Социальная классификация лиц с овз

Систематика и статистика специальной педагогики. Классификации нарушений

Социальная классификация лиц с овз

        Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их      универсальной классификации.

Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания.

Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

        Как было установлено в предыдущем разделе, в качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возможностей), в англоамериканской профессиональной речевой среде — handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

      причины нарушений;       виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;       последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.       В основе последней педагогической классификации (М. Варнок, 1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.       Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:     глухие;     слабослышащие;     позднооглохшие;     незрячие;     слабовидящие;     лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с                                       нарушениями эмоционально-волевой сферы;     лица с нарушением интеллекта;     дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с        тяжелыми нарушениями речи;     лица со сложными недостатками развития.     Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма: телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

       Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более значима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.

       В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.

:       врожденное нарушение развития;       несчастный случай, стихийное бедствие;       производственная травма;       профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения               возможностей;       дорожно-транспортное происшествие;       участие в боевых действиях;       экологические преступления;       болезнь;       прочие причины.

      Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.

     Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека — на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.       Английские специалисты (М.

Варнок, 1979) предложили перекрестную классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения.

Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.

       Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-значимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.

       Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.

 Статистика специальной педагогики        Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития.

Большинство цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности.

        Тем не менее, абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, так как многие страны имеют свои, отличающиеся от других критерии выделения лиц с ограниченными возможностями.

Особенно сложен сбор статистических данных в развивающихся странах, где специфические социокультурные условия и недостатки обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные и адекватные, например европейским критериям, данные о количестве различных категорий лиц с ограниченными возможностями.

       Характер статистических данных той или иной страны определяется также уровнем ее цивилизованности, качеством медицинской, социальной и педагогической помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития первое место по частоте занимают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха.

В странах, где планка образовательного уровня поднята высоко (Финляндия, Швеция, США, Германия), одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике.

В развивающихся странах наличие таких нарушений статистика не отражает, так как преобладающая неграмотность детского населения не позволяет выделить эту проблему.

       Тем не менее, сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп.

Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%.

Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс, человек приходится З слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испытывающихобразовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.

         В разных возрастных категориях разный (больше—меньше) процент тех или иных нарушений развития (это изменения, обусловленные возрастом, т. е. физиологическими закономерностями развития человека в различные возрастные периоды). Так, в возрастной группе людей после 50 лет заметно возрастает число страдающих нарушением слуха.          В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.          Приведем некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации.

         В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми.

         Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

        К системе школьного специального образования России относятся: 1461 школа для детей с нарушением интеллекта, где обучаются 207836 учащихся; 84 школы-интерната для глухих детей с 11413 учащимися; 75 школ-интернатов для слабослышащих детей с 10963 учащимися; 3040 незрячих учеников обучаются в 18 школах-интернатах для слепых детей, 61 школа-интернат для слабовидящих, где обучаются 8605 учеников; 44 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают помощь 6171 учащемуся; 69 учреждений для детей с задержкой психического развития, где обучаются 12562 учащихся; 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются 11 362 ребенка.

        В 15% случаев нарушений интеллекта речь идет о детях с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненными другими недостатками развития — нарушениями слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата и др. до недавнего времени эта категория детей квалифицировалась как необучаемая (в общепринятом смысле школьного обучения). Поэтому часто эта категория лиц с ограниченными возможностями остается вне образовательного пространства, хотя сегодня доказано, что при систематической и профессионально выполняемой коррекционно-педагогической работе эти дети способны к освоению простейших форм социального поведения, общения, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, что, безусловно, также является обучением. Тем не менее, эти дети находятся в большинстве случаев в закрытых интернатных учреждениях — интернатах социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую для них коррекционно-педагогическую помощь. Сегодня в нашей стране около 32 тыс. таких детей и подростков.        К системе специального образования относятся специальные классы в образовательном учреждении (школе) общего назначения, предназначенные для разных категорий учащихся с нарушениями развития, преимущественно для детей с нарушениями интеллекта. В настоящее время число обучающихся в них детей составляет около 200 тыс. человек. Около 34 тыс, детей и подростков с ограниченными возможностями обучается на дому или в школах индивидуального (надомного) образования.

        Таким образом, более 500 тыс, детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования.

Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике).

Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.

         Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах.

Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8—1З лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения).

         В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности здоровья которых ограничены вследствие хронических заболеваний.

         Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности.

Источник: https://students-library.com/library/read/78261-sistematika-i-statistika-specialnoj-pedagogiki-klassifikacii-narusenij

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Социальная классификация лиц с овз

Раздел ведут Руководитель РПМПК

Шилова Татьяна Григорьевна

учитель – дефектолог

Трембач Ирина Александровна  

педагог-психолог

Валиахметова Елена Рамильевна

06.11.2014

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей.

Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет.

Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет.

В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е.

дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
  • Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение – органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети – дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.

Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации.

Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.

Материал подготовила: Михайлова Н.В.-социальный педагог РПМПК.

По печатным материалам: Методическое пособие для родителей.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. О. В. Солодянкина “Воспитание ребёнка с ОВЗ”, М.:АРКТИ, 2007;

Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции «Директор школы», 1999, № 4.

Источник: http://www.purimcro.ru/rpmpk/method/pedagog/799/

1.3.1. Классификации нарушений: Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их

Социальная классификация лиц с овз
Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации.

Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания.

Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

Как было установлено в предыдущем разделе, в качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возмож- мостей), в англоамериканской профессиональной речевой среде – handicap (ограничение, препятствие).

Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие: причины нарушений;

виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

В основе последней педагогической классификации (М.Варнок, 1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие;

слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие;

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; лица с нарушением интеллекта;

дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с тяжелыми нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития. Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений н соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более значима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.

В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:

врожденное нарушение развития; несчастный случай, стихийное бедствие; производственная травма;

профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

дорожно-транспортное происшествие; , *?

участие в боевых действиях; экологические преступления; болезнь;

прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.

Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека – на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

Английские специалисты (М.Варнок, 1979) предложили перекрестную классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функций человека, но и степень их поражения.

Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.

Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-значимые особые потребности того или иного человека с ограничен- иыми возможностями и соответственно направления коррекцион- ио-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.

Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.

Источник: https://uchebnikfree.com/spetsialnaya-pedagogika_726/131-klassifikatsii-narusheniy-2881.html

Вопрос 4. Классификации нарушений развития

Социальная классификация лиц с овз

Наиболеераспространенные основания классификациинарушений развития (по И. М. Назаровой)причины нарушений;

видынарушений с последующей конкретизациейих характера; последствия нарушений,которые сказываются в дальнейшей жизни.Универсальной классификации в настоящеевремя нет.

Каждаяпредметная область дефектологии имеетсвои, частные классификации.

Классификацияпо локализации нарушения в определеннойсистеме организма:

– телесные(соматические) нарушения (опорно-двигательныйаппарат, хронические заболевания);сенсорные нарушения (слух, зрение);

– нарушениядеятельности мозга (умственная отсталость,нарушения движений, психические иречевые нарушения).

Классификацияпо причинам возникновения нарушения:врожденное нарушение развития; несчастныйслучай, стихийное бедствие; производственнаятравма; профессиональное заболевание,приведшее к возникновению ограничениявозможностей; дорожно-транспортноепроисшествие; участие в боевых действиях;экологическое преступление.

Классификацияпо характеру нарушения позволяетвыделить следующие категории лиц сограниченными возможностями: а) глухие(неслышащие); слабослышащие; позднооглохшие;

б)незрячие; слабовидящие;

в)с нарушениями функций опорно-двигательногоаппарата;

г)с нарушениями эмоционально-волевойсферы;

д)с нарушениями интеллекта (умственноотсталые);

е) с задержкой психического развития(труднообучаемые, с образовательнымизатруднениями);

е)с нарушениями речи (в том числе тяжелыми);

ж)со сложными недостатками развития.

1.

Статистика специальной педагогикиучитывает частоту и виды нарушенияразвития.

Статистическийучет ведут такие международныеорганизации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирнаяорганизация здравоохранения). Тем неменее, точные, исчерпывающие данныеотсутствуют в связи с различнымикритериями выделения лиц, имеющихограниченные возможности.

2.В мире (кроме Африки): на 1 тыс. чел. – 3слепых; 5% населения имеют проблемы сослухом; на 100 школьников (от 7 до 15 лет)приходится 4-5 чел. с нарушениямиинтеллекта; из 800 новорожденных – одинс синдромом Дауна.

Процентноесоотношение между различными категориямиотклонений в развитии наиболее устойчивов пределах основных возрастных групп.

Вдетской возрастной группе:

40%- образовательные затруднения;

20%- нарушения интеллекта;

20%- нарушения речи;

20%- остальные нарушения.

Длястран с низким уровнем развития характерныгрубые органические нарушения, нарушениязрения и слуха.

Вразвитых странах (США, Германии, Швеции,Финляндии) одно из первых мест по частотезанимают специфические образовательныезатруднения – нарушения речи, затруднения,при чтении, письме, в математике.

3.Статистические данные по России:

Поданным на конец 90-х гг. XX в., в Россииоколо 15 млн чел. имели ограниченныевозможности здоровья и жизнедеятельности.

Детейс ограниченными возможностями здоровья,нуждающихся в специальном образовании,было 1,7 млн. (4,5% всей детской популяции).

Изних дошкольников — 353 тыс.

32тыс. детей и подростков имеют тяжелыеформы умственной отсталости.

Средидетей с ограниченными возможностямиздоровья и жизнедеятельности преобладаютлица мужского пола (55%), особенно вгородах.

Наиболееуязвимая возрастная группа – 8-13 лет.Система школьного специальногообразования:

• 1461школа для детей с нарушением интеллекта(207 336 учащихся);

• 84школы-интерната для глухих (11 413 чел.);

• 75школ-интернатов для слабослышащих (10963 чел.);

• 18школ-интернатов для незрячих (3040учащихся);

• 61школа-интернат для слабовидящих (8605учеников);

• 44школы-интерната для детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата (6171 чел.);

• 69учреждений для детей с задержкойпсихического развития (12 562 школьника);

• 60учреждений для детей с тяжелыминарушениями речи (11 362 ребенка).

63,6%детей дошкольного возраста с ограниченнымивозможностями здоровья посещают обычныедошкольные образовательные учреждения.

272тыс. школьников занимаются в специальных(коррекционных) образовательныхучреждениях.

Более500 тыс. детей и подростков обучаются всистеме специального образования.

1.

Дефектология объединяет следующиеотносительно самостоятельные сферынаучного и практического знания:тифлопедагогика, предмет воспитания иобучения в которой – незрячие ислабовидяшие; сурдопедагогика – глухие,слабослышащие, позднооглохшие;тифлосурдопедагогика — слепоглухие; логопедия – нарушения развития речи;олигофренопедагогика — лица с нарушениямиинтеллекта; специальное образованиелиц с нарушениями опорно-двигательногоаппарата; специальное образование лицс нарушениями эмоционально-волевойсферы; педагогическая помощь хроническимбольным и лицам с тяжелыми и множественныминарушениями.

Постоянновозникают и развиваются новые областидефектологии.

Философиякак методологическая основа дефектологии

Философияявляется фундаментом педагогики, таккак в основе любой педагогической теориилежат те или иные философские концепции.

Всвязи с этим при 'исследовании проблемдефектологии выделяются следующиемировоззренческие аспекты в соответствиис разделами философии:

– онтологический— место специального образования вструктуре бытия;

– гносеологический— определение связи обучения и познания;

– аксиологическиц— приоритеты и ценностные предпосылкиспециального образования;

– философско-антропологический— обобщение научных данных о человекес ограниченными возможностямижизнедеятельности;

– историко-философский– реконструкция взглядов философовпрошлого на специально-педагогическуюпроблематику;

– социально-философский– изучение явлений специальной педагогикив социокультурном контексте.

2.Великие мыслители прошлого высказывалисвои воззрения на здоровье и воспитание.

Гераклит:”Болезнь делает приятным и благимздоровье”; “Цель человеческой жизни— освобождение от страданий”.

Платон:”Причина телесных болезней и душевныхнедугов — дурные свойства тела илидурное воспитание”; “Здоровье икрасота живого существа — в соразмерностидуши и тела”; 'Упорядоченный образжизни устраняет телесный недуг”;”Больной человек бесполезен и длясебя, и для общества”; “Детей следуетотбирать по их способностям”.

Аристотель: “Добродетель состоит в обладаниисерединой”; ' “Для счастливой жизниважно избегать крайностей, которымиявляются испорченность, злобность,тупость и др.”

Плутарх,Сенека: “От уродливых и болезненныхдетей следует избавляться”. МаркАврелий: “Болезнь связана с пороком,она наказание за грехи и неповиновение,необходимо раскаяние, очищение души”.

Д.Дидро: “Интеллектуальные идеи инравственные понятия человека тесносвязаны с устройством его тел и состояниеморганов чувств”.

Философские концепцииотклонений: “Слабоумие — “полнаядушевная слабость”, “отсутствиедуши”, долг благотворения — посильнаяпомощь людям, бескорыстное содействиеих счастью, государство должно оказыватьблаготворительную помощь нуждающимся”– И.

Кант: “Противоречие междучеловеческой субъективностью иобъективностью вызывает помешательство”— Г.В.Ф. Гегель; “Высокая заболеваемость,детская безнадзорность, несчастныеслучаи на производстве вызваны нищенскимположением трудящихся” – Ф. Энгельс;

“Сущностьи характер человека неизменны и не могутбыть исправлены” – А. Шопенгауэр;

“Исправлениечеловека противоестественно и бесполезно;стремиться к превосходству, преодолеватьболезненные симптомы” – Ницше.

Современныезападные философы, идеи которых повлиялиразвитие дефектологии:

представителиэкзистенциализма – К. Ясперс, А. Ка Ж.П.Сартр;

психоаналитики– 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг; постмодернисты– М. Фуко, Ж. Делез и др.

подлинностьсуществования человека, егосамоосуществление, которое основываетсяна согласовании свободы отдельнойличности со свободой других, “шифрбытия” осознается на грани жизни исмерти.

Психоаналитика:

невротическиесимптомы связаны с подавлениембессознательного (под действиемрепрессивных запретов культуры); процессразвития ребенка с дефектом направленна социальную адаптацию и компенсациюкомплекса социальной неполноценности.

Постмодернизм– между безумием и разумом, между нормойи патологией нет границ.

Отечественныефилософы о проблемах специальногообразования:

“формированиечеловеческой психики происходит через”специфически человеческуюжизнедеятельность”, активное присвоениеребенком вещей культуры; идеальное –форма существования историческисложившейся духовной культурычеловечества” – Э.В. Ильенков;

“становлениечеловеческого сознания совершается вобщении к деятельности людей” — 0.7!Михайлов;

“ребенок,отягощенный недостатком, – объектдефектологии, дефект дает импульс квыработке социальной компенсации; вразвитии аномального ребенка сочетаютсяобщие и особенные черты”; “общностьсоциальных целей и задач обшей испециальной школ” — Л.С. Выготский.

Ведущиенаправления построения навои парадигмыдефектологии: гуманизация; фундаментализация;интеграция.

Гуманизация:цель специального образования: сделатьполноценным и достойным существованиечеловека с ограниченными возможностями;включение в социальные отношения;поддержка становления индивидуальности;целостность человеческой жизнедеятельности;концепция непрерывного образования.

Фундаментализмом:переосмысление и уточнение основополагающихположений, проблем, различий нормы ианомалий в человеческом развитии;философско-категориальный анализ нормыи патологии позволяет установить общиепараметры их различения; отличиеаномального развития от нормальногоимеет качественный и количественныйхарактер.

Интеграция:выражение интеграции в различных формахсовместного обучения и воспитания детейс недостатками развития и их здоровымисверстниками; наличие интеграционныхтенденций в содержании специальногообразования, его методах и системеучебных заведений для детей с ограниченнымивозможностями.

Источник: https://studfiles.net/preview/1843578/page:3/

Министерство труда и социального развития Омской области

Социальная классификация лиц с овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья 

–  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
         К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:1.             Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);2.             Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);3.             Дети с нарушением речи (логопаты);4.             Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;5.             Дети с умственной отсталостью;6.             Дети с задержкой психического развития;7.             Дети с нарушением поведения и общения;8.             Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми                сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Нарушения слуха. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Нарушения речи. 

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др. 

Нарушения зрения. 
Невидящие дети.

К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации.

Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети –  это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, – это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. 
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы.

Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР).   

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»),так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость.   

Умственно отсталые дети – дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения. 

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.

В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, – сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм.

 

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.  

Источник: http://www.omskmintrud.ru/?sid=4544

Классификация нарушений, требующих специального педагогического подхода

Социальная классификация лиц с овз

Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации.

Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение может устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

Как было сказано выше, в качестве универсального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин “ограничение” (возможностей), в англо-американской профессиональной речевой среде – handicap (ограничение, препятствие).

Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, социальном праве, педагогике, психологии.

В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

  • – причины нарушений;
  • – виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
  • – последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

В основе последней педагогической классификации лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

Итак, в педагогике согласно исторически сложившейся системе образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

  • – глухие;
  • – слабослышащие;
  • – позднооглохшие;
  • – незрячие;
  • – слабовидящие;
  • – лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • – лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • – лица с нарушением интеллекта;
  • – дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
  • – лица с тяжелыми нарушениями речи;
  • – лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

  • – телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
  • – сенсорные нарушения (слух, зрение);
  • – нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная системная организация всей совокупности нарушений развития, а для медицинской сферы она более значима, поскольку имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.

В сфере социальной защиты, социально-трудового нрава, связанной с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и прочим, значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка:

  • – врожденное нарушение развития;
  • – несчастный случай, стихийное бедствие;
  • – производственная травма;
  • – профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
  • – дорожно-транспортное происшествие;
  • – участие в боевых действиях;
  • – экологические преступления;
  • – болезнь;
  • – прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения, предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.

Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека – на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

Источник: https://studme.org/46674/pedagogika/klassifikatsiya_narusheniy_trebuyuschih_spetsialnogo_pedagogicheskogo_podhoda

Электронная библиотека ДВГМУ :: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЦ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Социальная классификация лиц с овз

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЦ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Среди приоритетных проблем восстановительной медицины, реабилитологии, коррекционной психологии и других отраслей современной науки, проблема повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а в частности, людей с глубокими нарушениями зрения, занимает важнейшее место и имеет ряд сложных и до сих пор неразрешённых аспектов, втом числе в силу того, что данная проблема носит муль-тидисциплинарный характер. Следует подчеркнуть, что возможность более активного участия представителей этой части населения в развитии духовной и материальной культуры общества самим обществом по достоинству не оценена. Возможность реализации этой группой населения собственного вклада в сферу культуры, образования или предпринимательской деятельности, не только будет способствовать медицинской, психологической и социо-культурной реабилитации инвалидов по зрению, но и придаст новый импульс развития культуры здоровья и здорового образа жизни, в значительной степени будет обеспечивать дальнейшее развитие всей системы охраны здоровья человека. научной проблемы По данным Всемирной организации здравоохранения во многих странах с низким и средним уровнем дохода лишь 5-15% людей, нуждающихся в современных вспомогательных средствах реабилитации, в асси-стивных устройствах и технологиях, имеют к ним доступ. В настоящее время в системе медико-реабилитационной и коррекционно-психологической помощи лицам с глубокими нарушениями зрения отмечается нехватка адаптивных лечебно-восстановительных, коррекционных практикоориентированных программ с использованием искусственных физических факторов (немедикаментозных средств), направленных на компенсацию утраченных функций организма и на нейтрализацию негативного воздействия вторичных дефектов. Вместе с тем, проблема обеспечения доступности к сервисам и услугам (прежде всего к медико-реабилитационным, коррекционно-образовательным и инфор-мационно-коммуникационным), позволяющим людям с полной или частичной потерей зрения вести полноценную жизнедеятельность и, наравне со «здоровыми» людьми, беспрепятственно обмениваться информацией, в настоящее время является весьма актуальной. Решение данной проблемы предполагает оптимизацию использования уже существующих и разработку новых адаптивных вспомогательных технологий, снижающих уровень ограничения жизнедеятельности в условиях дефицитарности зрительного анализатора. Очевидно, что сегодня для человека с частичной или полной потерей зрения основными сферами организации полноценной жизнедеятельности, в которых он может испытывать серьёзные трудности, являются: – самообслуживание и бытовые условия жизни; – отсутствие необходимой инфраструктуры, позволяющей незрячим и слабовидящим самостоятельно передвигаться, пользоваться общественным транспортом, посещать образовательные, медицинские, социальные учреждения, заведения для развлечений и занятий спортом; – низкая доступность различного рода информации, которая чаще всего представляется в визуальном виде, что вызывает её дефицит и невозможность эффективной работы с информационно-коммуникационными потоками. Эти области жизнедеятельности во многом и характеризуют качество жизни и обуславливают успешность реабилитации, социализации, социальную активность и включённость человека с нарушенным зрением в систему социально-экономических отношений.В статье предпринята попытка дальнейшего совершенствования классификации ассистивных технологий, разрабатываемых для лиц с глубокими нарушениями зрения, реализуемых с позиции внутрисистемной и межсистемной компенсации в интересах создания условий для оптимизации качества жизни данной категории граждан. При разработке предложенных методических подходов, авторы предполагают, что каждая развивающаяся самостоятельная отрасль научных и научно-прикладных знаний, опирается на собственный понятийный аппарат. В то же время, складывающаяся семиотика требует разработки строгих методических подходов к систематике, то есть, создания классификации: в данном случае речь идет о методических подходах к классификации ассистивных технологий в интересах обеспечения оптимальных условий и повышения качества жизни для значительной по численности группы лице ограниченными возможностями здоровья.

Малахов С.В.
Сыркин Л.Д.

Вестник восстановительной медицины 2015 4с. 2015.-N 2.-С.65-68. Библ. 14 назв. 99

Посетитель (IP-адрес: 87.236.23.106)

Источник: http://www.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=321174

Адвокат Соколов
Добавить комментарий