Закон о почтовой связи 2018

Чем грозит рынку логистики закон о почтовой связи

Закон о почтовой связи 2018

По сути, речь идет о возвращении лицензирования почтовой связи.

В случае принятия закона, Национальная комиссия, которая сегодня осуществляет государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), будет принимать заявки от субъектов хозяйствования или предпринимателей, и решать, могут ли те оказывать почтовые услуги. Кроме этого, комиссия получит свободный доступ к информации о бенефициарных владельцах и управляющих лицах.

Указанные полномочия НКРСИ нарушают основные принципы государственной регуляторной политики, а именно – адекватность, целесообразность, эффективность.

Кроме того, регулятору предоставляются беспрецедентные для отрасли права наказывать (штрафовать) участников рынка почтовых услуг, а также через суд полностью запрещать заниматься деятельностью по оказанию почтовых услуг, которые являются вопиющим фактом нарушения права любого субъекта на свободу законной предпринимательской и хозяйственной деятельности.

Кроме того, проект закона предусматривает ввести обучение и повышение квалификации для сотрудников почтовых служб через государственного регулятора.

Возможно, сама по себе, идея и имеет хорошие намерения, однако, в современном порядке ведения предпринимательской деятельности она утопична, поскольку неизвестно, чему могут научить государственные структуры, которые очень далеки от рынка почтовых перевозок.

Чиновники, в лице государственного регулятора, собираются определять, что такое качественная почтовая услуга. Понятно, что не потребители будут решать, насколько качественно их обслуживали, а НКРСИ.

Это настолько далеко от задекларированной необходимости в проекте закона – развитие конкурентного рынка почтовых услуг, сразу становится очевидным, что предлагаемый проект пишется для чиновников и по запросу чиновников, но никак не защищает ни пользователей почтовых услуг, ни участников рынка!

Разработчики законопроекта ссылаются на европейский опыт, где наличие регулятора в почтовой сфере имеет место быть, однако с украинскими реалиями и проектом закона О почтовой связи европейского регулятора мало что объединяет.

Например, в большинстве европейских стран регулятор регламентирует деятельность исключительно назначенного оператора (или нескольких назначенных операторов, если такие существуют), и обязывает последнего предоставлять частным операторам доступ к своей сети отделений.

Регулятор никоим образом не вмешивается в деятельность частных почтовых операторов, чья конкуренция базируется исключительно на величине тарифов и качестве сервисов. Объясняются эти полномочия очень просто.

С одной стороны, цель европейского регулятора – отменить монополию государственной почты, имеет поддержку от государства в виде субвенций, а также наиболее проникающую сеть отделений.

С другой стороны – обеспечить прозрачные равные условия для всего рынка, выполняя в некотором роде антимонопольную функцию.

В случае принятия проекта закона О почтовой связи в Украине регулятор возьмет на себя функции тотального контроля с возможными коррупционными составляющими, а не построения рынка равных возможностей.

Так, регулятор начнет дублировать функции других регуляторных служб – Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей, налоговой службы и Антимонопольного комитета.

Вряд ли это будет иметь положительный эффект для почтового рынка, почтовых служб, потребителей и самого государства, однако однозначно станет еще одним прецедентом для блокирования полноценной работы компании не менее, чем на 10 дней.

Кроме введения регулятора и наблюдателя на рынке новый проект закона приведет к установлению монополии на некоторые виды услуг (как то, отправка корреспонденции и посылок до 10 кг) назначенным в Украине национальным оператором. Никакие монополии никогда не защитят рынок, и, тем более, не улучшат сервис и качество предоставляемых почтовых услуг!

В Украине сегодня назначен только один почтовый оператор и он участвует в разработке законопроекта О почтовой связи. Складывается устойчивое впечатление, что рынок пытаются “продавить”, выдвинув одинаковые требования ко всем почтовым операторам – там, где изначально речь не идет о равных возможностях назначенного оператора и частных почтовых служб.

Например, назначенный почтовый оператор в Украине не допускает другие почтовые службы к использованию собственных представительств или сети, хотя неоднократно подчеркивает убыточность большого количества представительных точек.

Проект закона О почтовой связи также не предусматривает возможность обязать назначенного оператора предоставить такой доступ. Еще один яркий пример – выплаты компенсаций по ущербу, нанесенному посылке: в случае с частным оператором выплаты осуществляются в полном размере (на основании задекларированной оценочной стоимости груза) из собственных активов.

При этом, назначенный оператор в Украине выплачивает убытки в четко определенном размере, привлекая активы государства.

Проект закона О почтовой связи в том виде, какой он есть сегодня, не может быть реализован. Наличие регулятора рынка недопустимо и даже “злокачественно”.

Регулятор не должен вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, а должен регулировать исключительно назначенного(ных) оператора.

При этом, у государства есть возможность дать второе дыхание как рынку, так и потребителю, законодательно отменив запрет на пересылку лекарственных средств и позволив украинцам получать медикаменты доступно и своевременно.

Во-первых, полномочия регулятора должны распространяться только на назначенных почтовых операторов, а во-вторых такие полномочия должны иметь ограниченный характер и не должны дублировать функции правоохранительных или других регулирующих органов.

Подводя итоги, можно отметить, что предложенная редакция проекта закона О почтовой связи не соответствует требованиям действующего законодательства Украины о дерегуляции и прямо противоречит некоторым нормам украинского законодательства.

Его принятие в такой редакции нанесет непоправимый ущерб почтовой отрасли, которая развивалась только благодаря отсутствию предлагаемого “регулирования” со стороны государства, хотя контроллеров хозяйственной деятельности почтовых операторов и так очень много!

Источник: //biz.nv.ua/experts/hrozit-rynke-lohistiki-zakon-o-pochtovoj-svjazi-2506119.html

Без лишних хлопот

Закон о почтовой связи 2018

В России вступила в силу новая редакция Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденная приказом Минкомсвязи РФ. В новой редакции Правил официально закреплена возможность отказаться от получения бумажных извещений.

Пользователь услуг почтовой связи сможет использовать альтернативные способы оповещения о поступлении отправлений: через SMS, push-уведомления в мобильном приложении или по электронной почте.

Кроме того, в документе закреплена возможность выдачи почтового отправления с идентификацией пользователя посредством информационно-коммуникационных технологий, предусмотренных федеральным почтовым оператором, без предъявления получателем удостоверения личности и заполнения типового извещения.

Как сообщает пресс-служба ФГУП “Почта России”, при этом альтернативные способы идентификации клиентов будут использоваться наряду с существующими.

Операция, благодаря которой можно отказаться от необходимости заполнения бумажных извещений, сокращает сроки выдачи почты в пять раз.

Предоставляется она бесплатно на основании заполненной в почтовом отделении регистрационной формы. При ее заполнении нужно указать паспортные данные и номер мобильного телефона клиента.

Чтобы передать заявление от потребителя потребуется предъявить паспорт для подтверждения личности.

“После однократного оформления этого документа клиенту больше не придется заполнять бумажные извещения.

Теперь при получении посылки клиенту необходимо назвать оператору свой номер телефона или трекинг-номер отправления.

И ему придет SMS-сообщение с кодом подтверждения, которое получателю будет необходимо назвать оператору почтового отделения для получения отправления”, – отметили в пресс-службе “Почты России”.

Получить не требующие оплаты отправления с помощью простой электронной подписи возможно уже во всех отделениях “Почты России” Москвы и Московской области.

Также вступившая в силу новая редакция Правил оказания услуг почтовой связи сокращает до 15 дней срок хранения посылок в отделениях почтовой связи. Срок хранения почтовых переводов и письменной корреспонденции, к которой также относятся международные мелкие пакеты, согласно новой редакции Правил, остается прежним – 30 календарных дней.

“С развитием электронной коммерции значительно увеличивается нагрузка на отделения почтовой связи. По предварительным данным, за I квартал 2018 г. “Почта России” обработала более 95 млн почтовых отправлений, из них более 1 млн посылок.

Сокращение сроков хранения крупногабаритных почтовых отправлений в отделениях почтовой связи направлено на повышение качества обслуживания клиентов.

Оно позволит оптимизировать зону хранения и сократит время, необходимое для выдачи почтовых отправлений”,- пояснили в пресс-службе почтового оператора.

Помимо этого, в новой редакции Правил оказания услуг почтовой связи впервые в законодательстве РФ упоминаются автоматизированные пункты почтовой связи. “Они позволят клиентам самостоятельно получать и отправлять почтовые отправления без взаимодействия с почтовыми сотрудниками”, – указали в пресс-службе.

Документ расширяет перечень возможных к пересылке международных почтовых отправлений (в том числе с наложенным платежом, с объявленной ценностью), в случае если это предусмотрено соглашениями с иностранными почтовыми операторами. Также в нем прописан порядок предъявления и регистрации претензий.

“Принятые Минкомсвязи России изменения в Правила оказания услуг почтовой связи позволят “Почте России” активно внедрять новые технологии для работы с почтовыми отправлениями и оптимизировать бизнес-процессы.

Благодаря внесенным изменениям мы сможем расширить и сделать более доступными для клиентов оказываемые услуги почтовой связи”, – прокомментировал вступившую в силу новую редакцию Правил заместитель генерального директора “Почты России” по стратегии и государственному регулированию Ярослав Мандрон.

По его словам, новый приказ – лишь начало работы по совершенствованию почтового регулирования, отвечающего мировым стандартам и нуждам клиентов. “К нашим приоритетным задачам относится принятие нового закона о почтовой связи, который обеспечит качественный рывок в почтовой отрасли”, – отметил Ярослав Мандрон.

По мнению аналитика ГК “Финам” Леонида Делицына, электронная коммерция стала основным драйвером роста выручки “Почты России”, однако увеличивающееся количество посылок надо где-то хранить. Эта логистическая проблема вынуждает оператора сокращать срок хранения посылок до 15 дней и стимулировать получателя как можно быстрее забирать свою покупку.

“В прежние времена некоторые получатели не приходили за своими посылками даже после второго оповещения.

По традиционному бумажному извещению отнюдь не всегда можно было догадаться, что именно пришло – может быть, какие-нибудь ненужные промоматериалы или сборник трудов конференции, на которой получатель когда-то побывал. Маловостребованные посылки занимают площадь, а спрос на нее резко вырос.

Многочисленные пункты выдачи товаров отдельных электронных магазинов сами по себе свидетельствовали о том, что потребители – особенно в крупных городах – предпочитают альтернативные способы доставки”, – рассказал Леонид Делицын.

По его словам, без проведенных изменений “Почта” однажды перестала бы справляться с хранением посылок и начала бы нести прямой ущерб. “Поэтому потенциальный экономический эффект имеет порядок выручки “Почты” от электронной коммерции”, – добавил аналитик.

При этом стоимость проектов по автоматизации средств уведомления и идентификации эксперт оценил в 200-300 млн руб. “Стоимость проекта создания автоматизированных пунктов, с учетом количества отделений и того, что далеко не во всех возникнут такие пункты, составит 250-400 млн руб.”, – указал Леонид Делицын.

Источник: //www.comnews.ru/content/112615/2018-04-10/bez-lishnih-hlopot

Что не так с проектом изменений в закон «О почтовой связи»?

Закон о почтовой связи 2018

Вчера сооснователь «Нова пошта» Владимир Поперешнюк выступил в против инициативы Министерства инфраструктуры внести изменения в закон «О почтовой связи».

По мнению Поперешнюка, законопроект передает «Укрпочте» эксклюзивное право на доставку посылок до 10 кг, делая ее монополистом и убивая свободную конкуренцию.

Кроме того, в законопроекте содержатся нормы, согласно которым тарифы операторов почтовой связи должны устанавливаться регулятором.

Редактор AIN.UA спросила мнение сторон о законопроекте и о том, как предлагаемые им изменения могут отразиться на рынке электронной коммерции и конечных потребителях.

Текст проекта «О внесении изменений в Закон Украины «О почтовой связи» опубликован на сайте Министерства инфраструктуры Украины 26 октября. В нем предлагается закрепить эксклюзивное право на предоставление универсальных почтовых услуг за Национальным почтовым оператором в Украине, то есть «Укрпочтой». В перечень этих услуг входят наиболее популярные: письма, посылки до 10 кг и бандероли.

Также за регулятором, которым на сегодня выступает НКРСИ, закрепляется право устанавливать тарифы на эти услуги для всех, кто их оказывает. Что означает, что такие игроки, как «Нова пошта», «Мист-Экспресс», «Автолюкс» и другие потеряют право самостоятельно определять свои цены.

В Мининфраструктуры данный проект обосновывают тем, что законодательство в сфере почтовой связи в Украине на сегодня недостаточно урегулировано, что не отвечает требованиям Евросоюза. Государство не может гарантировать гражданам надлежащее качество услуг по справедливым ценам и на территории всей страны — то есть даже в самом малонаселенном селе.

«Законом Украины «О почтовой связи» нечетко урегулирован порядок предоставления универсальных услуг почтовой связи… То есть сложилась ситуация, при которой национальный оператор почтовой связи по тарифу предоставляет услуги из перечня универсальных на всей территории государства в соответствии с требованиями, установленными государством. Другие же операторы почтовой связи предоставляют услуги из перечня универсальных на самостоятельно определенной территории, по самостоятельно определенным тарифам и самостоятельно определенным правилам», — говорится в объяснительной записке у проекту.

В «Укрпошта» такое регулирование считают справедливым — это позволит ей более эффективно конкурировать с коммерческими игроками. В «Нова пошта» выступают резко против: по мнению компании, это не только убьет конкуренцию на рынке почтовых услуг, но приведет к коллапсу на рынке электронной коммерции и негативно скажется на конечных потребителях. 

Позиция «Нова пошта»

Эти изменения существенно повлияют на развитие и участников рынков экспресс-доставки и электронной коммерции.

По сути у «Укрпочты» появится монополия на доставки львиной доли e-commerce и документов, которыми обмениваются компании.

Отнесение в законопроекте отправлений весом до 2 кг, посылок весом до 10 кг, регистрируемых и с объявленной стоимостью почтовых отправлений (то есть все наиболее выгодные услуги) к числу универсальных и оказываемых исключительно назначенным оператором услуг по пересылке — позволяет обеспечить Национальному оператору эту монополию. 

Предоставлять универсальные услуги сможет только оператор или несколько операторов почтовой связи, которых назначит Министерство инфраструктуры, а цены на услуги будут сформированы НКРСИ.

Но как будут выбирать, кто из компаний, предоставляющих логистические услуги, станет назначенным оператором и что будет, если операторов будет несколько, – в законопроекте об этом не сказано.

 

Рынок электронной коммерции понесет огромные убытки.

Если другим логистическим компаниям останутся только посылки без объявленной стоимости весом более 10 кг, то они не будут иметь шансов выдержать конкуренцию с национальным монополистом.

Например, у НП посылок до 10 кг больше половины, а «Мист Экспресс» вообще специализируется на адресной доставке небольших отправлений. Содержать штат сотрудников, автопарк и разветвленную систему отделений будет просто невыгодно.

Это значит, что, по сути, некому будет доставлять весь тот объем отправлений, который ранее обслуживали частные операторы. E-commerce просто не с кем будет работать. 

Какие последствия могут быть для потребителей? Клиенты получат услуги низкого качества по высокой цене. В случае, если будет кому эти услуги оказывать.

Позиция «Укрпошта»

Проект закона не монополизируется в пользу «Укрпочты» — посылки до 10 кг сможет доставлять не только «Укрпошта».

Законопроект предоставляет возможность любым операторам рынка почтово-логистических услуг стать национальным оператором и предоставлять универсальные услуги по пересылке почтовых отправлений весом до 2 кг, посылок весом до 10 кг, секограмм весом до 7 кг, регистрируемых и с объявленной ценностью почтовых отправлений.

Национальный регулятор будет осуществлять государственное регулирование и установление предельных цен (тарифов) для операторов рынка почтово-логистических услуг, которые станут национальными операторами (в том числе и «Укрпочты») и предоставлять универсальные услуги.

Однако, операторы рынка могут предоставлять услугу по пересылке посылок весом до 10 кг как не универсальную, на которую не распространяется действие ст.16 законопроекта.

Например, как «Укрпошта» предоставляет услугу «Укрпочта Экспресс», распространяемая и на посылки до 10 кг.

Законопроект направлен на защиту прав потребителей и не повлияет на рынок электронной коммерции. Он должен соответствовать нормам честной конкуренции и способствовать нормальному развитию рынка почтово-логистических услуг.

Однако в документе есть норма о проведении плановых и внеплановых проверок и наложения штрафов в случае невыполнения требований регулятора, что может усилить его влияние на операторов рынка.

Кроме того, расширен перечень универсальных услуг, который приведет к значительной финансовой нагрузке на назначенного оператора почтовой связи, поскольку тарифы на эти услуги регулируются НКРСИ и носят социальный характер.

В этом законопроекте предусмотрена норма о компенсации, если универсальные услуги будут определены убыточными.

Подобная норма предусмотрена и в действующем законе, однако она никогда не работала — назначенный почтовый оператор не получал господдержку.

«Укрпошта» не была разработчиком проекта и сейчас собирает свои предложения в законопроект и отправит в Министерство инфраструктуры Украины.

Источник: //ain.ua/2018/10/31/chto-ne-tak-s-proektom-izmenenij-v-zakon-o-pochtovoj-svyazi/

Адвокат Соколов
Добавить комментарий