Закон обратной силы не имеет конституция

Закон обратной силы не имеет конституция РФ – Юридический ликбез

Закон обратной силы не имеет конституция

Например, согласно ст. 10 УК РФ. закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Следовательно, лицо, совершившее деяние в то время, когда оно считалось правонарушением, не подлежит ответственности, а лицо, совершившее правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть привлечено к ответственности только по действовавшему в то время более мягкому закону.

Конституция Российской Федерации (РФ), ст 54

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон.

Согласно этим разъяснениям, в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому.

Полагает, что Постановление в оспариваемой части противоречит статье 10 Уголовного кодекса Российской Федерации и статье 54 Конституции Российской Федерации, в связи с чем является незаконным. Мартысевич В.Г. в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Положения об обратной силе закона, закрепленные в статье 54 Конституции Российской Федерации и статье 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривают порядок применения закона, а именно — привлечения к ответственности и назначения наказания в рамках уголовного судопроизводства. Нормы.

Не могут иметь обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

В ряде случаев закону придается обратная сила. Это возможно напр. в случаях, если после совершения правонарушения новым ответственность за него устранена или смягчена. Применение в этом случае нового закона должно быть специально предусмотрено в самом либо в акте о введении его в действие.

Злоупотребления властью можно ре­ально ограничить лишь в том случае, если властное принуж­дение осуществляется не про­сто по закону, а в рамках четко регламентированной за­ко­ном беспристрастной процедуры. Отсюда вы­текает требо­ва­ние над­лежащей правовой проце­дуры, кото­рая должна со­блю­даться, как минимум, во всех случаях, когда человеку по за­кону грозит лишение жизни, личной свободы или имущества.

Под смягчением наказания следует понимать снижение максимума либо минимума соответствующего наказания, предусмотренного в санкции, исключение из санкции дополнительной меры наказания либо включение в нее такой альтернативной меры, которая дает суду возможность назначить виновному лицу более мягкую меру наказания.

Здесь также следует отметить, что ч.2 ст.

10 УК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу содержащаяся в ней норма предполагает в системе действующего уголовно-процессуального регулирования сокращение назначенного осужденному наказания в связи с изданием нового уголовного закона, смягчающего ответственность за совершенное им преступление, в пределах, предусмотренных нормами как Особенной части, так и Общей части УК РФ в редакции этого закона (постановление КС РФ от 20.04.2006 N 4-П).

Задать вопрос можно по телефону или на сайте.

Статья 10 УК РФ

Этот общедемократический принцип, который еще в 1789 г. был включен во французскую Декларацию прав человека и гражданина, сегодня входит в перечень основных прав и свобод человека, являющихся общепризнанными нормами международного права, и отражен, например, в п.

1 ст. 15 заключенного в рамках ООН Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и п. 1 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Источник: //vash-yurist102.ru/zakon-ustanavlivajuschij-ili-otjagchajuschij-otvetstvennost-obratnoj-sily-ne-imeet-78892/

«Закон обратной силы не имеет» — многие студенты юридических факультетов и даже школьники на специализированных предметах слышали данное понятие. Однако его смысл с первого раза смогли понять единицы.

Для того чтобы разобраться, что представляет собой обратная сила закона, необходимо разбить вопрос на несколько составляющих элементов.

Итак, данный принцип присутствует в любой отрасли права, поэтому для конкретного рассмотрения и приведения примеров важно обратить внимание на определённую сферу, например уголовное право.

Основа: определение

Для того чтобы разобраться в вопросе «Что значит: закон не имеет обратной силы?», важно рассмотреть понятие данного словосочетания. Здесь упоминается о ревизионной силе нормы.

Это значит, что обратная как юридический термин предполагает действие закона на те общественные отношения, которые попадают под сферу регулирования, являются предметом действия закреплённых норм, а также возникли раньше, чем начал действовать нормативный документ.

Особой категорией в данном случае является время, которое и определяет возникновение действия либо недопустимости нормативного регулирования со стороны юридических норм.

Ревизионность нормы означает возможность пересмотра статьи в соответствии с законодательством, которое действовало до принятия акта.

Роль принципа

Ранее в данной статье говорилось о примерах рассмотрения. Так как мы определились с уголовным правом, то в УК РФ вы не встретите словосочетания «закон обратной силы не имеет». Подобное является вполне логичным и обоснованным.

В любом правовом институте законодателем закладывается свод принципов, на основе которых разрабатывается содержание статей, а также добавляются новые.

В качестве примера приводится возможность распространения юридических норм нового закона деяния, совершённого до обнародования качественно новых норм.

Научное обоснование принципа

Разбираясь в вопросе о том, имеет ли закон обратную силу, важно обратиться к истокам его происхождения. Философско-правовой аспект говорит о том, что в основу был заложен гуманизм, то есть любовь к человеку.

Гуманизм в правовом смысле – это совокупность требований, которые предъявляются народом к государству при осуществлении им нормотворческой и нормоприменительной деятельности.

Принцип гуманизма во многом определяет уровень защиты и охраны правового статуса личности в государстве.

Существует ряд научных точек зрения учёных-правоведов.

Наиболее популярная из них сводится к тому, что обратная сила закона должна находиться в преамбуле акта, устанавливающего уголовные наказания.

Вы можете согласиться либо отрицать данное мнение, однако наравне с другими основополагающими нормами должна находиться презумпция невиновности, законность и вышеупомянутый гуманизм.

статьи УК РФ

Согласно уголовному законодательству, закон обратной силы не имеет только в случае ухудшения правового положения осуждённого лица.

Например, если повышается санкция статьи за преступление, по которому вынесен обвинительный приговор суда, то срок осуждённому не прибавляется.

Данное правило противоречило бы всем гуманным постулатам уголовного и уголовно-исполнительного права.

Внести ясность относительно действия закона сможет чёткое рассмотрение частей статьи 10 УК страны, которая говорит о том, что нормы, каким-либо образом улучшающие положения лица, применяются на момент вступления закона в силу. Данное правило распространяется не только на тех лиц, которые отбывают наказание, но и на подозреваемых, обвиняемых, а также на тех лиц, которые отбыли наказание, но имеют непогашенную судимость.

Исключение содержится в этой же статье, которая говорит о том, что закон обратной силы не имеет только в случае усиления наказания либо ухудшения статуса заключённого иным образом. Обратите внимание на то, что данное правило не подвергается никаким исключениям!

Источник: //pravolikbez.com/zakon-obratnoy-sily-ne-imeet-konstitutsiya-rf/

Закон не имеет обратной силы — что это значит, и как это понимать?

Закон обратной силы не имеет конституция

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

Что значит закон не имеет обратной силы?

Каждый день принимаются новые законы, которые начинают действовать либо с определенной даты, либо при наступлении определенного события, либо с момента их подписания. Но распространяют ли они свое действие на отношения, которые имели место до принятия нового закона – ведь на тот момент никакого нормативного акта не было?

Ответ на этот вопрос становится очевидным после ознакомления с двумя основными правовыми постулатами.

  1. Согласно первому, закон действует только на те отношения, которые появились после вступления его в силу.
  2. Второй гласит, что если отношения являются длительными (например, продолжительный договор аренды), то они регулируются актом, действующим на момент возникновения отношений (в приведенном примере – при заключении договора аренды).

Между тем, указанные выше постулаты – это лишь общее правило, которое действует далеко не всегда. Законодатель оговаривает и случаи, когда закон имеет обратную силу, т.е. распространяет действие на временной промежуток до его принятия.

Например, в самом нормативном акте может указываться, что он распространяет действие на отношения, которые имели место до его принятия.

Второе исключение касается законов, улучшающих положение лиц, на которых он распространяет действие. Речь идет о случаях отмены статей УК РФ, предполагающих уголовное преследование за различные преступления.

В этом случае преступления, которые совершались до введения в действие до принятия такого закона также декриминализуются.

Аналогичное правило действует в отношении поправок к КоАП РФ, улучшающих положение правонарушителей, либо поправок в Налоговый кодекс РФ.

Конституция РФ об обратной силе закона

Конституция РФ – основной закон страны. В нем содержатся основополагающие правила относительно действия законов России во времени. Такие правила закреплены в ст. 54 Конституции.

По общему принципу закон, который утверждает ответственность за действия или бездействие (хотя ранее такой ответственности не было), либо увеличивает уровень ответственности за действия или бездействие, которые имели место до введения в действие нового закона, не имеет обратной силы. Таким образом, по данному постулату Конституции РФ — закон обратной силы не имеет.

Но существует и второй постулат, который отражен в ч. 2 ст. 54 Конституции РФ.

Никто не должен быть наказан за действия, которые не признавались правонарушением или преступлением в момент их совершения, даже если они признаются неправомерными по новому закону.

Правило дополняется утверждением о том, что если после совершения действий или бездействия ответственность за них упразднена, либо стала более мягкой, на основании нового закона, то применяется исключительно он.

Что значит обратная сила закона применительно к гражданским и уголовным правоотношениям?

Правила применения постулата о том, что закон не действует на ранее возникшие отношения заложена в ГК РФ (ст. 4) и УК РФ (ст. 10).

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ гражданские нормативные акты не могут иметь обратной силы и действуют только применительно к тем отношениям, которые возникли после их принятия.

Однако в этой же норме указывается на исключение – если в законе прямо указано, что его действие распространяется на ситуации, которые имели место до его принятия, то такие отношения также подлежат регулированию таким законом.

Если же правоотношения длящиеся, и возникли до принятия закона, то после начала его применения они будут урегулированы новым актом (ранее исполненные права и обязанности будут регулироваться по-старому).

Об уголовном законодательстве мы уже упоминали. Согласно ст. 10 УК РФ, если деяние ранее считалось преступным, но новый закон смягчает ответственность или улучшает положение преступника, то новый акт распространяет действие на ранее осужденных лиц. Это касается как лиц, отбывающих наказание, так и уже отбывших его, но не погасивших судимость.

Если же новым законом в ранг преступления возводятся действия, ранее не признававшиеся преступлением, либо ответственность усиливается, то такой закон не имеет обратной силы.

Таким образом, по уголовному законодательству обратную силу имеют только те положения нового закона, которые:

  1. Упраздняют преступность деяния.
  2. Смягчают наказание.
  3. Иным образом делают положение лица, привлеченного к ответственности, лучше.

***

Таким образом положения Конституции РФ, ГК РФ, УК РФ относительно обратной силы действия законодательных норм во многом совпадают. ГК РФ и УК РФ лишь дополняют указанные в Конституции РФ основополагающие принципы.

Источник: //zakoved.ru/dlya-grazhdan/zakon-ne-imeet-obratnoj-sily-chto-e-to-znachit-i-kak-e-to-ponimat.html

Законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратную силу имеют. Конституция российской федерации Обратная сила закона в гражданском праве: имеет ли он ее

Закон обратной силы не имеет конституция

Самостоятельно разобраться в нюансах данного вопроса Вам поможет следующая статья:

Обратная сила закона имеет большое значение для правильного применения законодательства.

Обострение вопроса об обратном действии закона и его пределах в немалой степени предопределено чрезвычайной изменчивостью законодательства. Достаточно распространенной является проблема временного разрыва между обращением за осуществлением своего права в орган государственной власти или местного самоуправления и принятием соответствующего правоприменительного акта.

Период этот может продлеваться в случае принятия органом акта, незаконность которого установлена позже и он отменен судом. Суд выносит решение об устранении допущенного нарушения, но само законодательство, подлежащее применению, за это время изменилось.

Неопределенность в вопросе о применимом в данном случае законодательстве может препятствовать осуществлению гражданами их прав и защите их интересов.

Таким образом, вопрос об обратном действии закона и пределах его применения не разработан в необходимой степени и актуализируется в современных условиях изменчивого законодательства и бюрократического правоприменения.

1. Закон может приобрести обратную силу только при прямом указании закона. Гражданский кодекс РФ не имеет обратной силы, о чем прямо указано в п. 1 ст.

4 ГК РФ, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Если специальный закон не содержит отличных норм, то следует использовать режим, сформированный кодексами для отношений определенного вида.

2. Для правильного решения вопроса о применимом законодательстве в отечественной правовой системе большое значение имеет содержание закона: улучшает или ухудшает он положение гражданина, создает ли он права и обязанности или прекращает их.

Именно в зависимости от содержания норм устанавливаются темпоральные правила Конституцией РФ.

Дискуссионным является вопрос о том, является ли применение закона, прекратившего право гражданина на получение определенного блага (правомочия), ухудшением его положения.

В соответствии со ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Так, ст.

54 Конституции РФ установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Так, Президиум Верховного Суда РФ, разрешая дела, исходит из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют (ст. 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации), что зафиксировано в том числе в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 г. N 249пв01.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.

1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, конституционная доктрина со ссылкой на ст. 54 – 57 Конституции РФ идет по пути признания умаления прав граждан издание закона, уменьшающего объем их прав.

Именно из этого исходит положение о запрете применять законы, прекращающие правомочие, к отношениям, которые возникли до введения в действе нового закона.

Действительно, если у гражданина в ранее действовавших нормах присутствовало какое-либо правомочие, то прекращение этого права сокращает его правоспособность на соответствующий период времени.

3. Большой практической значимостью обладает вопрос о том, можно ли применять закон к юридическим фактам, возникшим до его введения в действие. Казалось бы, ответ на указанный вопрос однозначный – нет.

Тем не менее, важен следующий нюанс: в процессе рассмотрения заявления гражданина юридическим фактом, по которому устанавливается законодательство, будет: а) дата обращения с заявлением; б) дата начала рассмотрения вопроса или в) дата принятия правоприменительного акта? Решение этой временной проблемы имеет большое значение.

В юридической науке исследован вопрос о длящихся правоотношениях, которые переживают изменение законодательства.

Решение вопроса о применении к таким отношениям более позднего закона напрямую зависит от того, был ли принят по ним правоприменительный акт.

Если правоприменительный акт был принят, то недопустимо в дальнейшем применение к тем же отношениям более позднего закона. Это будет фактически означать пересмотр принятого правоприменительного акта.

Обратим в этой связи внимание на то обстоятельство, что даже признание акта неконституционным не ведет к пересмотру актов и отношений, которые произошли к моменту вынесения решения и вступления его в силу, что следует из ст. 79 и 100 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации является материально-правовым основанием для пересмотра ранее принятых судебных решений лишь в отношении тех лиц, которые выступали заявителями в деле, рассматривавшемся Конституционным Судом Российской Федерации.

В отношении иных лиц, в делах которых были применены нормативные положения, признанные неконституционными либо получившие конституционно-правовое истолкование, отличное от имевшего место в правоприменительной практике, решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет по обращениям управомоченных лиц пересмотр (изменение или отмену) в установленных процессуальным законом порядке и пределах основанного на таких нормативных положениях правоприменительного решения, не вступившего в законную силу либо вступившего в законную силу, но не исполненного или исполненного частично. Таким образом, возможности применения обратного действия судебного акта также ограничены в зависимости от того, состоялось ли правоприменение и было ли окончено его исполнение. Даже если действовал и применялся неконституционный закон, но его применение к моменту вынесения решения суда о его неконституционности окончено, это не дает возможности применить справедливую конституционную норму, так как это будет приданием закону обратной силы.

С учетом сказанного полагаем, что обращение гражданина за осуществлением своего права является фактом, определяющим законодательство, подлежащее применению. Именно по этой дате осуществляется установление действующего законодательства. Данная позиция подтверждается юридической наукой и судебной практикой.

Имеется , полностью соответствующая установленной юридической доктрине. Так, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа по арбитражному спору N КГ-А41/10590-04 от 23 ноября 2004 г.

исследовались обстоятельства, связанные с подачей на государственную регистрацию заявления, до рассмотрения которого регистрирующим органом произошло изменение законодательства.

Судом указано, что изменения к Федеральному закону “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, требующие подачи заявления о госрегистрации договора обеими его сторонами, вступили в силу уже после обращения Фонда “Прогимназия “Радуга” в МОРП.

С учетом высказанной правовой позиции суд указал на правомерность регистрации поданной заявки по законодательству, действовавшему на момент его подачи, несмотря на то что на момент рассмотрения заявки действовал другой закон.

Источник: //netkuponam.ru/registraciya-ip/zakony-uhudshayushchie-polozhenie-nalogoplatelshchikov-obratnuyu-silu-imeyut.html

«Законопроект о лишении иммунитета экс-президентов столкнется с противодействием»

Закон обратной силы не имеет конституция

«Азаттык»: Сегодня профильный комитет Жогорку Кенеша в первом чтении одобрил законопроект о лишении экс-президентов статуса неприкосновенности. Произошло это как раз во время обсуждения вопроса о привлечении к ответственности Алмазбека Атамбаева…

Масалиев: Вообще, законопроект под конкретную личность не пишется. Это касается абстрактной персоны, которая занимала должность президента и в установленном законом порядке оставила его, имеет статус экс-президента. Фамилии – Атамбаев, Отунбаева, Жээнбеков или Бакиев – там указываться не будут.

«Азаттык»: Речь идет о том, что закон обратной силы не имеет. Как вы намерены обойти эту норму?

Масалиев: В отношении обратной силы есть общие принципы юриспруденции. Закон, отягчающий положение граждан, или если усиливается ответственность за что-то, он, конечно, обратной силы не имеет.

Но мы не вносим изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса, мы лишь говорим о процедуре приведения в соответствие с действующей Конституцией, которая была принята в 2006, 2010 и 2016 годы. Во всех них статус экс-президента был исключен.

Раньше, при Аскаре Акаеве, в Конституции было упоминание о том, что экс-президент обладает неприкосновенностью равно как и льготами. Поэтому речь не идет о каких-то новых нормах, мы приводим действующий закон о гарантиях деятельности президента в соответствие с Конституцией.

Это не выдумка, это норма, которая исключена из Конституции. Поэтому говорить, что, мол, обратная сила… Для меня лично проблемы никакой нет.

«Азаттык»: Теоретически, если ваш законопроект будет принят, экс-президентов, сейчас обладающих этим статусом, уже можно будет привлекать к ответственности?

Масалиев: Безусловно. В принципе и сейчас можно привлекать к ответственности. Еще раз повторю, что для меня не существует проблемы, чтобы привлечь их к ответственности.

Потому что Конституция их не защищает, а Конституция – наш главный закон. Нет такой нормы. Это остаток от Конституции 2003 года. Там даже была глава «О первом президенте».

Там было упоминание о том, что члены семьи пользуются привилегиями.

Вообще, в отношении факта привлечения к ответственности, сейчас статус экс-президента имеют Алмаз Шаршенович и Роза Исаковна. И по большому счету против Аскара Акаева еще никто не выдвигал обвинений.

В свой последний срок он уехал в Россию и сложил полномочия, но два срока он работал от и до. Поэтому, что касается фактического привлечения к ответственности, Генпрокуратура спокойно может это сделать.

Для этого нужна политическая воля.

«Азаттык»: Буквально месяц назад Конституционная палата вынесла решение по поводу этого…

Масалиев: Конституционная палата ответила на запрос адвоката Нурбека Токтакунова о том, противоречит ли статья 12 закона о гарантиях деятельности президента Конституции, там, где говорится о неприкосновенности президента. Она приняла решение, что противоречит.

«Азаттык»: В части отсутствия механизмов привлечения к ответственности…

Масалиев: Ну, такого быть не может. Она должна соответствовать или противоречить. Все. Такого не бывает, что в части соответствия или в части отсутствия.

Конституционный суд здесь пошел на поводу, я бы сказал, каких-то своих интересов и в желании угодить действующему президенту, или еще что, я не знаю.

С юридической точки зрения – это решение достаточно спорное, но оно есть,и скорее всего, оно повлияет на окончательную редакцию закона.

«Азаттык»: Что вы думаете о перспективе своего документа? Не столкнется ли он с противодействием определенных групп в парламенте…

Масалиев: Обязательно столкнется с противодействием со стороны аппарата президента, Министерства юстиции. Они уже нам дали заключение, по которому предлагается оставить скрытую форму неприкосновенности и заменить ее на усложненную процедуру через получение согласия парламента. Может быть, и так получится, я не могу этого гарантировать.

«Азаттык»: Вопрос будет обсуждаться на заседании парламента…

Масалиев: Будет осуждаться на палате, во втором чтении. Мы, авторы, можем согласиться с предложениями или не согласиться, но это уже другой вопрос. Мы предлагаем сделать так, чтобы человек после окончания президентского срока, за исключением материального обеспечения и медицинского страхования, в остальном был бы в статусе обычного гражданина.

Источник: //rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_ex-prezident_jogorku_kenesh/29623686.html

Об официальном толковании пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан

Закон обратной силы не имеет конституция

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Совета Кима Ю.А. и членов Совета Акуева Н.И., Бусурманова Ж.Д., Мамонова В.В., Темирбулатова С.Г. и Шопина В.Д., с участием представителей субъекта обращения – депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан Веснина В.Н. и Рамазанова А.М.

, представителей Премьер-Министра Республики Казахстан: Коржовой Н.А. – Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Мухамеджанова Б.А.

– Министра юстиции Республики Казахстан рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан.       Заслушав сообщение докладчиков – членов Совета Акуева Н.И. и Бусурманова Ж.Д.

, выступления участников конституционного производства по данному обращению, а также ознакомившись с заключениями экспертов – доктора юридических наук, члена-корреспондента Национальной Академии наук Республики Казахстан, директора Института государства и права НАН РК Сапаргалиева Г.С.

и доктора юридических наук, профессора Высшей школы права “Адилет” Димитровой С.А.

, установил:       В Конституционный Совет Республики Казахстан 18 февраля 1999 года поступило обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан.

      Поводом к обращению в Конституционной Совет явилось внесение Правительством Республики Казахстан в Парламент проектов законов об изменениях в пенсионном обеспечении, занятости населения и льготах отдельным категориям граждан.

Депутаты Парламента ставят под сомнение правомерность переноса выплаты социальных пособий из республиканского бюджета в местные, так как, по их мнению, это приведет к дискриминации граждан по месту жительства и нарушению принципа равенства всех перед законом, предусмотренному пунктом 1 статьи 14 Конституции.

Кроме того, они считают, что исключение пособий по безработице из числа мер по социальной защите населения приведет к потере гражданами их права на социальную защиту от безработицы, что будет противоречить норме пункта 2 статьи 24 Конституции.

      Депутаты Парламента также ставят вопрос о правомерности прекращения выплаты пенсий, назначенных до принятия Закона Республики Казахстан от 24 июня 1997 г. Z970136_ “О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан”, в связи с отсутствием таких видов пенсий в новом Законе, а также уменьшения максимальных размеров пенсионных выплат, назначенных ранее. В связи с этим ставится вопрос о правомочности законодательного органа издавать законы, ухудшающие положение граждан, что может привести к нарушению норм подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции.

      При рассмотрении указанных вопросов Конституционный Совет исходит из следующего.       1. Статья 14 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что все равны перед законом и судом (пункт 1), никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (пункт 2). Приведенная норма означает равенство прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав и равную ответственность личности перед законом.       Порядок выплаты социальных пособий регламентируется законодательными актами, предусматривающими реализацию указанных выплат как из республиканского, так и из местного бюджетов. Изменение источника выплаты не влечет ущемления права гражданина на социальное пособие.

      2. Пункт 2 статьи 24 Конституции не устанавливает конкретные виды социальной защиты. Меры по социальной защите и механизм их осуществления регламентируется законом.

В частности, Закон Республики Казахстан “О занятости населения” от 30 декабря 1998 года Z980341_ , конкретизируя конституционное положение “социальная защита от безработицы”, предусмотрел комплекс мер, в том числе – выплату пособий по безработице, выплату стипендий в период профессиональной подготовки,повышения квалификации и переподготовки, выплату из государственного бюджета части затрат работодателя при привлечении безработных к общественным работам.

      Следовательно, социальная защита от безработицы не может быть сведена только к выплате пособий по безработице и ее исключение из системы защитных мер не лишает гражданина права на социальную защиту от безработицы, предусмотренного пунктом 2 статьи 24 Конституции.       3. Подпункт 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан гласит, что законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Эту норму Конституции следует понимать так, что обратной силы не имеют те законы, которые относятся к сфере регулирования юридической ответственности граждан за правонарушения и устанавливают новые виды ответственности или усиливают ее путем введения новых санкций, то есть ухудшают положение граждан, совершивших правонарушение. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, то новый закон имеет обратную силу.       Указанная выше норма Конституции об обратной силе законов распространяется на судей, государственные органы и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность. Парламент обладает правом устанавливать новые юридические нормы, исходя из сложившихся обстоятельств и принципа целесообразности, в том числе – устранять недостатки правового регулирования постоянно изменяющихся и динамичных общественных отношений. Принятые Парламентом законы могут действовать с обратной силой, если решение об этом закреплено в самом законе или в постановлении о введении его в действие.

      На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан K951000_ , подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьей 37 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, U952737_ “О Конституционном Совете Республики Казахстан”, Конституционный Совет Республики Казахстан в порядке официального толкования пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстанпостановляет:

      1. Пункты 1 и 2 статьи 14 Конституции Республики Казахстан, применительно к предмету обращения, следует понимать так, что перенос выплат социальных пособий из республиканского в местные бюджеты не влечет дискриминации граждан по месту жительства и нарушения принципа равенства всех перед законом. Парламент Республики Казахстан при принятии новых законов по вопросам социальной защиты граждан долженопределить общие критерии назначения минимальных и максимальных размеров пенсий и пособий, обязательных к соблюдению во всех регионах Республики.       2. Пункт 2 статьи 24 Конституции Республики Казахстан не устанавливает конкретные виды социальной защиты, которые определяются соответствующим законом. Применительно к поставленному в обращении вопросу, эту конституционную норму следует понимать так, что исключение пособий по безработице не влечет ущемления права граждан на социальную защиту от безработицы.       3. Подпункт 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что обратной силы не имеют те законы, которые регулируют юридическую ответственность граждан за правонарушения и устанавливают новые виды ответственности или усиливают ее путем введения новых санкций. Эта конституционная норма распространяется на судей, государственные органы и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность.       Парламент Республики при принятии законов обладает правом устанавливать правовые нормы, имеющие обратную силу.

      4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.

      Председатель

Источник: //tengrinews.kz/zakon/konstitutsionnyiy_sovet_respubliki_kazahstan/konstitutsionnyiy_stroy_i_osnovyi_gosudarstvennogo_upravleniya/id-S990000002_/

013

Закон обратной силы не имеет конституция

13. Закон как источник права. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

1. Закон как источник права.

Закон

– нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой, другие (подзаконные) нормативные правовые акты по общему правилу должны соответствовать закон. Среди законов выделяют:

  • основные
  • – Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу;

  • конституционные
  • – принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения и имеющие повышенную юридическую силу;

  • кодифицированные
  • – сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений;

  • текущие
  • – принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

В Российской Федерации действуют на федеральном уровне: Конституция РФ (предусматривается также принятие законов РФ о поправках к Конституции РФ), федеральные конституционные законы, федеральные законы (а также приравненные к ним законы и основы законодательства РФ, законы РСФСР, принятые до вступления в силу Конституции РФ, и некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР), на уровне субъектов РФ – конституции (уставы) и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы – федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ – федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения. Согласно статье 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

2. Действие закона во времени.

Действие закона во времениопределяется временем начала действия и временем прекращения действия закона.

Закон может вступить в силу только после официального опубликования.

Согласно Федеральному закону “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания” (1994) федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом (или специальным законом о его введении в действие) не установлен иной порядок вступления в силу (например, вступление в силу со дня официального опубликования или введение в действие с определённой даты, по истечении тридцати дней со дня официального опубликования, возможно также установление различных сроков вступления в силу различных положений закона). По общему правилу закон обратной силы не имеет (не применяется к отношениям, возникшим до его вступления в силу). Согласно статье 54 Конституции РФ не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а согласно статье 57 – устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Обратная сила закона (применение к отношениям, возникших до его вступления в силу), возможно лишь в порядке исключения, в случаях, установленных законом (в соответствии со статьёй 54 Конституции РФ закон, устраняющий или смягчающий ответственность за правонарушение имеет обратную силу).

По общему правилу в закон вносятся изменения, его действие приостанавливается, он признаётся утратившим силу (отменяется) законом того же вида. Действие закона или отдельных его положений может быть приостановлено законом.

Закон (как и отдельные его положения) утрачивает силу (прекращает действие) по истечении установленного срока его действия, в связи с официальной отменой, а также в связи с изданием нового закона, заменяющего прежний (косвенная отмена), а также в связи с судебной отменой (законы, признанные неконституционными, утрачивают силу).

В некоторых случаях возможно применение закона, утратившего силу, к отношениям, возникшим во время его действия (переживание закона).

3. Действие закона в пространстве.

По общему правилу действие закона государства в пространстве распространяется на территории, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция государства: на территории государства (территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними), на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне. Действие закона государства, как правило, также распространяется на территории его дипломатических представительств, воинских частей, на суда и воздушные суда, приписанные к порту государства и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве (а также на все военные корабли и воздушные суда) в соответствии с нормами международного права. Применение иностранного права допускается в некоторых случаях. Действие закона субъекта РФ (несуверенного государства или государственного образования), как правило, распространяется на всю его территорию (возможны исключения по отдельным территориям или по кругу лиц). Действие норм закона в пространстве может быть ограничено, если это установлено самим законом или следует из его содержания, при этом сами законы действуют на всей территории РФ (например, Федеральные законы “О континентальном шельфе”, “Об особой экономической зоне в Магаданской области”).

4. Действие закона по кругу лиц.

По общему правилу действие закона государства распространяется на лиц, находящихся на его территории и территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция.

Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Однако из этого правила есть масса исключений.

Права, свободы и обязанности, связанные с гражданством (избирательное право, воинская обязанность), распространяются только на граждан РФ, даже находящихся за пределами Российской Федерации.

Под действие закона государства (государственного образования) подпадают его государственные органы и должностные лица при исполнении должностных обязанностей, независимо от их местонахождения (например, Президент РФ во время зарубежной поездки, а также органы государственной власти Московской области, расположенные на территории города Москвы).

Некоторые законы (а также отдельные нормы) распространяют действие только на определённых лиц (например, многие нормы Федерального закона “О статусе военнослужащих”, Закона РФ “О статусе судей в РФ” адресованы военнослужащим и судьям соответственно). Некоторые законы не распространяются на лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью в соответствии с международными договорами.

Используются технологии uCoz

Источник: //ftk.narod.ru/download/pravo/osnovi/013.htm

Статья 54 Конституции России

Закон обратной силы не имеет конституция

Текст Ст. 54 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Комментарий к Ст. 54 Конституции Российской Федерации

1. Положения комментируемой статьи основаны на общепризнанных принципах справедливости и гуманизма, сформулированы в соответствии со ст. 11 Всеобщей декларации прав человека и ст.

15 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Эти нормы служат важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, являясь неотъемлемым составным элементом правового статуса личности в Российской Федерации.

Возведение правовых норм о действии закона во времени в разряд конституционных (обладающих наивысшей силой) свидетельствует об их высокой значимости и ценности; они носят теперь всеобщий характер, распространяясь на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения.

Итак, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия. Аналогичные указания содержатся в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Например, согласно ст.

10 УК РФ, закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Следовательно, лицо, совершившее деяние в то время, когда оно считалось правонарушением, не подлежит ответственности, а лицо, совершившее правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть привлечено к ответственности только по действовавшему в то время более мягкому закону.

Издание законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, может быть вызвано необходимостью совершенствования мер охраны и защиты прав, свобод и законных интересов других граждан, усиления борьбы с правонарушениями и укрепления правопорядка. Разумеется, государство вправе принимать такие меры, но это не должно вести к ухудшению положения лица, совершившего деяние до издания более строгого закона. Гражданин может и должен знать и соблюдать требования действующего закона.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и стремление самого законодателя следовать принципу справедливости, а также полностью соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 15).

Приведем несколько примеров из отраслевого законодательства, в котором нашла свое продолжение комментируемая конституционная норма.

В гражданском законодательстве: если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ).

В налоговом законодательстве: акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В законодательстве об административных правонарушениях: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е.

распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 1.7 КоАП РФ).

Источник: //konstrf.ru/54

Адвокат Соколов
Добавить комментарий