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности являются договоры аренды земельных участков.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, заключающие договоры аренды земли, должны до 1 февраля представлять в территориальный орган Миндоходов Украины по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий территориальный орган Миндоходов Украины о заключении новых, внесении изменений в имеющиеся договоры аренды земли и их расторжении до 1 числа месяца, следующего после месяца, в котором состоялись указанные изменения (п. 288.1 ст. 288 Налогового кодекса).

Начисление гражданам сумм земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности проводится территориальными органами Миндоходов Украины, которые выдают до 1 июля текущего года налоговые уведомления-решения о внесении земельного налога или арендной платы.

Суммы земельного налога и арендной платы, указанные в налоговых уведомлениях-решениях, подлежат уплате в течение 60 дней со дня их вручения.

Следует отметить, что граждане, имеющие основания для получения льгот по уплате земельного налога, должны предоставить в территориальные органы Миндоходов Украины документы, удостоверяющие их право на льготу.

Приобретение жилого дома

Если физическое лицо приобрело жилой дом, должно ли оно уплачивать земельный налог?

Статьей 269 Налогового кодекса установлено, что плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

В ст. 270 Налогового кодекса указано, что объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

В соответствии со ст. 120 Земельного кодекса в случае получения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, находящиеся в собственности, пользовании другого лица, прекращается право собственности, право пользования земельным участком, на котором расположены эти объекты.

К лицу, которое получило право собственности на жилой дом, здание или сооружение, размещенные на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на которой они размещены, без изменения его целевого назначения.

Если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, находящемся в пользовании, то в случае получения права собственности на эти объекты к получателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, что и у предыдущего землепользователя.

В соответствии с п. 286.6 ст. 286 Налогового кодекса за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в его пользовании, с учетом придомовой территории.

В ст. 286 Налогового кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога служат данные Государственного земельного кадастра.

В соответствии с п. 287.8 ст. 287 Налогового кодекса собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Граждане Украины получают право собственности на земельные участки на основании приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, других гражданско-правовых соглашений, приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование (ст. 81 Земельного кодекса).

В соответствии со ст. 131 Земельного кодекса граждане и юридические лица Украины, а также территориальные объединения и государство имеют право приобретать в собственность земельные участки на основании мены, ренты, дарения, наследования и других гражданско-правовых соглашений. Заключение таких соглашений осуществляется согласно Гражданскому кодексу с учетом требований Земельного кодекса.

Таким образом, если субъект хозяйствования или физическое лицо приобрело жилой дом, здание (его части) или сооружение на основании договора купли-продажи, мены, дарения, наследования и на других условиях гражданско-правовых соглашений, то к нему переходит право пользования этим земельным участком, а земельный налог уплачивается со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком и в соответствии с целевым (хозяйственным) назначением на основании данных Государственного земельного кадастра.

Применение функционального коэффициента при определении нормативной денежной оценки земельного участка по истечении срока действия разрешения на выполнение строительных работ

Какой функциональный коэффициент применяется при определении нормативной денежной оценки земельного участка по истечении срока действия разрешения на выполнение строительных работ?

В соответствии с п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% этой оценки.

Согласно Порядку № 18/15/21/11 коэффициент Кф, характеризующий функциональное использование земельного участка, занятого текущим строительством и отведенного под будущее строительство, равен 0,5.

Указанный уменьшенный коэффициент применяется до момента ввода в эксплуатацию объекта строительства (срока действия разрешения на выполнение строительных работ).

По истечении срока указанного разрешения к земельному участку применяется соответствующий функциональный коэффициент, который зависит от типа здания (земли ресторанов2,5, земли торговли2,5, земли промышленности1,2).

Ответственность за нарушение правил уплаты

Какие штрафные санкции предусмотрены для физических лиц — землевладельцев и землепользователей и арендаторов за нарушение установленных Налоговым кодексом сроков уплаты сумм платы за землю?

Законом № 3609 были внесены изменения в п. 126.1 ст. 126 Налогового кодекса, согласно которым с 06.08.2011 г.предусмотрена ответственность в виде штрафов налогоплательщиков в случае неуплаты согласованной суммы денежного обязательства в течение сроков, определенных этим Кодексом.

В соответствии с п. 286.5 ст.

 286 Налогового кодекса начисление физическим лицам сумм налога проводится территориальными органами Миндоходов Украины, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 этого Кодекса, то есть плательщик — физическое лицо до 1 июля текущего года согласовывает сумму денежного обязательства по плате за землю с физических лиц.

Таким образом, с 06.08.2011 г. для физических лицземлевладельцев и землепользователей и арендаторов, с которыми согласована сумма денежного обязательства по плате за землю, применяется штрафная (финансовая) санкция в следующих размерах:

при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства,в размере 10% погашенной суммы налогового долга;

при задержке свыше 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства,в размере 20% погашенной суммы налогового долга. 

Размещение на приусадебном участке объекта торговли

Как должен уплачивать плату за землю собственник приусадебного участка, разместивший на своем участке объект торговли (магазин, киоск или павильон)?

Статьей 38 Земельного кодекса установлено, что к землям жилищной и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, используемые для размещения жилищной застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Таким образом, при размещении на собственном приусадебном участке объекта торговли целевое назначение земельного участка изменяется, поскольку эти земельные участки относятся ко второй категории земель.

Гражданину — собственнику приусадебного участка, намеренному разместить на указанном участке объект торговли (либо переоборудовать в объект торговли гараж или другое здание), следует получить разрешение в местных органах архитектуры и градостроительства на размещение такого объекта или переоборудование здания.

Дополнительные правоустанавливающие документы на земельный участок, кроме государственного акта на право собственности на земельный участок, в таком случае не представляются.

В соответствии с абзацем третьим п. 3.

5 Порядка № 18/15/21/11 коэффициент функционального использования для земельных участков смешанного использования определяется как средневзвешенное (по площади) значение коэффициентов функционального использования отдельных частей земельного участка смешанного использования. Основанием для выделения частей земельного участка разного функционального использования являются только утвержденные данные инвентаризации земельного участка и землеустройства.

Согласно п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса ставка налога на земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% этой оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 этого Кодекса.

В соответствии с п. 275.1 ст. 275 Налогового кодекса ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливаются в зависимости от численности населения в населенном пункте.

Согласно п. 275.3 ст.

 275 Налогового кодекса ставки налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы, исходя из ставок налога, установленных п. 275.1 этой статьи, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не более трехкратного размера этих ставок налога с учетом коэффициентов, установленных пунктом 275.2 этой статьи.

В соответствии с п. 276.1 ст.

 276 Налогового кодекса налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими товариществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 этого Кодекса.

Поэтому гражданинсобственник приусадебного участка, разместивший на указанном участке объект торговли (либо переоборудовавший в объект торговли гараж или другое здание), например магазин, киоск или павильон, должен уплатить плату за землю по двум ставкам налога.

За площадь под зданием (магазином, киоском или павильоном) с учетом придомовой территории рассчитывается ставка налога согласно ст. 274 Налогового кодекса (1%), а за площадь, занятую жилищным фондом, ставка рассчитывается согласно этой статье с учетом п. 276.1 ст.

 276 этого Кодекса (1% × 3%).

Статья 35 Закона № 858 указывает, что инвентаризация земель проводится в целях установления местоположения объектов землеустройства, их границ, размеров, правового статуса, выявления земель, которые не используются, используются нерационально или не по целевому назначению, выявления и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, установления количественных и качественных характеристик земель, необходимых для ведения Государственного земельного кадастра, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель и принятия на их основе соответствующих решений органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Заказчиками документации по землеустройству могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, землевладельцы и землепользователи.

Следовательно, лицо, разместившее на собственном приусадебном участке объект торговли, должно заказать разработку вышеуказанной документации (в соответствующей землеустроительной организации) и извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка (в местном органе земельных ресурсов), на основании которых будет рассчитывать размер платы за землю и уплачивать плату за землю по двум ставкам налога.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/5820

Адвокат Соколов
Добавить комментарий