Социальный работник по уходу за инвалидом 1 группы

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Социальный работник по уходу за инвалидом 1 группы

Вопрос: Кто имеет право на пособие в связи с осуществлением постоянного ухода за инвалидом 1 группы?

Ответ: В соответствии с законодательством право на пособие по уходу за инвалидом 1 группы имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсию, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату, ежемесячное денежное содержание, осуществляющие постоянный уход за инвалидом 1 группы. Размер пособия составляет 100 процентов (при осуществлении ухода за двумя или более нетрудоспособными гражданами – 120 процентов) наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.

Пособие назначается районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства нетрудоспособного гражданина в рамках осуществления административной процедуры. Лицу, осуществляющему уход, необходимо представить в указанный орган соответствующее заявление, документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку.

Вопрос: Почему пенсионер не имеет права на получение пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе?

Круг лиц, имеющих право на пособие по уходу, определен с учетом требований обеспечения постоянного (ежедневного) ухода и возможности осуществления такого ухода должным образом трудоспособным лицом.

Также право на пособие по уходу увязано сотсутствием источника средств существования в связи с вынужденным оставлением рынка труда для осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным лицом.

Пенсионеру же государство предоставляет такие средства в виде пенсии.

Вопрос: Является ли получатель пособия по уходу работником и какие записи вносятся в его трудовую книжку?

Ответ: Получатель пособия по уходу не является работником, на него не распространяется законодательство о труде и государственном социальном страховании. Пособие по уходу – мера государственной социальной поддержки, а не заработная плата.

В трудовую книжку лиц, получающих пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, вносятся записи о назначении пособия по уходу и о прекращении выплаты пособия (а не о приеме на работу и увольнении).

Вопрос: Может ли назначаться пособие по уходу индивидуальному предпринимателю, подавшему заявление о прекращении предпринимательской деятельности, но не исключенному из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – регистр)?

Ответ: Пособие по уходу назначается гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Деятельность индивидуального предпринимателя считается прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в регистр.

Пособие по уходу лицу, сохраняющему статус индивидуального предпринимателя в связи с незавершенной процедурой прекращения деятельности (независимо от факта неосуществления предпринимательской деятельности), не назначается.

Вопрос: При каких обстоятельствах прекращается выплата пособия по уходу и известно ли об этом получателю пособия? Правомерно ли взыскание суммы пособия в судебном порядке?

Ответ: Обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пособия по уходу, перечислены в пункте 15 Положения.

К ним, в частности, относятся: неосуществление постоянного ухода (независимо от причины); поступление лица, осуществляющего уход, на работу, регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя, поступление на обучение в учреждение образования в дневной форме получения образования; постановка лица, осуществляющего уход, на психиатрический и (или) наркологический учет; назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии (независимо от ее вида), пособия по безработице, других определенных законодательством выплат; помещение в государственную стационарную организацию социального обслуживания, в больницу сестринского ухода либо его зачисление в другую организацию на государственное обеспечение, социальное обслуживание.

При наступлении таких обстоятельств получатель пособия обязан сообщить в течение пяти дней в орган, выплачивающий пособие. Об этой обязанности, а также о наступлении ответственности в случае несообщения, установленной законодательством в виде взыскания излишне выплаченных сумм пособия в судебном порядке, гражданин предупреждается (под подпись) при подаче заявления о назначении пособия.

Вопрос: Может ли получать пособие по уходу лицо, обучающееся в учреждении образования в дневной форме получения образования, которому предоставлен индивидуальный график посещения занятий/ академический отпуск?

Ответ: В круг лиц, которым может назначаться пособие по уходу, не входят лица, обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования. Законодательство о пособии не содержит исключений в отношении обучающихся с индивидуальным графиком посещения занятий.

С учетом положений Кодекса Республики Беларусь об образовании в период нахождения в академическом отпуске (независимо от причины его предоставления) статус обучающегося сохраняется и образовательные отношения не прекращаются. Поэтому лицу, являющемуся обучающимся, в период нахождения в академическом отпуске пособие по уходу не назначается и не выплачивается.

Источник: //mintrud.gov.by/ru/new_url_1674124653

Государственная забота в действии. Инвалида первой группы лишили права на уход

Социальный работник по уходу за инвалидом 1 группы
Фото с сайта naviny.by

В системе социальной защиты населения Беларуси — страны, живущей под лозунгом «Государство для народа», — процветает формализм, равнодушие и мелочность.

Чиновники, которые обязаны помогать тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию — инвалидам, одиноким, престарелым, на первое место в своей работе ставят интересы государства и без зазрения совести готовы отобрать несчастные копейки бюджетной помощи. Были бы хоть какие-то основания.

Чиновникам виднее, в какой помощи нуждается инвалид?

Минчанину Денису Городенскому — 36 лет. Он — инвалид 1-й группы, уже 15 лет не может самостоятельно передвигаться из-за травмы позвоночника. Живет с мамой, которая до выхода на пенсию два года назад ухаживала за ним и получала пособие по уходу за инвалидом 1-й группы. Право на пособие она потеряла, как только ей назначили пенсию по возрасту. Таков закон.

Пособие по уходу за инвалидом оформили на Сергея Бесараба — друга Дениса. Сергей давно и постоянно помогает ухаживать за Денисом, так как определенные процедуры его мама физически не в состоянии выполнить в одиночку.

«20 октября Сергея лишили права за мной ухаживать. Я обратился в управление социальной защиты администрации Первомайского района Минска с просьбой разъяснить мне причины отказа. Я категорически не согласен с тем, что меня лишили права на уход, который меня полностью устраивал, считаю это неправомочным», — рассказал корреспонденту Naviny.by Денис Городенский.

Людмила Петровна, мама Дениса, не понимает, как можно было одним махом решить такой серьезный вопрос: «Нам нужна помощь! Мой сын весит около ста килограммов.

Мы живем в хрущевке, я не могу его занести в ванную, вывести на улицу.

Я не в состоянии все делать сама! Не понимаю, почему чиновники решают такие вопросы без участия Дениса, ведь у него надо спросить, удовлетворяет его помощь или нет».

В управлении соцзащиты Людмиле Петровне сказали, что такое решение принято, потому что, по мнению чиновников, за Денисом ухаживает она сама. «И делать это я должна без получения зарплаты, так как я пенсионер», — говорит мама Дениса.

По ее словам, чиновники настаивают на том, что помощь, которую им оказывает Сергей Бесараб, не является уходом. «Однако уход, на мой взгляд, должен быть в таком виде, как удобно не чиновникам, а тем, за кем ухаживают», — возмущается Людмила Петровна.

У государства на этот счет есть своя позиция: определять, что считать постоянным уходом, а что — добровольной помощью, уполномочена делать специальная комиссия. А право на пособие имеют только те, кто осуществляет постоянный уход.

«Согласно законодательству, под постоянным уходом понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки», — пояснила заместитель начальника управления соцзащиты администрации Первомайского района Минска Наталья Третьяк.

Она подчеркнула, что вопрос ухода за инвалидами первой группы и лицами старше 80 лет и получения пособий «находится на контроле в прокуратуре»: «Требованием прокуратуры и наших вышестоящих органов является периодическое проведение проверки факта осуществления ухода. В этом году работники территориального центра Первомайского района посетили всех нетрудоспособных, за которыми осуществляется уход, составили акты, в которых отразили, какую помощь им оказывают».

По словам чиновницы, 9 сентября 2015 года сотрудники территориального центра соцобслуживания приходили и к Денису Городенскому. Как заявила Наталья Третьяк, в управлении имеется документ, на котором стоит подпись Дениса.

«В ходе визита установлено, что Сергей Бесараб ходит за лекарствами, продуктами, помогает осуществлять гигиену, посещать медучреждения. Ухаживает за Денисом Городенским его мама», — подчеркнула Третьяк.

Однако и сам Денис, и его мать настаивают, что тот объем помощи, который оказывает Сергей Бесараб, и есть не что иное, как уход за инвалидом.

А кроме того, 9 сентября к ним вообще не приходили соцработники. «Я не подписывал в этот день никаких бумаг, моей подписи не может быть на них», — сказал Денис Городенский.

По словам Натальи Третьяк, Сергей Бесараб был вызван в управление соцзащиты, ему задали несколько вопросов, из ответов на которые сделали вывод, что он бывает в семье не ежедневно, а «когда нужна физическая помощь».

Как рассказал Сергей Бесараб корреспонденту Naviny.by, он действительно был в управлении соцзащиты, а с ним еще порядка 50 человек, вызванных для беседы. Причем она была построена так, что он не понял, что она носила официальный характер.

«Я помогал этой семье до того, как мне назначили зарплату, буду помогать и дальше. Я никогда не отказываю Денису в уходе и помощи», — сказал Сергей Бесараб.

«Это не тот уход, за который можно назначить пособие, — настаивает Наталья Третьяк. — Мы отказываем даже тем, кто приходит четыре раза в неделю по требованию, потому что это не постоянный уход.

В данном случае мать осуществляет уход, как любая другая мать. Если помощь нужна не каждый день, можно привлечь волонтеров, БРСМ.

Есть возможность заказать социальное такси, обратиться в центр социального обслуживания населения».

В будущем за инвалидом может быть закреплен социальный работник, который будет приносить продукты и лекарства, убирать в квартире. А вот помогать матери поднимать и переносить в ванную мужчину массой около ста килограммов соцработник не будет — не обязан.

Наталья Третьяк отметила, что «если человек находится на надомном обслуживании в территориальном центре, пособие по уходу не назначается».

Выплата пособия Сергею Бесарабу прекращается 1 ноября, «и с этого момента можно обращаться за помощью соцработника», подчеркнула замначальника управления соцзащиты администрации Первомайского района.

И здесь борются с тунеядцами!

Наталья Третьяк отметила, что пособие — это частичная компенсация утерянного заработка, когда люди вынуждены оставлять работу, чтобы ухаживать за нетрудоспособным членом семьи.

Теперь же, по словам Третьяк, участились случаи, когда семьи формально нанимают для ухода сторонних лиц, но ухаживают сами. У тех, кто оформлен ухаживать, идет трудовой стаж для будущей пенсии, и такие люди не попадают под декрет «о тунеядцах».

«Вы не представляете, как увеличилось число людей, которые стали оформлять уход за родственниками после появления декрета, — сказала Наталья Третьяк. — Тот, кто ухаживает, получает статус работающего, а пособие отдает в семью инвалида. Поэтому факт осуществления ухода мы будем ежегодно мониторить».

Теперь Денису Городенскому придется в суде доказывать, что Сергей Бесараб не просто так получал от государства пособие, а действительно осуществлял уход за инвалидом.

Забота о государственных интересах выше заботы о человеке

Эта история красноречиво демонстрирует, что государство не стесняется защищать свои интересы, даже если при этом ущемляются интересы тех, кого государство само обязалось защищать и поддерживать.

Чиновники не говорят, что в казне нет денег на качественную социальную помощь, однако практика применения законодательства явно не в пользу простого человека, отметил в комментарии для Naviny.by координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.

«Особенно это заметно на местном уровне, где в результате осмысления законодательства людей лишают помощи. Оценка и контроль нужд инвалидов носит недопустимый характер, когда с людьми обходятся неуважительно. Нет попытки диалога, прояснения ситуации, а потребности инвалидов уходят на второй план», — подчеркнул Сергей Дроздовский.

Он отметил, что в последнее время в Офис приходит много жалоб на то, что инвалидов лишают постоянного ухода.

«Это большая проблема, — сказал Дроздовский. — Люди лишаются помощников по уходу необъективно.

Были случаи, когда те, кто ухаживал, подвергались давлению со стороны местной власти и отказывались ухаживать за инвалидами.

Наша позиция такова: качество услуг может оцениваться только человеком, которому нужна помощь. Пока же в Беларуси забота о государственных интересах выше заботы о человеке. А должно быть наоборот».

Источник: //news.tut.by/society/469617.html

В россии начали действовать новые правила социального обслуживания

Социальный работник по уходу за инвалидом 1 группы

Помогут всем

Право на помощь соцработника теперь имеют те, у кого есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни. Это люди, полностью или частично потерявшие возможность сами себя обслуживать, передвигаться. И не важно, почему это произошло – в силу травм, заболеваний или возраста.

Депутаты предложили ограничить наценки на социально значимые товары

Семьи, где есть инвалиды любого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе, в том числе дети-инвалиды или дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. А также семьи, где есть конфликты, насилие, зависимые члены семьи – наркоманы, алкоголики, игроманы. Попадут под социальную опеку и семьи, где есть психически больные.

Право на помощь соцработника получили и люди без определенного места жительства.

В том числе это касается ребят до 23 лет, вышедших в большую жизнь из детских домов и интернатов, не имеющих работы и средств к существованию. Могут быть и другие обстоятельства, ухудшающие жизнь россиян.

Какие именно, установят регионы. Попадаете ли вы в число тех, кому положен соцработник, можно уточнить в органах соцзащиты в родном городе.

Свободный выбор

Социальные службы будут приходить на помощь только к тем, кто сам их об этом попросит, напишет соответствующее заявление в органы соцзащиты.

Социальные услуги будут оказываться на основании договора, который будет заключаться между человеком и организацией, которая будет их оказывать.

И еще крайне важный момент – никто больше не будет навязывать человеку то или иное учреждение. Он сам сможет выбрать организацию, которая будет его обслуживать.

И юрист, и повар, и агент

Впервые социальные работники будут не просто приходить к нуждающимся, чтобы подмести им пол или купить продукты. Теперь социальный работник будет буквально сопровождать своего клиента. Для каждого составят индивидуальную программу, в которой будет четко расписано, какие услуги нужны человеку, их объем, периодичность, условия, сроки. И помощь будет оказываться по составленному плану.

Если в семье плохая обстановка, есть зависимые люди и родителям или детям нужна помощь психолога, нарколога или другого специалиста, соцработник окажет содействие с организацией подобной услуги.

Кроме того, соцработник теперь будет помогать в вопросах занятости, трудоустройства, переобучения, в решении юридических вопросов, медицинских, с оформлением любых документов, в том числе пособий, с приобретением технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок. И даже с установкой в квартире поручней, если они необходимы жильцу. Естественно, один человек не способен быть специалистом столь широкого профиля. Поэтому роль социального работника – быть связующим звеном между подопечным и организацией, в помощи которой он нуждается.

Негосударственная помощь

Впервые законодательно предусмотрена возможность оказания соцуслуг негосударственными организациями – общественными структурами, индивидуальными предпринимателями, представителями малого и среднего бизнеса.

Сейчас в регионах формируются реестры поставщиков и регистры получателей социальных услуг.

Это значит, в Интернете на сайте органов власти, отвечающих за соцработу на территории, появятся списки организаций, к которым можно обратиться за предоставлением соцуслуг.

Стоит отметить, что это очень распространенная мировая практика. В Европе очень многие соцуслуги оказывают частные компании. А оплачивает их работу государство. И это считается правильным. Ведь для того, чтобы получить транш из бюджета, организация должна делом доказать, что она лучше других способна заботиться о социально незащищенных людях. В итоге – все довольны.

И те, кому эти услуги оказываются, и люди, которые это делают. В России теперь будет внедряться аналогичная практика – впервые в этом году из федерального бюджета будет выделено 160 млн рублей на субсидирование бизнес-проектов по строительству домов престарелых. Также для организаций, работающих в сфере соцобслуживания, установлена нулевая ставка налога на прибыль.

Предусматривает закон о соцобслуживании и развитие практики благотворительной деятельности, распространение волонтерства. Волонтеры – люди, помогающие другим бескорыстно.

За что платим

Совсем беcплатно будут помогать несовершеннолетним детям, тем, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов. А также всем остальным нуждающимся, если их доходы ниже 1,5 прожиточного минимума в регионе.

То есть если прожиточный минимум в субъекте установлен на уровне 8 тысяч рублей в месяц, а доход подопечного социальных служб, скажем, 11,5 тысячи – он имеет право получать соцуслуги бесплатно.

А вот если он получает на тысячу больше, например 12,5 тысячи рублей, то за некоторые услуги ему придется доплачивать.

Впрочем, регионы могут установить и свою планку и сделать соцобслуживание бесплатным и для тех, кто имеет более высокий доход. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние льготы останутся.

Цены на социальные услуги регионы будут устанавливать сами. Но высокими они быть не должны уже хотя бы потому, что у них невысокая себестоимость. Кроме того, некоторые категории будут платить меньше в зависимости от своих доходов.

Например, одинокая мама заплатит не больше 50% разницы между ее доходом и 1,5-кратным размером прожиточного минимума. Если доход превышает минимум в десятки раз, то для этого человека может быть и полная оплата услуги.

Если он чуть-чуть превышает прожиточный минимум, то оплата будет небольшой.

Источник: //rg.ru/2015/01/22/soczashita.html

Права и обязанности в связи с уходом за нуждающимся (подопечным)

Социальный работник по уходу за инвалидом 1 группы

*фото носит иллюстративный характер*

Социальное обслуживание осуществляется в отношении граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. (ст. 28 Закона Республики Беларусь от 22.05.2000 г. «О социальном обслуживании)

Трудная жизненная ситуация — обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно. (ст. 1 вышеуказанного Закона).

Обстоятельством, по которому гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, является, в том числе, наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, ребенка с особенностями психофизического развития, а также ограничение способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению (ст. 28 вышеуказанного Закона).

Существуют различные модели ухода за пожилыми людьми, людьми с инвалидностью, подопечными и др., регламентированные действующим законодательством Республики Беларусь.

Уход за инвалидом 1-й группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста

Лицо, осуществляющее постоянный уход за инвалидом 1-й группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, имеет право претендовать на получение соответствующего государственного пособия. Порядок его назначения регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1149 от 06.09.2006 г.

Под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает один и более раз в сутки. Такие виды помощи, как доставка продуктов, дров, покос травы, обработка огорода, поход в аптеку и магазин не относятся к термину «постоянный уход».

Если человек самостоятельно способен осуществлять прием пищи, мыться, одеваться, ходить в туалет, то скорее всего в назначении пособия будет отказано и за родственником закрепят социального работника, который будет помогать решать бытовые вопросы (сходит в магазин, приберет в квартире). В тех случаях, когда требуется помощь в покупке продуктов питания, лекарственных средств, оплате коммунальных услуг и т.д., может быть оказана помощь социальным работником отделения социальной помощи на дому ТЦСОН.

Право на такое пособие имеют лица, осуществляющие постоянный уход:

— постоянно проживающие на территории республики граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

— достигшие 16 лет, но не старше 65 лет — мужчины, 60 лет — женщины,

— неработающие,

— не являющиеся индивидуальными предпринимателями,

— не обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования,

— не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе.

Необходимо подтвердить, что человек нуждается в постоянном уходе. Такое заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости лица, достигшего 80-летнего возраста, в постоянном уходе выдают больница, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, поликлиника.

Для назначения пособия нужно подать следующие документы в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета, управление (отдел) социальной защиты местной администрации района в городе по месту жительства (месту пребывания) нетрудоспособного гражданина:

— заявление,

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,

— трудовая книжка заявителя,

— медицинская справка о состоянии здоровья заявителя, подтверждающая отсутствие психиатрического и наркологического учета,

— заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости лица, достигшего 80-летнего возраста, в постоянном уходе — в случае назначения пособия по уходу за лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Назначение пособия производится Комиссией по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее — Комиссия) по месту жительства (месту пребывания) нетрудоспособного гражданина. Комиссией устанавливается факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином на основании сведений, содержащихся в акте обследования.

В акте обследования указываются сведения об осуществлении ухода, полученные путем опроса лиц (соседей, родственников и других) под их личную подпись, и производится запись о подтверждении нетрудоспособным гражданином осуществления за ним ухода под его личную подпись (при невозможности нетрудоспособного гражданина подписаться вследствие состояния здоровья в акте обследования указывается причина отсутствия его подписи).

            Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населенном пункте (городе, поселке городского типа, сельском населенном пункте) лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется. В случае проживания указанных лиц в разных населенных пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учетом конкретных обстоятельств. При этом родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.

Решение о назначении (отказе в назначении) пособия в виде копии протокола не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения выдается лицу, обратившемуся за назначением пособия, или направляется ему по почте.

Решение Комиссии может быть обжаловано в вышестоящий комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее — комитет). Жалоба на решение Комиссии о назначении (отказе в назначении) пособия (далее — административная жалоба) может быть подана в течение одного года со дня принятия обжалуемого решения.

            Обжалование решения Комиссии в судебном порядке осуществляется после его обжалования в комитет.

            Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 30.12.

2011 N 616 пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, устанавливается в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь, за два последних квартала, а при одновременном осуществлении ухода за двумя и более инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, — 120 процентов.

С 1 ноября 2017 года размер пособия по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет составляет: 197 руб. 81 коп., а при уходе за несколькими нетрудоспособными гражданами – 237 руб. 37 коп.

В соответствии с пунктом «д» статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», периоды ухода за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом, засчитываются в стаж работы при назначении пенсии. Отметим, что в страховой стаж работы, дающий право на трудовую пенсию, данные периоды не включаются.

Уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет

Лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, имеет право на пособие.

Это может быть мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним, при соблюдении определенных условий (ст. 18 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Данное пособие назначается и выплачивается при условии, если мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, осуществляющие уход, не являются занятыми в соответствии с пунктом 4 ст. 18. Занятыми в данном контексте считаются следующие лица:

— работающие по трудовым договорам;

— проходящие военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

— выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

— являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

— получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;

— проходящие подготовку в клинической ординатуре в очной форме;

— зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающие содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;

— получающие пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.

Также пособие может быть назначено, если такие лица заняты на следующих условиях:

— работают на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя;

— являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;

— являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности;

— находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;

— получают пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается при условии, если они не являются занятыми, а оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида не имеют права на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в соответствии с настоящей статьей либо не могут осуществлять уход за ребенком-инвалидом в связи с инвалидностью I группы.

Права и обязанности опекуна

Согласно Кодексу РБ о браке и семье, опекуны являются законными представителями подопечных и осуществляют от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Опекуны обязаны заботиться о содержании лиц, находящихся под их опекой, создавать им необходимые бытовые условия, обеспечивать их уходом и лечением, защищать их права и законные интересы.

Опекуны над недееспособными лицами вследствие их душевной болезни или слабоумия обязаны, кроме того, следить за осуществлением над подопечными постоянного медицинского наблюдения.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства осуществлять сделки по отчуждению, в том числе по обмену и дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду, безвозмездное пользование или в залог, а также сделки, которые влекут отказ от прав, принадлежащих подопечному, раздел его имущества или выделение из него долей, а также любые другие сделки, которые влекут уменьшение имущества подопечного.

Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно. Опекуны не обязаны содержать подопечных за счет собственных средств.

Семейные отношения

Нуждающиеся в материальной помощи жена в период беременности, супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения им трех лет, общим ребенком-инвалидом до достижения им восемнадцати лет, общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком, а также нетрудоспособный супруг имеют право в судебном порядке требовать предоставления содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами. Брачным договором могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых наступает обязанность супруга оказывать материальную помощь другому супругу. (ст. 29 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье)

Право нуждающегося в материальной помощи нетрудоспособного супруга на получение содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, сохраняется и после расторжения брака, если он (она) стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение одного года после его расторжения.

Если супруги состояли длительное время (не менее десяти лет) в браке, суд вправе взыскать алименты в пользу разведенного супруга и в том случае, когда он достиг пенсионного возраста не позднее пяти лет со дня расторжения брака.

         Нуждающийся в материальной помощи бывший супруг сохраняет право на получение содержания от другого бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами:

  • до достижения общим ребенком трех лет, если он (она) осуществляет уход за этим ребенком;
  • до достижения общим ребенком-инвалидом восемнадцати лет, если он (она) осуществляет уход за этим ребенком;
  • на время осуществления ухода за общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком.

Нуждающаяся в материальной помощи бывшая жена сохраняет право на получение содержания от бывшего мужа, обладающего необходимыми для этого средствами, в период беременности, если беременность наступила до расторжения брака. (ст. 30 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Виталий Павлоградский,

юрист Бюро социальной информации для людей с психическими заболеваниями

+375 44 5792050

e-mail: lawyer@belbsi.by 

Источник: //stopstigma.by/2018/02/07/law_care/

Государство для народа лишило ухода инвалида первой группы

Социальный работник по уходу за инвалидом 1 группы

В системе социальной защиты населения Беларуси — страны, живущей под лозунгом «Государство для народа» — процветает формализм, равнодушие и мелочность.

Чиновники, которые обязаны помогать тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию — инвалидам, одиноким, престарелым, на первое место в своей работе ставят интересы государства и без зазрения совести готовы отобрать несчастные копейки бюджетной помощи. Были бы хоть какие-то основания.

Чиновникам виднее, в какой помощи нуждается инвалид? 

Минчанину Денису Городенскому — 36 лет. Он — инвалид 1-й группы, уже 15 лет не может самостоятельно передвигаться из-за травмы позвоночника. Живет с мамой, которая до выхода на пенсию два года назад ухаживала за ним и получала пособие по уходу за инвалидом первой группы. Право на пособие она потеряла, как только ей назначили пенсию по возрасту. Таков закон.

Пособие по уходу за инвалидом оформили на Сергея Бесараба — друга Дениса. Сергей давно и постоянно помогает ухаживать за Денисом, так как определенные процедуры его мама физически не в состоянии выполнить в одиночку.

«20 октября Сергея лишили права за мной ухаживать. Я обратился в управление социальной защиты администрации Первомайского района Минска с просьбой разъяснить мне причины отказа. Я категорически не согласен с тем, что меня лишили права на уход, который меня полностью устраивал, считаю это неправомочным», — рассказал корреспонденту Naviny.by Денис Городенский.

Людмила Петровна, мама Дениса не понимает, как можно было одним махом решить такой серьезный вопрос: «Нам нужна помощь! Мой сын весит около ста килограммов. Мы живем в хрущевке, я не могу его занести в ванную, вывести на улицу.

Я не в состоянии всё делать сама! Не понимаю, почему чиновники решают такие вопросы без участия Дениса, ведь у него надо спросить, удовлетворяет его помощь или нет».

В управлении соцзащиты Людмиле Петровне сказали, что такое решение принято, потому что, по мнению чиновников, за Денисом ухаживает она сама.

«И делать это я должна без получения зарплаты, так как я пенсионер», — говорит мама Дениса.

По ее словам, чиновники настаивают на том, что помощь, которую им оказывает Сергей Бесараб, не является уходом. «Однако уход, на мой взгляд, должен быть в таком виде, как удобно не чиновникам, а тем, за кем ухаживают», — возмущается Людмила Петровна.

У государства на этот счет есть своя позиция: определять, что считать постоянным уходом, а что — добровольной помощью, уполномочена делать специальная комиссия. А право на пособие имеют только те, кто осуществляет постоянный уход. 

«Согласно законодательству, под постоянным уходом понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки», — пояснила заместитель начальника управления соцзащиты администрации Первомайского района Минска Наталья Третьяк.

Она подчеркнула, что вопрос ухода за инвалидами первой группы и лицами старше 80 лет и получения пособий «находится на контроле в прокуратуре»: «Требованием прокуратуры и наших вышестоящих органов является периодическое проведение проверки факта осуществления ухода.

В этом году работники территориального центра Первомайского района посетили всех нетрудоспособных, за которыми осуществляется уход, составили акты, в которых отразили, какую помощь им оказывают».

По словам чиновницы, 9 сентября 2015 года сотрудники территориального центра соцобслуживания приходили и к Денису Городенскому.

Как заявила Наталья Третьяк, в управлении имеется документ, на котором стоит подпись Дениса.

«В ходе визита установлено, что Сергей Бесараб ходит за лекарствами, продуктами, помогает осуществлять гигиену, посещать медучреждения. Ухаживает за Денисом Городенским его мама», — подчеркнула Третьяк.

Однако и сам Денис, и его мать настаивают, что тот объем помощи, который оказывает Сергей Бесараб и есть ни что иное, как уход за инвалидом.

А кроме того, 9 сентября к ним вообще не приходили соцработники. «Я не подписывал в этот день никаких бумаг, моей подписи не может быть на них», — сказал Денис Городенский.

По словам Натальи Третьяк, Сергей Бесараб был вызван в управление соцзащиты, ему задали несколько вопросов, из ответов на которые сделали вывод, что он бывает в семье не ежедневно, а «когда нужна физическая помощь».

Как рассказал Сергей Бесараб корреспонденту Naviny.by, он действительно был в управлении соцзащиты, а с ним еще порядка 50 человек, вызванных для беседы. Причем она была построена так, что он не понял, что она носила официальный характер.

«Я помогал этой семье до того, как мне назначили зарплату, буду помогать и дальше. Я никогда не отказываю Денису в уходе и помощи», — сказал Сергей Бесараб.

«Это не тот уход, за который можно назначить пособие, — настаивает Наталья Третьяк. — Мы отказываем даже тем, кто приходит четыре раза в неделю по требованию, потому что это не постоянный уход. В данном случае мать осуществляет уход, как любая другая мать. Если помощь нужна не каждый день, можно привлечь волонтеров, БРСМ.

Есть возможность заказать социальное такси, обратиться в центр социального обслуживания населения».

В будущем за инвалидом может быть закреплен социальный работник, который будет приносить продукты и лекарства, убирать в квартире.

А вот помогать матери поднимать и переносить в ванную мужчину массой около ста килограммов соцработник не будет — не обязан.

Наталья Третьяк отметила, что «если человек находится на надомном обслуживании в территориальном центре, пособие по уходу не назначается».

Выплата пособия Сергею Бесарабу прекращается 1 ноября, «и с этого момента можно обращаться за помощью соцработника», подчеркнула замначальника управления соцзащиты администрации Первомайского района.

И здесь борются с тунеядцами!

Наталья Третьяк отметила, что пособие — это частичная компенсация утерянного заработка, когда люди вынуждены оставлять работу, чтобы ухаживать за нетрудоспособным членом семьи.

Теперь же, по словам Третьяк, участились случаи, когда семьи формально нанимают для ухода сторонних лиц, но ухаживают сами. У тех, кто оформлен ухаживать, идет трудовой стаж для будущей пенсии и такие люди не попадают под декрет «о тунеядцах».

«Вы не представляете, как увеличилось число людей, которые стали оформлять уход за родственниками после появления декрета, — сказала Наталья Третьяк. — Тот, кто ухаживает, получает статус работающего, а пособие отдает в семью инвалида. Поэтому факт осуществления ухода мы будем ежегодно мониторить».

Теперь Денису Городенскому придется в суде доказывать, что Сергей Бесараб не просто так получал от государства пособие, а действительно осуществлял уход за инвалидом.

Забота о государственных интересах выше заботы о человеке

Эта история красноречиво демонстрирует, что государство не стесняется защищать свои интересы, даже если при этом ущемляются интересы тех, кого государство само обязалось защищать и поддерживать. 

 Чиновники не говорят, что в казне нет денег на качественную социальную помощь, однако практика применения законодательства явно не в пользу простого человека, отметил в комментарии для Naviny.by координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.

«Особенно это заметно на местном уровне, где в результате осмысления законодательства людей лишают помощи. Оценка и контроль нужд инвалидов носит недопустимый характер, когда с людьми обходятся неуважительно. Нет попытки диалога, прояснения ситуации, а потребности инвалидов уходят на второй план», — подчеркнул Сергей Дроздовский.

Он отметил, что в последнее время в Офис приходит много жалоб на то, что инвалидов лишают постоянного ухода.

«Это большая проблема, — сказал Дроздовский. — Люди лишаются помощников по уходу необъективно.

Были случаи, когда те, кто ухаживал, подвергались давлению со стороны местной власти и отказывались ухаживать за инвалидами.

Наша позиция такова — качество услуг может оцениваться только человеком, которому нужна помощь. Пока же в Беларуси забота о государственных интересах выше заботы о человеке. А должно быть наоборот».

Источник: //naviny.by/rubrics/society/2015/10/22/ic_articles_116_190102

Адвокат Соколов
Добавить комментарий